N°79
08 мая 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  08.05.2001
Богемские рассказы
Чешскому кино удалось то, что не удалось российскому

версия для печати
Фестиваль национального кино -- хорошо организованный, компактный и дающий целостное представление о том, что снимается в стране, -- для России пока утопия. Невозможно представить себе, например, что картина, премьера которой состоялась в российском конкурсе «Кинотавра», появится в конкурсе Московского международного фестиваля, хотя формально это не противоречит правилам. В других странах национальные фестивали обкатывают фильмы перед более престижными международными конкурсами; у нас картины растаскивают по форумам, заботясь больше о собственном статусе, чем о дальнейшей судьбе фильма.

У честолюбивой борьбы за картины, которую ведут отечественные фестивали, есть оборотная сторона: отсутствие конкуренции в рамках отдельно взятого форума. Российские картины не ориентированы на дружелюбную соревновательность. Практически каждый новый фильм содержит в себе скрытое, но достаточно агрессивное послание: «До меня в России кино не было, не умели снимать жанровые (авторские, коммерческие, молодежные -- нужное подчеркнуть) фильмы, а вот теперь выйду я в прокат -- и наступит золотой век». В результате любой кинематографический конкурс в России превращается в задачку о том, как каждой сестре подарить по ювелирному украшению, чтобы ни одна не обиделась. А если непреднамеренно и возникнет конкуренция, то оскорбленные творцы торопятся снять свои картины -- не по чину им соревноваться с неуважаемыми коллегами.

В Чехии национальный фестиваль называется Finale, проходит уже четырнадцатый раз, в апреле, в городе Пльзене, хорошо знакомом любителям пива. Что на нем показывают? А все. Не утруждая себя хитроумными соображениями, в конкурс включают все, что было снято за последний год: совсем новые картины и уже прошедшие по международным фестивалям, дешевые молодежные ленты, снятые на видео, и масштабные международные копродукции, игровые и документальные работы. Что получается? Целостный кинопроцесс с мейнстримом и маргиналами, экспериментальным кино и коммерческими хитами. Два-три десятка полнометражных фильмов, выходящих в Чехии ежегодно, не воспринимаются разрозненным костром амбиций, в котором каждое полено желает гореть по отдельности. И хотя на полную окупаемость в чешском прокате рассчитывать не приходится (выручка от успешного фильма составляет, как правило, шестизначную цифру в долларах, а бюджет -- семизначную), государственные субсидии и иностранное участие превращают кинопроизводство в занятие если не прибыльное, то по крайней мере не слишком убыточное. А о доле чешских фильмов в национальном прокате (около 25%) российским продюсерам остается только мечтать.

Главным хитом минувшего Finale стал, разумеется, «Обрубок» (Otesanek) Яна Шванкмайера, о котором наша газета писала в сентябре прошлого года как об одной из лучших картин Венецианского фестиваля. Он и получил главную награду. Знаменитый чешский сюрреалист снял, пожалуй, наименее фантастический из своих фильмов: сюжет страшноватой сказки о куске дерева, опрометчиво усыновленном бездетной парой, разыгрывается на фоне гиперреалистичных декораций современной чешской жизни.

Наряду с «Обрубком» приза за лучший фильм удостоились и «Параллельные миры» -- только что законченный дебют молодого режиссера Петра Вацлава. Картину вне всякого сомнения ждет большое фестивальное будущее. Эта французская по духу камерная лента «об отношениях» («Параллельные миры» снимались по французскому сценарию и с участием французских денег) привлечет любителей кино изысканной культурой изображения и драматизмом, который проглядывает сквозь европейский лоск.

Полная противоположность «Параллельным мирам» -- «Кабриолет» Марцела Быстроня (приз Kodak за лучший дебют) и «Выход на станции «Ангел» Владимира Михалека (фильм будет представлять Чехию на МКФ в Карловых Варах). Вместо прилизанной «картинки» -- шероховатая небрежность дешевого видео, вместо профессиональной игры одного из ведущих чешских актеров Карела Родена -- мельтешение молодых героев по ночным клубам, наркопритонам и задворкам Праги.

«Кабриолет» и «Выход...» -- фильмы, типичные для нового европейского кино, которое легко снимать и легко смотреть. Они рисуют новую европейскую реальность без границ -- динамичную, мультикультурную, молодую. Но эти фильмы еще и симптомы постепенного избавления чешского кинематографа от зацикленности на прошлом. По-прежнему редкий фильм обходится без упоминания о 68-м годе, но чешские кинематографисты научились расставаться со своим прошлым, в том числе и смеясь. Пример тому -- чудесная стилизация «Бунтари» Филиппа Ренча (приз зрительских симпатий), рассказывающая о советской интервенции языком американского мюзикла и чешских музыкальных фильмов 70-х.

Пожалуй, единственное, чего по-настоящему не хватает современному чешскому кино, -- громких имен, подобных тем, что в 60-е годы, во время чешской новой волны, завоевывали мир. Герои тех лет -- Милош Форман, Вера Хитилова, Иржи Менцель и другие -- либо перебрались в Голливуд, либо снимают все хуже и хуже (показанная на Finale картина Хитиловой «Изгнанные из рая» -- провал настолько печальный, что даже писать о нем не хочется). Те, кто пришел к ним на смену, часто не менее талантливы, но куда меньше раскручены. Чешское кино в мире знают в основном по запрограммированным на успех копродукциям, вроде оскароносного «Коли» Яна Сверака. Имена Петра Зеленки («Пуговичники»), Давида Ондричека («Одиночки»), фильмы которых могли бы стать лидерами артхаусного проката в любой европейской стране, в том числе и в России, за пределами Чехии известны немногим. Что превращает талантливых одиночек в «волну»? Не только стечение обстоятельств, но и продуманная фестивальная политика. Пльзеньский фестиваль играет в этом деле не последнюю роль.
Алексей МЕДВЕДЕВ, Пльзень--Москва

  КУЛЬТУРА  
  • //  08.05.2001
В канун Дня Победы в прокат вышел фильм «В августе 44-го»
Более разные книги, нежели «Момент истины» Владимира Богомолова и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, вспомнить, пожалуй, трудно. Однако в том, что касается попыток перенести романы на экран, их судьбы сложились одинаково непросто. Обе книги кажутся мистическим образом «заговоренными» от экранизации. Попытки многих видных режиссеров взяться за «Мастера» так ничем и не оканчивались, а вроде бы готовый фильм Юрия Кары не увидел свет из-за конфликта режиссера и продюсеров. С «Моментом истины» дело обстояло не проще -- в середине семидесятых не закончил съемки своего фильма Витаутас Жалакявичус. А сейчас, уже после того как роман экранизировал Михаил Пташук, автор первоисточника, не согласный с режиссерской трактовкой, потребовал убрать свое имя и название «Момент истины» из титров. Так что экранизацией в прямом смысле слова его вряд ли возможно назвать - потому куда интереснее и вернее смотреть фильм как вполне самостоятельное произведение, не сводя анализ к дотошному подсчету нестыковок и разночтений. >>
  • //  08.05.2001
Чешскому кино удалось то, что не удалось российскому
Фестиваль национального кино -- хорошо организованный, компактный и дающий целостное представление о том, что снимается в стране, -- для России пока утопия. Невозможно представить себе, например, что картина, премьера которой состоялась в российском конкурсе «Кинотавра», появится в конкурсе Московского международного фестиваля, хотя формально это не противоречит правилам. В других странах национальные фестивали обкатывают фильмы перед более престижными международными конкурсами; у нас картины растаскивают по форумам, заботясь больше о собственном статусе, чем о дальнейшей судьбе фильма... >>
  • //  08.05.2001
«Часто люди начинают заниматься балетом или модерном, потому что эти системы под рукой. Конечно, если рядом с вами стоит машина, можно сесть и поехать. Так же с балетом или модерном. На этой машине можно уехать в будущее, но почему я должен это делать, если я даже не знаю, где прошлое?» >>
  • //  08.05.2001
Русские осваивают танец буто
Буто -- «танец тьмы» или «танец духов» -- часто путают то с «данс макабр» -- танцем смерти из средневековых мистерий, то с шаманскими ритуалами. Тому есть причина: танцовщик буто и впрямь действует как медиум -- кажется, что тело ему не принадлежит. Разница в том, что к практике вещания от имени «невидимого мира» танцовщики буто относятся без мистики. Техника буто -- возможность «озвучить» человеческое тело. Расширить и разработать его словарь, научив делиться информацией без корректуры сознания и привычных представлений о движении. Мин Танака, последний ученик основателя буто Татсуми Хидзиката, убеждает: тело -- самый древний и самый загадочный музыкальный инструмент. >>
  • //  08.05.2001
Завтра откроется 54-й Каннский кинофестиваль
Программа Каннского фестиваля вызвала нарекания прессы. Писали, что конкурс оставляет впечатление дежа вю. Среди режиссеров, которые будут соревноваться за «Золотую пальмовую ветвь», -- братья Коэны («Человек, которого там не было») и Дэвид Линч («Малхолленд драйв»), Александр Сокуров («Телец») и Маноэль де Оливейра («Я возвращаюсь домой»), Нанни Моретти («Комната сына») и Шохей Имамура («Теплая вода под красным мостом»), уже имеющие на каминной полке награды фестиваля. Упрек несправедлив. Во-первых, какой же отборщик откажется от последней картины Дэвида Линча, который с возрастом снимает иначе, но не хуже, пусть Линч и получил «Золотую ветвь» за «Диких сердцем» (1990). Во-вторых, Канн по-прежнему определяет фестивальную моду. >>
  • //  08.05.2001
Юрий Поляков написал пьесу, а Станислав Говорухин ее поставил
Всем, кто испытывает хоть какие-то сомнения в возможности существования машины времени, рекомендуется срочно посетить МХАТ имени Горького. А точнее спектакль "Контрольный выстрел", поставленный народным депутатом Станиславом Говорухиным в свободное от основной работы время. За очень небольшие деньги (билет в партер стоит не дороже ста рублей) это произведение искусства перенесет вас на полстолетия назад. В те благословенные времена, когда действующие лица делились с залом сокровенными мыслями и чаяниями, а в их списке требовалось пояснять социальный статус персонажа: Иван Афанасьевич Кораблев -- академик; Вера Михайловна -- его жена, профессор; Владимир Ильич Корзуб -- олигарх; Марк Львович -- издатель... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика