N°215
22 ноября 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  • //  22.11.2001
Эпоха театральных брендов
версия для печати
Последнее время не везет. Как ни придешь в театр, всякий раз увидишь что-нибудь совершенно непотребное -- не в смысле неприличное, а в смысле пошлое и демонстрирующее отсутствие самых основ ремесла. И значатся на афише всякий раз имена столь почтенных режиссеров и известных артистов, что буквально трепет охватывает. Поэтому писать о них мы не будем, а лучше напишем о публике.

Так вот, любое непотребство, если оно осенено славой одного из его участников, принимают на ура. Звездное имя, независимо от качества продукции, почти гарантирует ажиотаж у касс перед началом спектакля и бурные и продолжительные аплодисменты в конце. Последнее обстоятельство сложно объяснить одним лишь невзыскательным вкусом публики. Ну не слепые же у нас граждане. Ведь если артистов не слышно дальше седьмого ряда партера, если наигрывают они как в плохом сериале, а поют и пляшут как в плохом кабаре, тут не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять -- тебя надули. И пусть не ошикать и не освистать, но хотя бы ладони себе не отбивать. Ан нет. Отбивают. Магия имени оказывается сильнее реальности, данной публике в ощущениях. И у магии этой особый привкус.

Современный зритель давно уже имеет дело не с конкретными артистами или режиссерами и уж тем более не с конкретными произведениями искусства, ими созданными, а с брендами. Особым успехом пользуются те, что раскручены еще в советские времена. Если артист успел засветиться в каком-нибудь фильме Эльдара Рязанова, это гарантирует сценический успех на долгие годы и десятилетия. Театральные режиссеры редко привлекают телевидение, но если уж привлекли, можно расслабиться на всю жизнь. Самая дурная, пошлая и -- что совсем уж удивительно -- скучная самодеятельность, подписанная твоим именем, будет пользоваться неослабевающим успехом.

Мой приятель режиссер предложил даже ввести такие понятия, как «честная слава» и «нечестная слава». Вот, скажем, у Максима Суханова, одного из лучших артистов современной сцены, слава честная. А у чрезвычайно органичного и ироничного артиста МХАТа Александра Семчева, на вопрос «Где ты был?» неизменно отвечающего «Пиво пил» -- нечестная. Причем процесс трансформации честной славы в нечестную происходит c устрашающим ускорением. Олегу Павловичу Табакову для того, чтобы превратиться из артиста в бренд, понадобились десятилетия. Да и теперь нет-нет в нем взыграет ретивое, и он вновь превратится из бренда в артиста. Сергей Безруков, так талантливо дебютировавший в «Табакерке» в «Последних» Адольфа Шапиро, сдулся за несколько лет. Поговорил голосами Жириновского и Ельцина в «Куклах», поиграл в спектаклях Андрея Житинкина. И уже тянет задать сакраментальный вопрос: «А был ли мальчик?»

Вы скажете: это все рынок. В старые добрые времена разве ж такое бывало. Это теперь реклама и раскрутка -- прямой путь к успеху. А прежде одни только художественные достижения. На самом деле все гораздо сложнее. Представьте себе, что в фирменной бутылке с этикеткой «кока-кола» начали продавать прокисший квас. Какое-то время известная торговая марка еще будет спасать положение. Но недолго. В скором времени население переключится на «пепси». Или даже на отечественный лимонад. В театре не так. Бренд здесь решает все. Рекламу «кока-колы» видят миллионы, но миллионы ее и покупают. А вот потребители театральной продукции измеряются тысячами, и это сущий пустяк рядом с морем телезрителей и читателей еженедельника «Аргументы и факты», которым -- с упорcтвом, недостойным никакого применения, -- внушают, что N -- наше все. Так что даже если отдельные сознательные граждане и догадаются, что в знакомой упаковке им подсовывают некачественный продукт, их мнение погоды не сделает. Это -- во-первых.

Во-вторых, со зрелищными видами искусства все тоже непросто. Уж что-что, а голливудская кинопродукция всегда существовала по законам рынка. Но если вы читаете анонс какого-нибудь американского фильма и обнаруживаете, что играет там Аль Пачино или Роберт де Ниро, это само по себе является знаком качества. Фильм может не оказаться шедевром, но полным дерьмом тоже скорее всего не окажется. В нем наверняка будет крепкий сюжет, отличная операторская работа, да и сами звезды будут играть, а не ходить перед камерой с важным видом. Кстати, и западная поп-звезда тоже обычно поет, а не раскрывает рот под «фанеру». А безголосых поп-звезд там вообще не бывает.

Но самое главное -- спектакль, получивший отрицательную и только отрицательную прессу, могут где-нибудь в Англии вообще снять с репертуара. Мнение театральных колумнистов из престижных изданий там многое значит. У нас оно не значит решительно ничего. Даже наоборот, подогревает желание публики увидеть звезду, с которой так нехорошо обошлись бессердечные зоилы.

Иными словами, в театральной сфере у нас по-прежнему царит тот самый дикий капитализм, который в прочих сферах уже благополучно преодолен. Здесь нашего брата зрителя дурют как хотят. Да он и сам обманываться рад. Это вкладчики «Чары» все никак успокоиться не могли. Обманутые зрители спокойны и довольны. Как и сами «бренды». Они уже давно и твердо знают: театральный «чес» бессмертен.
Марина ДАВЫДОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  22.11.2001
Двести лет назад родился Владимир Даль
«Это был прежде всего человек, что называется, на все руки. За что ни брался Даль, все ему удавалось усвоить» -- так вспоминал о своем старшем товарище по Дерптскому университету великий хирург Николай Пирогов... >>
  • //  22.11.2001
Последнее время не везет. Как ни придешь в театр, всякий раз увидишь что-нибудь совершенно непотребное -- не в смысле неприличное, а в смысле пошлое и демонстрирующее отсутствие самых основ ремесла. И значатся на афише всякий раз имена столь почтенных режиссеров и известных артистов, что буквально трепет охватывает. Поэтому писать о них мы не будем, а лучше напишем о публике... >>
  • //  22.11.2001
На русских торгах аукциона «Сотбис» разгорелся скандал
А как все начиналось... С нескрываемым воодушевлением сотрудники лондонского аукциона «Сотбис» готовились к традиционным русским торгам, назначенным на 20 ноября 2001 года. Первый ушат воды на горячие головы аукционистов опрокинул юридический департамент аукциона. Две заявленные картины русских художников Степана Щукина (портрет графа Николая Зубова) и Александра Молинари (портрет графини Натальи Зубовой) оказались похищенными из Грозненского музея -- оттуда они пропали в 1995--1996 годах. Второй холодный душ отрезвил тех эстетов, что возлагали слишком большие надежды на успех актуального искусства... >>
  • //  22.11.2001
Фильм Константина Мурзенко наконец-то показали в Москве
Вчера журналистам наконец-то продемонстрировали картину Константина Мурзенко «Апрель». До сего момента режиссерский дебют культового отечественного кинодраматурга можно было увидеть на выборгском фестивале «Окно в Европу», а в прокат фильм выйдет в феврале 2002 года -- тогда-то и придет время для серьезных разборов и рецензий, но первые впечатления важны уже сегодня... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика