N°173
21 сентября 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  • //  21.09.2001
Туманность Дон Кихота
Оксана Мысина поставила пьесу Виктора Коркия о Рыцаре печального образа

версия для печати
Оксана Мысина прежде никогда не занималась режиссурой, но была и остается одной из лучших актрис современного русского театра. Она фантастически работоспособна и может при желании вписаться едва ли не в любой театральный жанр. Именно на смене жанровых регистров и строился лучший спектакль Мысиной «К. И. из «Преступления», поставленный некогда Камой Гинкасом. Исповедальность соседствовала в нем с провокативностью, лиризм с гротеском, героиня Мысиной должна была вызывать у зрителей одновременно сострадание и брезгливость. И вызывала. Гинкас предложил публике современный взгляд на маленького человека русской классической литературы, Мысина наделила этого человека театральной плотью. До Гинкаса она работала со Светланой Враговой, после -- с Романом Козаком и Борисом Львовым-Анохиным и удивительным образом умудрялась приспособиться к творческой манере каждого из них. Ее редкая актерская гибкость вкупе с очевидным талантом сделали свое дело. Мысину начали приглашать в разные театры и снимать в кино- и телефильмах, а ее известность стала потихоньку перерастать в популярность. Но душа актрисы жаждала иных свершений. Как-то раз Мысиной в руки попала пьеса известного поэта Виктора Коркия «Дон Кихот и Санчо Панса на острове Таганрог» и буквально всю ее перепахала. Мысина поняла, что перед ней в одном лице Шекспир, Софокл, Корнель и Кальдерон, и стала предлагать разным режиссерам поставить его произведение, но тщетно. И тогда она решила взяться за дело сама, создав по такому случаю «Театральное братство Оксаны Мысиной».

Не вдохновившихся «Дон Кихотом» режиссеров можно понять. Столь пленивший актрису драматургический опус -- это тяжелый случай графомании, которой по неведомой причине заболел вдруг вполне профессиональный поэт. Насторожило уже определение жанра: «Магическое Действо в Глубине Души», но действительность превзошла самые страшные предположения. В пьесе Виктора Коркия действуют Дон Кихот и Санчо Панса, которые знают, что они Дон Кихот и Санчо Панса. Представьте себе Гамлета, сообщающего зрителям, что он страдает гамлетизмом, или Отелло, рассуждающего о том, что он не ревнив, а скорее доверчив. Примерно таким образом изъясняются и персонажи Коркия. Большая часть текста -- рефлексия героев по поводу себя самих, выполненная в духе провинциальных литературоведов, решивших почему-то облечь свои штудии в поэтическую форму. Дон Кихот Коркия (его играет очень фактурный Дмитрий Писаренко) твердо знает, что образ его вечен, а дело бессмертно. Он живет в будущем, настоящем и прошлом, и почему-то все время поминает всуе имя Антона Павловича Чехова, по всей вероятности, видя в нем коллегу по романтизации действительности.

Пересказать содержание пьесы не представляется возможным, объяснить отношения персонажей -- тем более. В густом метафизическом тумане тонут и смысл, и драматические коллизии, и вообще все-все-все. В этом тумане не виден даже актерский талант самой Мысиной, исполняющей роль Санчо Пансы. Иногда из метафизических глубин на поверхность всплывают отдельные удачные строчки и остроумные сравнения, но сразу же тонут в поэтических глубокомысленностях, как обломки утлого суденышка в океане.

Про Коркия можно сказать одно. Он прочитал очень много книг по истории европейского театра и решил стать вровень с гигантами прошлых веков. Причем со всеми сразу. В его произведении в разные моменты чувствуется влияние комедии дель арте, итальянской пасторали, испанского ауто сакраментале и шекспировских барочных драм. Это энциклопедия театральных стилей всех времен и народов, слегка тронутая тлетворным влиянием постмодернизма.

Спектакль Мысиной -- тоже энциклопедия. Но уже постановочных приемов тех режиссеров, с которыми успела поработать актриса. Тут и отстранение, и гротеск, и фарсовое начало, и мелодраматический надрыв. Есть даже цирковые элементы. И от всего этого голова идет кругом. «Простите, кто на ком стоял?» -- хочется то и дело спросить участников спектакля, безо всякой надежды получить сколько-нибудь вразумительный ответ.

Иными словами, перед нами классический пример того, как все вдруг решили заняться не своим делом. Поэт почувствовал себя наследником мировой драматургии, талантливая актриса стала режиссером, милая и одаренная ученица художественной школы Грета Денисова решила выступить в качестве сценографа и т.д. В спектакле подкупает искренность намерений и самоотверженность, с которой участники проекта взялись за дело. И в другой ситуации им хотелось бы говорить добрые слова, ободрять, ставить в пример звездам советских времен, которые жируют на муниципальные деньги в новых театральных хоромах (спектакль Мысиной существует в основном за счет денег самой актрисы, заработанных ею в кино). В этой ситуации хочется всех искренне, от души пожалеть.
Марина ДАВЫДОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  21.09.2001
Оксана Мысина поставила пьесу Виктора Коркия о Рыцаре печального образа
Оксана Мысина прежде никогда не занималась режиссурой, но была и остается одной из лучших актрис современного русского театра. Но душа актрисы жаждала иных свершений. Как-то раз Мысиной в руки попала пьеса известного поэта Виктора Коркия «Дон Кихот и Санчо Панса на острове Таганрог» и буквально всю ее перепахала. Мысина поняла, что перед ней в одном лице Шекспир, Софокл, Корнель и Кальдерон, и стала предлагать разным режиссерам поставить его произведение, но тщетно. И тогда она решила взяться за дело сама... >>
  • //  21.09.2001
Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения Марка Бернеса
Для негромкой и безыскусной доверительности Марка Бернеса не имело большого значения собственно мастерство. В его творчестве «кончалось искусство», уступая место самым потаенным, бессознательным и искренним позывам. Потому и не выходило петь эти песни ни у кого другого -- и до сих пор не выходит... >>
  • //  21.09.2001
Состоялся концерт из неизвестных сочинений советского классика
Никто не сомневается в том, что каждая нотная, а также любая другая строка Дмитрия Шостаковича заслуживает быть напечатанной, исполненной, услышанной, записанной и подробнейшим образом проанализированной. Он классик, гений ушедшего века, герой и страдалец советского строя, человек, пропустивший сквозь себя все терзания и противоречия окружавшего его мира, в собственной слабости нашедший небывалую силу и мощь. На днях, 25 сентября, будет отмечаться 95-летие Шостаковича, хотя почему-то кажется, что этот композитор гораздо старше и гораздо глубже уходит в историю... >>
  • //  21.09.2001
В Москве выступят Lord Of The Dance
Официально объявлено, что с 20 по 23 октября в Москве пройдут четыре концерта самого знаменитого танцевального коллектива Lord Of The Dance. Промоутеры -- компания SAV Enterntainment -- позиционируют этот музыкально-хореографический спектакль как «семейное развлечение», отмечая, что в нашей стране шоу, рассчитанного на все возрасты разом, практически не существовало... >>
  • //  21.09.2001
В Ялте завершился всеукраинский фестиваль «Море друзей»
На Украине очень любят конкурсы молодых исполнителей эстрадной песни. «Море друзей» -- самое престижное украинское мероприятие, имеющее статус международного. В этом году фестиваль проводился в Ялте в седьмой раз... >>
  • //  21.09.2001
Кинокомпания СТВ выступила против новых законопроектов об авторском праве
Сейчас на рассмотрении Госдумы находятся два законопроекта, посвященных авторскому праву -- один внесен комитетом по культуре, другой -- депутатом Валерием Комиссаровым. Существующий закон об авторском праве несовершенен, однако новые проекты, по мнению руководителя студии СТВ Сергея Сельянова, по крайней мере для кинопроизводства -- просто губительны. Проект Комиссарова, считает он, при ряде несомненных достоинств написан «по заказу пиратов», другой же -- «бред» и «белиберда»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика