N°79
08 мая 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  08.05.2001
Вкуснее «Голубого сала»
Юрий Поляков написал пьесу, а Станислав Говорухин ее поставил

версия для печати
Всем, кто испытывает хоть какие-то сомнения в возможности существования машины времени, рекомендуется срочно посетить МХАТ имени Горького. А точнее спектакль "Контрольный выстрел", поставленный народным депутатом Станиславом Говорухиным в свободное от основной работы время. За очень небольшие деньги (билет в партер стоит не дороже ста рублей) это произведение искусства перенесет вас на полстолетия назад. В те благословенные времена, когда действующие лица делились с залом сокровенными мыслями и чаяниями, а в их списке требовалось пояснять социальный статус персонажа: Иван Афанасьевич Кораблев -- академик; Вера Михайловна -- его жена, профессор; Владимир Ильич Корзуб -- олигарх; Марк Львович -- издатель.

Пьеса рассказывает о том, как внучка академика, любившая моряка-подводника из соседней квартиры, вышла замуж за олигарха, и объясняет, в чем состоят издержки подобной нравственной позиции. Перед зрителями проходит целая галерея социальных типов -- кандидат наук Светлана Петровна, работающая дворничихой, ее дочь студентка Галя, торгующая своим телом, участковый милиционер Нурали Худайназарович Кабулов, то и дело восклицающий "Ай, шайтан!", а также вызывающие крайнюю неприязнь зрителей телохранители олигарха. Непревзойденным с постмодернистской точки зрения является текст пьесы, явно написанный под впечатлением от произведений Алексея Сурова и Александра Корнейчука. С первым Полякова роднит идеологическая прямота, с последним -- добрый незамысловатый юмор. Для вящего комизма жена академика изучает блатную феню и ботает на ней не хуже уголовников из знаменитого сериала Говорухина, а участковый среднеазиатского происхождения в исполнении народного артиста России М.Л. Янко говорит почему-то с грузинским акцентом. Некоторую эстетическую сумятицу вносит лишь то обстоятельство, что пьеса написана по живым впечатлениям от сегодняшней жизни, в связи с чем персонажи не только рассуждают об Интернете и дивидендах, но и клеймят действительность. Принципам социалистического реализма, взятым автором на вооружение, это явно противоречит.

Зато абсолютную, непогрешимую верность этим принципам являет собой постановка описанного произведения. Эстетический шок испытываешь, как только раздвигается занавес. Памятник пионеру, две скамейки в натуральную величину и задник, на котором изображен утопающий в зелени фасад сталинской высотки, хороши необыкновенно. Сравниться с ними могут лишь интерьерные сцены "Контрольного выстрела". Одна из них изображает квартиру академика, вторая -- рабочий кабинет олигарха. Сложно сказать, что больше вдохновляло режиссера -- спектакли конца сороковых годов, фотографии которых украшают фойе театра, или же фильмы тех же лет. Дотошно, со знанием дела знаменитый киномастер реконструирует мизансцены первых и цветовую гамму вторых. Удачно найден сценический эквивалент такому кинематографическому понятию, как крупный план: занавес закрывается и персонаж на авансцене -- один, в луче прожектора -- делится со зрителями наболевшим. Артисты играют хорошо, с душой, а обращаясь в зал, едва не пускают слезу.

История искусства знает немало случаев, когда ретроград от политики оказывался авангардистом в области искусства. И наоборот. Чего стоит хотя бы Юкио Мисима, консерватор и декадент в одном лице. У Говорухина и Полякова идеологические и эстетические принципы являют собой неразрывное единство. И именно это помогает им достичь той чистоты внутреннего порядка, о которой мечтать не смеет Владимир Сорокин с его жалкими попытками имитировать большой советский стиль. Зря старается. Как у Полякова с Говорухиным все равно не получится. И ни у кого не получится. И нигде не получится. Место встречи с этим искусством изменить нельзя.

Подпись к фото:

Вот она -- суровая постсоветская правда
Марина ДАВЫДОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  08.05.2001
В канун Дня Победы в прокат вышел фильм «В августе 44-го»
Более разные книги, нежели «Момент истины» Владимира Богомолова и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, вспомнить, пожалуй, трудно. Однако в том, что касается попыток перенести романы на экран, их судьбы сложились одинаково непросто. Обе книги кажутся мистическим образом «заговоренными» от экранизации. Попытки многих видных режиссеров взяться за «Мастера» так ничем и не оканчивались, а вроде бы готовый фильм Юрия Кары не увидел свет из-за конфликта режиссера и продюсеров. С «Моментом истины» дело обстояло не проще -- в середине семидесятых не закончил съемки своего фильма Витаутас Жалакявичус. А сейчас, уже после того как роман экранизировал Михаил Пташук, автор первоисточника, не согласный с режиссерской трактовкой, потребовал убрать свое имя и название «Момент истины» из титров. Так что экранизацией в прямом смысле слова его вряд ли возможно назвать - потому куда интереснее и вернее смотреть фильм как вполне самостоятельное произведение, не сводя анализ к дотошному подсчету нестыковок и разночтений. >>
  • //  08.05.2001
Чешскому кино удалось то, что не удалось российскому
Фестиваль национального кино -- хорошо организованный, компактный и дающий целостное представление о том, что снимается в стране, -- для России пока утопия. Невозможно представить себе, например, что картина, премьера которой состоялась в российском конкурсе «Кинотавра», появится в конкурсе Московского международного фестиваля, хотя формально это не противоречит правилам. В других странах национальные фестивали обкатывают фильмы перед более престижными международными конкурсами; у нас картины растаскивают по форумам, заботясь больше о собственном статусе, чем о дальнейшей судьбе фильма... >>
  • //  08.05.2001
«Часто люди начинают заниматься балетом или модерном, потому что эти системы под рукой. Конечно, если рядом с вами стоит машина, можно сесть и поехать. Так же с балетом или модерном. На этой машине можно уехать в будущее, но почему я должен это делать, если я даже не знаю, где прошлое?» >>
  • //  08.05.2001
Русские осваивают танец буто
Буто -- «танец тьмы» или «танец духов» -- часто путают то с «данс макабр» -- танцем смерти из средневековых мистерий, то с шаманскими ритуалами. Тому есть причина: танцовщик буто и впрямь действует как медиум -- кажется, что тело ему не принадлежит. Разница в том, что к практике вещания от имени «невидимого мира» танцовщики буто относятся без мистики. Техника буто -- возможность «озвучить» человеческое тело. Расширить и разработать его словарь, научив делиться информацией без корректуры сознания и привычных представлений о движении. Мин Танака, последний ученик основателя буто Татсуми Хидзиката, убеждает: тело -- самый древний и самый загадочный музыкальный инструмент. >>
  • //  08.05.2001
Завтра откроется 54-й Каннский кинофестиваль
Программа Каннского фестиваля вызвала нарекания прессы. Писали, что конкурс оставляет впечатление дежа вю. Среди режиссеров, которые будут соревноваться за «Золотую пальмовую ветвь», -- братья Коэны («Человек, которого там не было») и Дэвид Линч («Малхолленд драйв»), Александр Сокуров («Телец») и Маноэль де Оливейра («Я возвращаюсь домой»), Нанни Моретти («Комната сына») и Шохей Имамура («Теплая вода под красным мостом»), уже имеющие на каминной полке награды фестиваля. Упрек несправедлив. Во-первых, какой же отборщик откажется от последней картины Дэвида Линча, который с возрастом снимает иначе, но не хуже, пусть Линч и получил «Золотую ветвь» за «Диких сердцем» (1990). Во-вторых, Канн по-прежнему определяет фестивальную моду. >>
  • //  08.05.2001
Юрий Поляков написал пьесу, а Станислав Говорухин ее поставил
Всем, кто испытывает хоть какие-то сомнения в возможности существования машины времени, рекомендуется срочно посетить МХАТ имени Горького. А точнее спектакль "Контрольный выстрел", поставленный народным депутатом Станиславом Говорухиным в свободное от основной работы время. За очень небольшие деньги (билет в партер стоит не дороже ста рублей) это произведение искусства перенесет вас на полстолетия назад. В те благословенные времена, когда действующие лица делились с залом сокровенными мыслями и чаяниями, а в их списке требовалось пояснять социальный статус персонажа: Иван Афанасьевич Кораблев -- академик; Вера Михайловна -- его жена, профессор; Владимир Ильич Корзуб -- олигарх; Марк Львович -- издатель... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика