N°215
22 ноября 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  • //  22.11.2001
Жить -- Богу служить
Двести лет назад родился Владимир Даль

версия для печати
«Это был прежде всего человек, что называется, на все руки. За что ни брался Даль, все ему удавалось усвоить» -- так вспоминал о своем старшем товарище по Дерптскому университету великий хирург Николай Пирогов. Владимир Иванович Даль был даровитым медиком, сознательно избравшим эту стезю (в Дерпт он отправился двадцатипятилетним -- прежде окончив Морской кадетский корпус и послужив на флоте), решительным офицером, превосходным чиновником (в 1840-х годах он был «правой рукой» министра внутренних дел Льва Перовского), автором учебников зоологии и ботаники, весьма популярным литератором, удостоившимся многочисленных комплиментов Белинского и похвалы Гоголя. Широка была не только сфера Далевых увлечений (от токарного дела до спиритизма), но и сфера его творческих контактов. Даля охотно печатали враждующие меж собой издания, его почитали «своим» (или «почти своим») и в стане Белинского («Петербургский дворник» появился на страницах «Физиологии Петербурга», программного альманаха «натуральной школы»), и в кругу Булгарина, и в пестром сообществе московских литераторов. Даль умел находить общий язык с высокопоставленными чиновниками (порукой тому его в целом удачная карьера) и простолюдинами (иначе не было бы у нас ни великого словаря, ни «Пословиц русского народа», ни многочисленных повестей и очерков, в изрядной части восходящих к «историям» бывалых собеседников сочинителя).

При этом жизнь Даля никак не назовешь бесконфликтной. Первая же его книжка -- «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту народному приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским» (1832; многолетний псевдоним избран по месту рождения -- малороссийской Лугани) -- была изъята из продажи волей III отделения. В сказках, доступных «для купцов, для солдат и прислуги» обнаружились «насмешки над правительством, жалобы на горестное положение солдата и пр.» Цензурные неприятности случались и позднее, а в 1848 году (в Европе -- революция, в России -- истерика тупой «бдительности»), после публикации рассказа «Ворожейка», уличенного в «намеке на обычное будто бы бездействие начальства», начальство принялось «действовать» -- министр выбранил своего ревностного сотрудника («...охота тебе писать что-нибудь, кроме бумаг по службе!») и поставил его перед выбором: «писать -- так не служить, служить -- так не писать». Не менее болезненным был конфликт Даля с прогрессивной общественностью, когда в 1856--1857 годах (эйфория благодетельной гласности и захлебного прожектерства) он -- автор многочисленных книг для народа! -- выступил противником «валового» обучения крестьян грамоте, что при отсутствии «умственного и нравственного образования

«Это был прежде всего человек, что называется, на все руки. За что ни брался Даль, все ему удавалось усвоить» -- так вспоминал о своем старшем товарище по Дерптскому университету великий хирург Николай Пирогов. Владимир Иванович Даль был даровитым медиком, сознательно избравшим эту стезю (в Дерпт он отправился двадцатипятилетним -- прежде окончив Морской кадетский корпус и послужив на флоте), решительным офицером, превосходным чиновником (в 1840-х годах он был «правой рукой» министра внутренних дел Льва Перовского), автором учебников зоологии и ботаники, весьма популярным литератором, удостоившимся многочисленных комплиментов Белинского и похвалы Гоголя. Широка была не только сфера Далевых увлечений (от токарного дела до спиритизма), но и сфера его творческих контактов. Даля охотно печатали враждующие меж собой издания, его почитали «своим» (или «почти своим») и в стане Белинского («Петербургский дворник» появился на страницах «Физиологии Петербурга», программного альманаха «натуральной школы»), и в кругу Булгарина, и в пестром сообществе московских литераторов. Даль умел находить общий язык с высокопоставленными чиновниками (порукой тому его в целом удачная карьера) и простолюдинами (иначе не было бы у нас ни великого словаря, ни «Пословиц русского народа», ни многочисленных повестей и очерков, в изрядной части восходящих к «историям» бывалых собеседников сочинителя).

При этом жизнь Даля никак не назовешь бесконфликтной. Первая же его книжка -- «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту народному приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским» (1832; многолетний псевдоним избран по месту рождения -- малороссийской Лугани) -- была изъята из продажи волей III отделения. В сказках, доступных «для купцов, для солдат и прислуги» обнаружились «насмешки над правительством, жалобы на горестное положение солдата и пр.» Цензурные неприятности случались и позднее, а в 1848 году (в Европе -- революция, в России -- истерика тупой «бдительности»), после публикации рассказа «Ворожейка», уличенного в «намеке на обычное будто бы бездействие начальства», начальство принялось «действовать» -- министр выбранил своего ревностного сотрудника («...охота тебе писать что-нибудь, кроме бумаг по службе!») и поставил его перед выбором: «писать -- так не служить, служить -- так не писать». Не менее болезненным был конфликт Даля с прогрессивной общественностью, когда в 1856--1857 годах (эйфория благодетельной гласности и захлебного прожектерства) он -- автор многочисленных книг для народа! -- выступил противником «валового» обучения крестьян грамоте, что при отсутствии «умственного и нравственного образования
Андрей НЕМЗЕР

  КУЛЬТУРА  
  • //  22.11.2001
Двести лет назад родился Владимир Даль
«Это был прежде всего человек, что называется, на все руки. За что ни брался Даль, все ему удавалось усвоить» -- так вспоминал о своем старшем товарище по Дерптскому университету великий хирург Николай Пирогов... >>
  • //  22.11.2001
Последнее время не везет. Как ни придешь в театр, всякий раз увидишь что-нибудь совершенно непотребное -- не в смысле неприличное, а в смысле пошлое и демонстрирующее отсутствие самых основ ремесла. И значатся на афише всякий раз имена столь почтенных режиссеров и известных артистов, что буквально трепет охватывает. Поэтому писать о них мы не будем, а лучше напишем о публике... >>
  • //  22.11.2001
На русских торгах аукциона «Сотбис» разгорелся скандал
А как все начиналось... С нескрываемым воодушевлением сотрудники лондонского аукциона «Сотбис» готовились к традиционным русским торгам, назначенным на 20 ноября 2001 года. Первый ушат воды на горячие головы аукционистов опрокинул юридический департамент аукциона. Две заявленные картины русских художников Степана Щукина (портрет графа Николая Зубова) и Александра Молинари (портрет графини Натальи Зубовой) оказались похищенными из Грозненского музея -- оттуда они пропали в 1995--1996 годах. Второй холодный душ отрезвил тех эстетов, что возлагали слишком большие надежды на успех актуального искусства... >>
  • //  22.11.2001
Фильм Константина Мурзенко наконец-то показали в Москве
Вчера журналистам наконец-то продемонстрировали картину Константина Мурзенко «Апрель». До сего момента режиссерский дебют культового отечественного кинодраматурга можно было увидеть на выборгском фестивале «Окно в Европу», а в прокат фильм выйдет в феврале 2002 года -- тогда-то и придет время для серьезных разборов и рецензий, но первые впечатления важны уже сегодня... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика