N°21
07 февраля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    
  ПОИСК  
  • //  07.02.2001
Партии у трона
Особенности партстроительства в президентской республике

версия для печати
Законы о политических партиях будут рассмотрены сегодня Думой. Кроме президентского законопроекта, на суд палаты выносится четыре альтернативных проекта -- Олега Шеина (КПРФ), независимого думца Владимира Рыжкова, яблочника Александра Шишлова и членов СПС Виктора Похмелкина и Сергея Юшенкова. Сомнений в успехе президентского проекта нет ни у кого.

За вычетом голосующих по кремлевскому спецзаказу «Народного депутата» и «Единства» прочим думским объединениям президентский проект концептуально не нравится. Главную всеобщую претензию сформулировал г-н Похмелкин: «По этому закону партии превращаются в придаток государственной машины». Подобного не желает никто, кроме тех, кто и так уже выполняет эту роль. Но даже ЛДПР хочется осуществлять привычные функции за приличное вознаграждение -- г-н Жириновский призывает увеличить госфинансирование партий. Большинство же думских объединений категорически против выдачи партиям казенных денег. СПС выдвигает это в качестве одного из пяти условий своей поддержки проекта президента. «Яблоко» тоже готово голосовать «за», но условно, настаивая на изъятии статей и по госфинансированию, и по тотальному госконтролю за партиями. КПРФ вчера решила солидарно голосовать против, опасаясь ликвидации партии, например, за такое нечеткое понятие, как экстремизм.

Впрочем, для президентской стороны главное провести в первом чтении закон, по которому все партии оказываются под ее колпаком. Сохранить первозданный тоталитарный дух проекта до конца -- в нынешней Думе лишь дело техники.


Отдел политики

Многопартийные системы не существуют в безвоздушном пространстве. Поскольку политические партии создаются исключительно для борьбы за власть, то вполне естественно, что на их внутреннее устройство, взаимодействие с другими субъектами политики оказывает огромное влияние то, как эта власть устроена, как работают ее институты и какими реальными полномочиями они располагают. Иными словами, партии, существующие в условиях президентской республики, по многим параметрам значительно отличаются от тех, что действуют в государствах, где центром власти является парламент, будь это конституционные монархии или парламентские республики. Об этой простой истине наш политический класс, кажется, забыл в пылу жаркой дискуссии вокруг принятия закона о политических партиях.

Невооруженным глазом видно, что источником вдохновения для авторов законопроекта, внесенного президентской стороной в Думу, стал немецкий закон о партиях, а в части финансирования партий -- итальянский. И ФРГ, и Италия -- парламентские республики. В этих государствах именно партиям принадлежит решающая роль в конструировании исполнительной власти, то есть правительства, в определении политического курса страны как внутри ее, так и на международной арене. Поэтому партии, разумеется, в первую очередь те, кто относится к парламентским "старожилам", понимая свою значимость и даже в каком-то смысле элитарность, стремятся с помощью разного рода организационно-правовых механизмов максимально зарегламентировать партийную жизнь. Тут и идея государственного финансирования для тех, кто обладает депутатскими мандатами, и невозможность заключать избирательные блоки (как в Германии), и приоритет фиксированного индивидуального членства над всеми прочими формами участия в деятельности партий. Такую жесткую регламентацию можно понять. Ведь в парламентских республиках, как и в конституционных монархиях, политическая элита формируется исключительно через партии. Попробуйте в Германии, Австрии или любой из скандинавских стран стать депутатом парламента, а тем более министром, не являясь партийным кандидатом! Кроме того, партии в этих государствах играют весьма важную роль и в повседневной жизни граждан. В местные парторганизации граждане нередко приходят за советом и помощью со своими совсем неполитическими вопросами. Говоря иначе, политическая культура в большинстве старых парламентских демократий и конституционных монархий по-настоящему партийна.

Это имеет долгую историческую традицию. Многие из ныне действующих партий либо создавались в эпоху, когда классово-сословные и этноконфессиональные различия играли огромную роль в политической жизни, либо являются преемниками таких объединений. Поэтому фактор голосования за них, пусть даже по традиции, весьма ощутим.

В президентских и даже президентско-парламентских республиках (если, конечно, иметь в виду демократические политические системы, а не авторитарные с вождистскими партиями, в которые, случается, записывают все взрослое население страны) партии уже не играют столь всеобъемлющей роли в конструировании верховной власти. Президент, даже если он выбран от какой-то партии или блока, является в силу его широких полномочий в значительной степени автономной фигурой, хотя бы потому, что простым голосованием в парламенте его от должности не отрешишь. И в первую очередь он зависит от команды единомышленников, "окружения", если угодно, и лишь потом от "товарищей по партии". Соответственно, и требования к партиям в президентских республиках не столь жесткие -- зачастую нет фиксированного членства (как, например, в США), партии легко сходятся в рамках разных избирательных блоков и предвыборных коалиций (так часто бывало во Франции) и столь же легко меняют союзников и партнеров. Политическую карьеру в президентских республиках можно сделать и без участия в партиях.

В контексте этих различий нынешний проект переустройства российской многопартийной системы вызывает немало вопросов. Россия не просто президентская, а суперпрезидентская республика и становиться парламентской не собирается (этого не хочет ни народ, ни политический класс). Роль партий в избрании главы государства (не говоря уже о контроле за его деятельностью) минимальна. Политическая культура населения не партийна (партии у нас никогда не любили). Политическая элита формируется в подавляющем большинстве из государственного чиновничества и лишь в очень незначительной мере через партии. Вставлять в эту суперпрезидентскую систему механизм иного, "парламентского" происхождения -- все равно что установить в компьютер запчасти от автомобиля. Влияние партий в "массах", их способность более или менее адекватно представлять интересы избирателей от подобного имплантирования не улучшится, поскольку реальной власти они все равно не получат. Зато гонора, сознания собственной исключительности у партийцев явно поприбавится. При отсутствии настоящей политической ответственности (в отличие от тех же парламентских республик) кастовость и замкнутость партий, попавших в элитный клуб "парламентских", приведет их лишь к стремительной бюрократизации, отрыву от избирателей, желанию решать прежде всего собственные корпоративные проблемы. Из этой ситуации только два выхода. Либо операция "чистые руки", в результате которой, судя по опыту других стран, произойдет тотальное обновление партийного истеблишмента. Либо, как в известном анекдоте, придет лесник, который всех и разгонит.

Так не лучше ли, чтобы партии сначала попытались бы собственными силами расширить свое политическое влияние в нынешних политико-правовых рамках суперпрезидентской республики и лишь потом зафиксировать переход в иную политическую весовую категорию в новых "регламентах" и "артикулах", если для нашей президентской республики они так уж необходимы?
Андрей РЯБОВ, член научного совета Московского центра Карнеги

  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  07.02.2001
Сегодня он раскроет формулу счастливой старости
Сегодня Владимир Путин должен объявить о том, каким образом будет проведена пенсионная реформа - одна из самых важных и сложных проблем, к которой уже целое десятилетие пытается подступиться российская власть. Предварительно президент намерен в последний раз выслушать мнение руководителей всех ведомств, причастных к пенсионной реформе. >>
  • //  07.02.2001
Особенности партстроительства в президентской республике
Законы о политических партиях будут рассмотрены сегодня Думой. Кроме президентского законопроекта, на суд палаты выносится четыре альтернативных проекта - Олега Шеина (КПРФ), независимого думца Владимира Рыжкова, яблочника Александра Шишлова и членов СПС Виктора Похмелкина и Сергея Юшенкова. Сомнений в успехе президентского проекта нет ни у кого. >>
  • //  07.02.2001
Версия взрыва в столичном метро уточняется
Следствие по взрыву, прогремевшему в понедельник вечером на станции метро «Белорусская-кольцевая», до сих пор не располагает точной версией происшедшего. Сыщики пока не могут с уверенностью утверждать, что в столичной подземке имел место теракт. Оперативники возлагают большие надежды на единственного свидетеля, который, по его утверждению, видел злоумышленника на станции. >>
  • //  07.02.2001
Администрация Петербурга намерена направить в арбитражный суд иск о признании недействительным предписания местного антимонопольного органа, обвинившего Смольный в нарушении антимонопольного законодательства при распределении бензина, завозимого в город "Сургутнефтегазом". >>
  • //  07.02.2001
Между Калининградским анклавом и Россией больше не будет границ
Во вторник официальный представитель Минтранса подтвердил, что Россия приступает к реализации программы «бестранзитного сообщения» с Калининградским анклавом. Еще до конца нынешнего года Минтранс планирует организовать прямое паромное сообщение «между Санкт-Петербургом и рядом других российских портов на Финском заливе и Калининградским морским портом». >>
  • //  07.02.2001
Единый бесплатный телефонный номер "051" должен в скором будущем заменить все кризисные "горячие линии", по которым привыкли звонить москвичи. Сейчас «кризисных служб», подчиненных столичному правительству, насчитывается 26. Плюс самостоятельные организации по спасению. Плюс всем известные телефонные номера «01», «02» и «03». И часто пострадавший даже не знает, куда ему нужно обращаться. >>
  • //  07.02.2001
Московские железнодорожники планируют перейти на покилометровую оплату проезда на электричках. Сегодня этот вопрос рассматривается на заседании технико-экономического совета Московской железной дороги. «Сейчас стоимость одной зоны составляет 3 рубля 20 копеек, - рассказал корреспонденту газеты «Время новостей» пресс-секретарь МЖД Константин Пашков. >>
  • //  07.02.2001
Ремонтировать дороги в Москве начинают сразу после их строительства
Мэр Москвы Юрий Лужков пообещал вчера на заседании столичного правительства снять начальника управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Николая Павлова. Правда, пока, как выразился мэр, только «с пьедестала» - за слишком небрежное отношение к качеству ремонта столичных дорог. >>
  • //  07.02.2001
Санкт-Петербург получит 40 млрд рублей
Федеральный бюджет в течение 2001-2003 годов выделит 40 млрд руб. Cанкт-Петербургу. Это решение принято вчера на заседании госкомиссии по подготовке празднования 300-летия города. Большая часть суммы на сооружение дорог и развязок, без которых Петербург задыхается >>
  • //  07.02.2001
Совет директоров Всемирного банка вчера вечером утвердил уточненную стратегию его работы в России. Обсуждение, на котором председательствовал президент ВБ Джеймс Вулфенсон, прошло в достаточно благожелательном духе. Члены совета директоров особо отметили, что сотрудничество с Россией сейчас основывается на программе реформ, автором которой впервые стало российское правительство. >>
  • //  07.02.2001
В Барнауле задержан сотрудник милиции, которого подозревают в причастности к нашумевшему исчезновению пяти абитуриенток Алтайского государственного технического университета. >>
  • //  07.02.2001
Необычно напряженной оказалась ночь на вторник для подразделений столичного пожарного гарнизона. Всего за несколько часов в разных районах Москвы произошло три крупных пожара. Первый сигнал поступил в 2.39 от сторожа церкви Святой Троицы у Салтыкова моста на Самокатной улице в Лефортове. >>
  • //  07.02.2001
Гендиректор ТаНаКо, депутат Красноярского горсовета от избирательного блока Анатолия Быкова Михаил Тюменев вызвал на своеобразную дуэль красноярского предпринимателя (по другой версии - крупного криминального авторитета города) Вилора Струганова. Тюменев предложил Паше Цветомузыке (такое прозвище Струганову дали в определенных кругах) встретиться в прямом эфире. >>
  • //  07.02.2001
Его ведомство будет курировать СРП
Герман Греф дожал Михаила Касьянова. Вчера премьер подписал положение о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области подготовки, заключения и реализации СРП. В соответствии с этим документом ведомство г-на Грефа становится главным по разделу продукции. >>
  • //  07.02.2001
Первые положения новой концепции судебной реформы были обнародованы вчера в ходе парламентских слушаний, посвященных судебной реформе. Концепцию пишет рабочая группа, возглавляемая Дмитрием Козаком. Зампредседателя думского комитета по госстроительству Валерий Гребенников, участвующий в работе группы, на свой страх и риск, несколько раз повторив, что он представляет пока не имеющий официального статуса проект концепции, выборочно его цитировал. >>
  • //  07.02.2001
«Скорее всего нынешний раунд переговоров с миссией МВФ закончится ничем», - так говорят правительственные эксперты. Хотя они и сохраняют надежда на то, что удастся изменить тот настрой миссии, с которым она приехала в Москву, а именно - «сейчас России помогать не нужно». «Помогать, может быть, и не нужно, - сказал в разговоре с корреспондентом газеты «Время новостей» высокопоставленный сотрудник Белого дома, - но вот уменьшить оптимизм в отношении нашего платежного баланса, пожалуй, было бы правильно». >>
  • //  07.02.2001
Юрий Чайка настаивает на принятии поправок к УПК
Министр юстиции Юрий Чайка надеется, что поправки к Уголовно-процессуальному кодексу, отклоненные Советом Федерации 31 января, все-таки будут приняты, и тогда население российских тюрем и колоний сократится на треть. Об этом министр сообщил, выступая в Рязани на вчерашней церемонии по случаю преобразования местного института права и экономики в Академию права и управления. >>
  • //  07.02.2001
Верховный суд Татарии в конце прошлой недели частично удовлетворил иск и.о. генерального прокурора республики Владимира Метелина. Речь идет о признании противоречащими федеральному законодательству некоторых положений местного закона "О выборах президента Татарстана". >>
  • //  07.02.2001
Будут бороться за пост губернатора Эвенкии
Выборы в Эвенкии состоятся 8 апреля, однако расстановка сил в предвыборной кампании окончательно прояснилась, когда в конце прошлой недели от участия в выборах отказался действующий губернатор округа Александр Боковиков. Из 11 кандидатов, желающих поуправлять округом, реальные шансы имеют только двое. Это бывший до недавнего времени одним из топ-менеджеров НК «ЮКОС» Борис Золотарев и федеральный инспектор по Таймыру и Эвенкии Евгений Васильев. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ