N°173
21 сентября 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  • //  21.09.2001
Когда поет далекий друг
Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения Марка Бернеса

версия для печати
Марк Наумович Бернес родился в украинском городе Нежине, детство провел в Харькове, где еще мальчишкой участвовал в театральных массовках. Позже, закончив театральные курсы, переехал в Москву, играл в Малом театре и Театре Революции, а с конца тридцатых годов начал сниматься в кино. С самого начала Бернес много и охотно пел с экрана -- уже в первом своем значительном фильме, «Человек с ружьем» Сергея Юткевича, Бернес исполнил песню «Тучи над городом встали». Двумя годами позже в «Истребителях» Бернес спел «В далекий край товарищ улетает», а уже в годы войны -- сразу две абсолютно разные по настроению, но поистине классические вещи в фильме Леонида Лукова «Два бойца»: «Темную ночь» и «Шаланды, полные кефали». Позже было еще много фильмов и песен -- вплоть до легендарных «Журавлей», которые вышли на пластинке уже после смерти артиста и которые тяжело больной Бернес назвал своим реквиемом.

Именно с песнями в первую очередь связана его феноменальная, вряд ли с чьей-нибудь еще сравнимая популярность. Любимо и почитаемо его творчество и сегодня. Бернес не был певцом в привычном понимании этого слова, не знал нот, пел исключительно на слух, но творил со слушателями совершенно поразительные вещи, которые не были под силу профессиональным вокалистам с поставленными голосами. Ближайший друг и соратник Бернеса композитор Никита Богословский рассказывал, что первый тираж пластинки с только что написанной песней «Темная ночь» был забракован -- ОТК выявил в фонограмме незапланированный шорох. Выяснилось, что работница завода, слушая песню, попросту не сдержалась и заплакала, и ее слеза попала на восковую матрицу.

Для негромкой и безыскусной доверительности Бернеса не имело большого значения собственно мастерство. В его творчестве «кончалось искусство», уступая место самым потаенным, бессознательным и искренним позывам. Потому и не выходило петь эти песни ни у кого другого -- и до сих пор не выходит. Единственным, кому после Бернеса удалось передать всю кромешную и пронзительную глубину той же «Темной ночи», был Федор Чистяков -- совсем недавно, когда он уже перестал быть отвязным рок-н-роллщиком, а опустился на дно метафизических глубин.

Исполняя песни от первого лица, Бернес тем не менее каким-то парадоксальным образом достигал наивысшего обобщения. Он пел песни от имени человека вообще -- того, без которого ничего бы не стояло, не летало и река бы тока не давала. Его лирический герой мог с легкостью охватить своим прищуренным лукавым взором парней всей земли или признаться в любви самой жизни. «Почему, дружок? Да потому, что я жизнь учу не по учебникам»... Марк Бернес как никто другой олицетворял настоящую советскую песню, но вместо того, чтобы без остатка раствориться в имперской эстетике, он очеловечил ее. Осторожным, волшебным прикосновением превратил в явление, неподвластное смене идеологий и культурных контекстов. Потому и остался навсегда. Не в истории -- в памяти.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ

  КУЛЬТУРА  
  • //  21.09.2001
Оксана Мысина поставила пьесу Виктора Коркия о Рыцаре печального образа
Оксана Мысина прежде никогда не занималась режиссурой, но была и остается одной из лучших актрис современного русского театра. Но душа актрисы жаждала иных свершений. Как-то раз Мысиной в руки попала пьеса известного поэта Виктора Коркия «Дон Кихот и Санчо Панса на острове Таганрог» и буквально всю ее перепахала. Мысина поняла, что перед ней в одном лице Шекспир, Софокл, Корнель и Кальдерон, и стала предлагать разным режиссерам поставить его произведение, но тщетно. И тогда она решила взяться за дело сама... >>
  • //  21.09.2001
Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения Марка Бернеса
Для негромкой и безыскусной доверительности Марка Бернеса не имело большого значения собственно мастерство. В его творчестве «кончалось искусство», уступая место самым потаенным, бессознательным и искренним позывам. Потому и не выходило петь эти песни ни у кого другого -- и до сих пор не выходит... >>
  • //  21.09.2001
Состоялся концерт из неизвестных сочинений советского классика
Никто не сомневается в том, что каждая нотная, а также любая другая строка Дмитрия Шостаковича заслуживает быть напечатанной, исполненной, услышанной, записанной и подробнейшим образом проанализированной. Он классик, гений ушедшего века, герой и страдалец советского строя, человек, пропустивший сквозь себя все терзания и противоречия окружавшего его мира, в собственной слабости нашедший небывалую силу и мощь. На днях, 25 сентября, будет отмечаться 95-летие Шостаковича, хотя почему-то кажется, что этот композитор гораздо старше и гораздо глубже уходит в историю... >>
  • //  21.09.2001
В Москве выступят Lord Of The Dance
Официально объявлено, что с 20 по 23 октября в Москве пройдут четыре концерта самого знаменитого танцевального коллектива Lord Of The Dance. Промоутеры -- компания SAV Enterntainment -- позиционируют этот музыкально-хореографический спектакль как «семейное развлечение», отмечая, что в нашей стране шоу, рассчитанного на все возрасты разом, практически не существовало... >>
  • //  21.09.2001
В Ялте завершился всеукраинский фестиваль «Море друзей»
На Украине очень любят конкурсы молодых исполнителей эстрадной песни. «Море друзей» -- самое престижное украинское мероприятие, имеющее статус международного. В этом году фестиваль проводился в Ялте в седьмой раз... >>
  • //  21.09.2001
Кинокомпания СТВ выступила против новых законопроектов об авторском праве
Сейчас на рассмотрении Госдумы находятся два законопроекта, посвященных авторскому праву -- один внесен комитетом по культуре, другой -- депутатом Валерием Комиссаровым. Существующий закон об авторском праве несовершенен, однако новые проекты, по мнению руководителя студии СТВ Сергея Сельянова, по крайней мере для кинопроизводства -- просто губительны. Проект Комиссарова, считает он, при ряде несомненных достоинств написан «по заказу пиратов», другой же -- «бред» и «белиберда»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика