N°77
28 апреля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  28.04.2001
Напряжение должно быть постоянным
Два шедевра один за другим будут показаны в ближайшие дни на Театральной олимпиаде

версия для печати
28 и 29 апреля в рамках фестиваля будут показаны спектакли, которые отечественные театралы ждут с особым нетерпением, -- "Игра снов" Роберта Уилсона и "Отелло" Эймунтаса Някрошюса. О втором из них газета "Время новостей" уже писала. В новой постановке сумрачного литовского гения нет той символической насыщенности, от которой прежде замирало сердце, сценическая атмосфера кажется более разреженной, а театральный текст -- внятным и простым. Поражают в данном случае не метафоры, а умение выстраивать человеческие отношения по законам психологического театра, не меняя их шекспировского масштаба. В прошлом сезоне "Отелло" в Москве поставили дважды. Причем и в добротно-традиционном спектакле Театра Армии, и в изысканно-постмодернистском Театра им. Вахтангова в самые патетические моменты зрители начинали хихикать, а на фразе "Молилась ли ты на ночь, Дездемона?" и вовсе смеялись в голос. Някрошюс возвращает почти уже погребенный публикой жанр любовной трагедии на современную сцену, а Владас Багдонас, артист неистового темперамента и фантастической мужской энергетики, доказывает, что страсть и бешеную ревность все еще можно играть убедительно. В этом смысле "Отелло" Някрошюса даже более принципиален для современного театра, чем его же гениальный "Гамлет" и ошеломляющий "Макбет".

Единственное, что можно с точностью сказать про спектакль Уилсона: страстей и психологических изысков в нем не будет. Холодный эстетизм знаменитого театрального космополита с ними несовместим. "Игра снов" -- одна из самых вычурных и претенциозных пьес Августа Стриндберга с очень запутанным сюжетом, но это в данном случае не имеет никакого значения, ибо известно -- литературные тексты маэстро читает по диагонали, а иногда не читает вообще. Они для него лишь точка опоры, с помощью которой он переворачивает театральный мир. Вряд ли то, что делает Уилсон, вообще можно называть спектаклями. Скорее огромными инсталляциями. Зеркало сцены напоминает у него монитор с компьютерной графикой. Носить пиджаки, есть или вести обыденные разговоры в таком пространстве совершенно невозможно. В гурманских театральных блюдах Уилсона человек -- лишь один из ингредиентов, ничуть не более важный, чем свет, цвет, звук или мизансцена. Режиссер не умирает в актере, он лишь использует его как единственный динамический элемент своих завораживающе красивых сценических картин.

К сказанному надо добавить, что "Игра снов", поставленная маэстро в Городском театре Стокгольма, -- один из самых дорогих и технически сложных спектаклей Европы. Для того чтобы смонтировать его, здание МХАТа арендовано на шесть дней. Из Швеции пришлось привезти тонны сложнейшей аппаратуры. Больше всего технические службы театра боятся, что в сети будет прыгать напряжение. Если компьютеры дадут сбой, спектакль может сорваться. Последнее обстоятельство, разумеется, только подогревает интерес публики.

Между тем, подогревать его уже, кажется, некуда. По свидетельствам очевидцев, пытаясь прорваться на спектакль Джорджо Стрелера "Арлекин, или Слуга двух господ", которым открылась олимпиада, публика чуть не снесла двери Малого театра. Широкое распространение получили поддельные билеты, а под тяжестью театральных "зайцев" грозили обвалиться ярусы. При этом надо учесть, что "Арлекин" шел неделю, а спектакли Уилсона и Някрошюса будут идти всего два дня. Зато потом, вплоть до середины мая, в основной программе олимпиады объявляется перерыв.
Марина ДАВЫДОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  28.04.2001
Комедия «Спасите Грейс!» вышла в московский прокат
Редкая комедия последнее время обходится без такого второстепенного персонажа, как бабулька или старичок, которые накурились марихуаны и выделывают по этому поводу потешные глупости. Образ не новый, имеющий давние традиции (вспомнить хотя бы героиню Татьяны Ивановны Пельтцер в фильме «Руки вверх!», которая объелась некоего условного одурманивающего «балдина» и отправилась кататься на кровати с колесиками), успевший выродиться до откровенного штампа. Тем не менее в фильме Найджела Коула «Спасите Грейс!» подобная бабушка превратилась в самую главную героиню... >>
  • //  28.04.2001
В Москве открылся фестиваль «АльбоМОДА 2001. Победа отражений»
Третий по счету международный фестиваль моды открылся вчера показом коллекции легендарной Вивьен Вествуд. Помимо нее свои работы продемонстрируют более молодые дизайнеры и модельеры, среди которых -- Мариана Пежоски, Маки Ассатиани, Аркадиус и другие. Единственным участником от России будет Павел Каплевич. Всех их объединяет страсть к новизне в неожиданных формах... >>
  • //  28.04.2001
Предварительные итоги идеологической пропаганды
На конкурс сценариев «Нормальная жизнь в нормальной стране», объявленный СПС несколько месяцев назад, прислано 492 работы (240 сценариев полнометражных игровых фильмов, 57 сериалов, 121 синопсис того и другого). Организаторы считают, что хотя срок подачи сценариев истек 15 апреля, по почте придет еще несколько штук, и круглая цифра 500 - примерно в два раза больше того, что ожидалось - будет получена. >>
  • //  28.04.2001
В новоиспеченной "Чайке" -- сиквеле чеховской драмы -- расследуется убийство Константина Треплева. Роковой выстрел раздался, Дорн (он здесь за Фандорина) берется вести следствие, потенциальные убийцы все под рукой, в усадьбе. Кто же спустил курок?.. >>
  • //  28.04.2001
Два шедевра один за другим будут показаны в ближайшие дни на Театральной олимпиаде
28 и 29 апреля в рамках фестиваля будут показаны спектакли, которые отечественные театралы ждут с особым нетерпением, -- "Игра снов" Роберта Уилсона и "Отелло" Эймунтаса Някрошюса. >>
  • //  28.04.2001
У нас будет Ремизов
Издательство "Русская книга" взялось за выпуск собрания сочинений Алексея Ремизова, подготовленного Институтом русской литературы (Пушкинский дом) РАН. >>
  • //  28.04.2001
Театр «Школа драматического искусства» показывает свою программу по новому адресу
Олимпийская программа театра «Школа драматического искусства» под руководством Анатолия Васильева сформирована из двух больших разделов: Международного форума по театральному образованию и эксперименту и проекта «Узкий взгляд скифа». Все представления будут показаны уже по новому адресу, на Сретенке, 19, где завершилось строительство уникального театрального центра. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ