Время новостей
     N°173, 21 сентября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.09.2001
Туманность Дон Кихота
Оксана Мысина поставила пьесу Виктора Коркия о Рыцаре печального образа
Оксана Мысина прежде никогда не занималась режиссурой, но была и остается одной из лучших актрис современного русского театра. Она фантастически работоспособна и может при желании вписаться едва ли не в любой театральный жанр. Именно на смене жанровых регистров и строился лучший спектакль Мысиной «К. И. из «Преступления», поставленный некогда Камой Гинкасом. Исповедальность соседствовала в нем с провокативностью, лиризм с гротеском, героиня Мысиной должна была вызывать у зрителей одновременно сострадание и брезгливость. И вызывала. Гинкас предложил публике современный взгляд на маленького человека русской классической литературы, Мысина наделила этого человека театральной плотью. До Гинкаса она работала со Светланой Враговой, после -- с Романом Козаком и Борисом Львовым-Анохиным и удивительным образом умудрялась приспособиться к творческой манере каждого из них. Ее редкая актерская гибкость вкупе с очевидным талантом сделали свое дело. Мысину начали приглашать в разные театры и снимать в кино- и телефильмах, а ее известность стала потихоньку перерастать в популярность. Но душа актрисы жаждала иных свершений. Как-то раз Мысиной в руки попала пьеса известного поэта Виктора Коркия «Дон Кихот и Санчо Панса на острове Таганрог» и буквально всю ее перепахала. Мысина поняла, что перед ней в одном лице Шекспир, Софокл, Корнель и Кальдерон, и стала предлагать разным режиссерам поставить его произведение, но тщетно. И тогда она решила взяться за дело сама, создав по такому случаю «Театральное братство Оксаны Мысиной».

Не вдохновившихся «Дон Кихотом» режиссеров можно понять. Столь пленивший актрису драматургический опус -- это тяжелый случай графомании, которой по неведомой причине заболел вдруг вполне профессиональный поэт. Насторожило уже определение жанра: «Магическое Действо в Глубине Души», но действительность превзошла самые страшные предположения. В пьесе Виктора Коркия действуют Дон Кихот и Санчо Панса, которые знают, что они Дон Кихот и Санчо Панса. Представьте себе Гамлета, сообщающего зрителям, что он страдает гамлетизмом, или Отелло, рассуждающего о том, что он не ревнив, а скорее доверчив. Примерно таким образом изъясняются и персонажи Коркия. Большая часть текста -- рефлексия героев по поводу себя самих, выполненная в духе провинциальных литературоведов, решивших почему-то облечь свои штудии в поэтическую форму. Дон Кихот Коркия (его играет очень фактурный Дмитрий Писаренко) твердо знает, что образ его вечен, а дело бессмертно. Он живет в будущем, настоящем и прошлом, и почему-то все время поминает всуе имя Антона Павловича Чехова, по всей вероятности, видя в нем коллегу по романтизации действительности.

Пересказать содержание пьесы не представляется возможным, объяснить отношения персонажей -- тем более. В густом метафизическом тумане тонут и смысл, и драматические коллизии, и вообще все-все-все. В этом тумане не виден даже актерский талант самой Мысиной, исполняющей роль Санчо Пансы. Иногда из метафизических глубин на поверхность всплывают отдельные удачные строчки и остроумные сравнения, но сразу же тонут в поэтических глубокомысленностях, как обломки утлого суденышка в океане.

Про Коркия можно сказать одно. Он прочитал очень много книг по истории европейского театра и решил стать вровень с гигантами прошлых веков. Причем со всеми сразу. В его произведении в разные моменты чувствуется влияние комедии дель арте, итальянской пасторали, испанского ауто сакраментале и шекспировских барочных драм. Это энциклопедия театральных стилей всех времен и народов, слегка тронутая тлетворным влиянием постмодернизма.

Спектакль Мысиной -- тоже энциклопедия. Но уже постановочных приемов тех режиссеров, с которыми успела поработать актриса. Тут и отстранение, и гротеск, и фарсовое начало, и мелодраматический надрыв. Есть даже цирковые элементы. И от всего этого голова идет кругом. «Простите, кто на ком стоял?» -- хочется то и дело спросить участников спектакля, безо всякой надежды получить сколько-нибудь вразумительный ответ.

Иными словами, перед нами классический пример того, как все вдруг решили заняться не своим делом. Поэт почувствовал себя наследником мировой драматургии, талантливая актриса стала режиссером, милая и одаренная ученица художественной школы Грета Денисова решила выступить в качестве сценографа и т.д. В спектакле подкупает искренность намерений и самоотверженность, с которой участники проекта взялись за дело. И в другой ситуации им хотелось бы говорить добрые слова, ободрять, ставить в пример звездам советских времен, которые жируют на муниципальные деньги в новых театральных хоромах (спектакль Мысиной существует в основном за счет денег самой актрисы, заработанных ею в кино). В этой ситуации хочется всех искренне, от души пожалеть.

Марина ДАВЫДОВА