N°158
31 августа 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 ЭНЕРГИЯ ЕВРОПЫ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  31.08.2001
Водородное будущее
Ruhrgas верит в перспективы газообразного топлива

версия для печати
Наступивший век будет столетием борьбы за сохранение окружающей среды -- человечество, всерьез напуганное парниковым эффектом, принимает меры, чтобы предотвратить изменение климата. Вопрос о поиске новых, экологически более безопасных способов получения энергии выходит на первый план. «Инновационная деятельность становится для нас все более важным фактором, определяющим успех», -- говорит вашему корреспонденту профессор Кристиан Беккерфордерзандфорт. В немецкой газовой компании Ruhrgas он возглавляет перспективные исследования в области новых технологий, центр которых находится в Дорстене, неподалеку от эссенской штаб-квартиры.

Дорстенские разработки находят разнообразное практическое применение. Например, Берлин давно страдает от автомобильных выхлопов. В связи с этим возникла идея перевести берлинские такси на природный газ, которая воплотилась в проект ТЭТ -- «Тысяча экологичных такси для Берлина». «Германия пока только на пороге внедрения этой технологии, -- комментирует профессор, -- но опыт других стран доказывает, что перед ней широкие перспективы». С этим согласно и «красно-зеленое» правительство Германии во главе с канцлером Шредером: если на жидкое автомобильное горючее «экологический налог» растет из года в год, к природному газу на автозаправках решено проявить снисхождение. По крайней мере до 2009 года, заверяет правящая коалиция, ставки будут льготными.


Газ из розетки

«Мы идем дальше привычного использования природного газа для отопления жилых домов или подогрева воды, -- продолжает профессор. -- Скоро на газе в домах и офисах будут работать многие бытовые приборы, питание которых газом будет осуществляться из специальной розетки по типу электрической». Ruhrgas уже 10 лет работает над технологией газоиспользующих топливных элементов, способных не только приводить в движение легковые автомобили, но и служить источником децентрализованного снабжения домов электроэнергией.

Топливный элемент называют еще «беспламенной горелкой». При использовании этой технологии происходит «холодное сгорание» -- окисление кислородом из воздуха легко поддающихся этому субстанций, например метанола, водорода и т.д. Так как природный газ на 90% состоит из метана, то его использование в топливных элементах представляется весьма перспективным. Природный газ в топливном элементе электрохимическим способом практически без вредных эмиссий вырабатывает непосредственно электроэнергию. Первый в Германии топливный элемент был запущен в 1990 году на территории исследовательского центра в Дорстене.

Технология топливных элементов, как отметил профессор Беккерфордерзандфорт, представляет собой экологически чистую технологию, которая может послужить мостом к полностью возобновляемому энергоснабжению. Сырьем будущего для топливных элементов станет водород, который есть на Земле в больших количествах, но не в виде первичного энергоносителя, как природный газ. Пока конверсия ископаемых энергоносителей в водород -- например, путем «удаления» углерода из нефти или природного газа -- связана с такими энергозатратами, что эффективнее и экологичнее использовать эти энергоносители напрямую. Но ученые уверены, что у водорода, который в принципе можно получать из воды, большое будущее.


Это только начало

Внедрение топливных элементов проходит в настоящее время те же фазы развития, как прежде это происходило, скажем, с газовыми двигателями или турбинами. «И эти технологии считались поначалу слишком дорогими и приемлемыми лишь для определенной ниши рынка, -- говорит проф. Кристиан Беккерфордерзандфорт. -- Современные технические и экологические характеристики топливных элементов открывают для них перспективы широкомасштабного выхода на рынок».

Около двух лет назад Ruhrgas совместно с фирмой MTU провел испытания высокотемпературного топливного элемента промышленного назначения, использованного на всемирной выставке ЭКСПО-2000 в Ганновере. Топливные элементы могут находить разное применение: как батарея питания для портативного компьютера или сотового телефона, как источник децентрализованной выработки электрической и тепловой энергии для одноквартирных домов, больших жилых массивов или промышленных предприятий, в легковых автомобилях, автобусах и даже в подводных лодках и космических кораблях. Децентрализованная выработка энергии топливными элементами, в том числе и «мини-электростанциями на топливных элементах» бытового назначения, почти полностью исключает традиционные для обычных электростанций потери в распределительных сетях и устройствах. «Промышленность и энергетика, -- говорит профессор Беккерфордерзандфорт, -- должны довести технологии топливных элементов до рыночной зрелости».

В настоящее время повышенное внимание исследователи уделяют блочным мини-электростанциям когенерационного типа, в которых тоже используется технология топливных элементов. Для ее внедрения в жилых домах Ruhrgas сотрудничает с такими фирмами, как Vaillant, Sulzer и Plug Power. С компаниями Daimler-Chrysler и Ballard Power Systems обсуждается внедрение топливных элементов на автотранспорте.


Мост к энергии будущего

Мостом в век водорода будет именно природный газ, уверен г-н Беккерфордерзандфорт, ведь запасов газа хватит на очень долгие годы, за которые будут созданы надежные и практичные «водородные технологии». Известных мировых запасов природного газа хватит по прогнозам до 2060 года. Если к извлекаемым запасам прибавить те, что в настоящее время экономически нерентабельны, то срок увеличивается до 160--200 лет. Если же удастся освоить и гидратные месторождения морских и континентальных шельфов, а также районов вечной мерзлоты, то срок обеспеченности природным газом еще значительно увеличится. Обширная инфраструктура газотранспортных и газораспределительных сетей Европы также открывает хорошие перспективы на будущее. Их можно было бы в конечном счете приспособить к распределению других газообразных видов топлива, например водорода.
ЮРИЙ ШПАКОВ, Берлин

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  31.08.2001
Как маленькие державы победили большие
К любителям геополитики, которые последнее десятилетие самозабвенно вычерчивают схемы потенциальных конфликтов вокруг энергетических кладовых нового столетия, этим летом пришел наконец долгожданный праздник. Проблема раздела Каспийского моря между прибрежными государствами, которая обсуждается давно и безрезультатно, заметно обострилась и даже привела к серии вооруженных инцидентов... >>
  • //  31.08.2001
Этим летом парниковому эффекту был нанесен мощный удар. Так считают европейцы, которые, несмотря на позицию США, добились-таки на всемирной климатической конференции спасения Киотского протокола по ограничению вредных выбросов в атмосферу. Главным героем «битвы за Киото» стал германский министр окружающей среды Юрген ТРИТТИН, с которым беседует берлинский корреспондент газеты «Время новостей» Юрий ШПАКОВ. >>
  • //  31.08.2001
Наряду с Россией важнейшим внешним экспортером газа в Европу является Алжир -- на его долю приходится около четверти всех поставок. На вопросы спецкора газеты «Время новостей» ЕЛЕНЫ СУПОНИНОЙ отвечает министр энергетики и шахт Алжира ШАКИБ ХАЛИЛЬ, который в этом году также является президентом ОПЕК. >>
  • //  31.08.2001
Польские избиратели проголосуют за российский газ
Наступающий месяц станет решающим для судьбы крупных газовых проектов, связанных с Польшей. В конце сентября в стране состоятся парламентские выборы, уверенную победу на которых прочат коалиции «Союз демократических левых сил -- Союз труда», сторонникам президента Александра Квасьневского. Российские газовики с нетерпением ждут голосования -- они рассчитывают, что с новым правительством удастся быстро решить проблемы, которые мешают заключить договор о строительстве нового трубопровода через Польшу и Словакию в обход Украины... >>
  • //  31.08.2001
С главой польского внешнеторгового предприятия Bartimpex Александром ГУДЗОВАТЫМ побеседовал корреспондент газеты «ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ» Денис ЗАЙЦЕВ. >>
  • //  31.08.2001
Расширение Евросоюза должно быть выгодным для всех
Есть такая старинная мудрость: главам государств подвластно многое, но и они не способны изменить географию. После десятилетий искусственного раздела европейского континента он вновь един и свободен, и страны вольны выбирать свое политическое и экономическое будущее. В наибольшей степени это относится к государствам Центральной и Восточной Европы, многие из которых хотели бы в ближайшем будущем стать частью Европейского Союза... >>
  • //  31.08.2001
Что даст России «большая Европа»
О проблемах, с которыми может столкнуться Россия после вступления в ЕС стран Центральной и Восточной Европы, корреспонденту газеты «Время новостей» ОЛЬГЕ АНТОНОВОЙ рассказал заместитель министра экономического развития и торговли МАКСИМ МЕДВЕДКОВ. >>
  • //  31.08.2001
Ruhrgas верит в перспективы газообразного топлива
Наступивший век будет столетием борьбы за сохранение окружающей среды -- человечество, всерьез напуганное парниковым эффектом, принимает меры, чтобы предотвратить изменение климата. Вопрос о поиске новых, экологически более безопасных способов получения энергии выходит на первый план... >>
  • //  31.08.2001
Его энергия поможет Европе сохранить окружающую среду
Поиски экологически чистых видов топлива европейские страны ведут по нескольким направлениям -- энергоносителями будущего помимо уже используемого природного газа считают водород, солнце и ветер. Если технология производства «энергетического» водорода находится на начальной стадии разработки, а солнце пока не обеспечивает нужной эффективности, то потенциал ветра реализуется уже сейчас... >>
  • //  31.08.2001
В середине августа с полигона ВМФ США на гавайском острове Кауаи поднялся в воздух необычный самолет, похожий на длинный прозрачный бумеранг с 14 моторами. Не истратив ни капли бензина, беспилотный летательный аппарат Helios, построенный калифорнийской фирмой AeroVironment, поставил абсолютный рекорд высоты полета -- 29,4 км, -- используя лишь энергию солнца... >>
  • //  31.08.2001
Нефть Каспия может потечь на восток
Каспийская «игра», развернувшаяся почти сразу после появления на карте мира новых независимых государств, все истекшее десятилетие развивалась в одном направлении -- на юго-запад, в сторону Анкары. События 90-х годов продемонстрировали, что перспективы «турецкого пути» каспийской нефти не столь многообещающи, как это казалось вначале... >>
  • //  31.08.2001
Ключи от нее нужны всем
Международный газовый союз предсказывает: после 2005 года из-за спада добычи в Центральной и Западной Европе Старый Свет окажется почти в полной зависимости от внешних источников газа. По расчетам экспертов, к 2030 году за счет импорта будет покрываться почти 70% потребностей ЕС. Спрос на газ будет расти и в бурно развивающейся Юго-Восточной Азии, более всего -- в Китае и Японии... >>
  • //  31.08.2001
О газовых перспективах Каспия собственный корреспондент газеты «Время новостей» в Баку Ариф УСЕЙНОВ беседует с Рашидом ДЖЕВАНШИРОМ, президентом компании BP Exploration (Shakh-deniz) Ltd, оператором разработки месторождения «Шах-Дениз». >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама