N°158
31 августа 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 ЭНЕРГИЯ ЕВРОПЫ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  31.08.2001
Солнечный круг, небо вокруг
версия для печати
В середине августа с полигона ВМФ США на гавайском острове Кауаи поднялся в воздух необычный самолет, похожий на длинный прозрачный бумеранг с 14 моторами. Не истратив ни капли бензина, беспилотный летательный аппарат Helios, построенный калифорнийской фирмой AeroVironment, поставил абсолютный рекорд высоты полета -- 29,4 км. Используя лишь энергию солнца, он затратил на подъем до этой высоты 5 часов и еще 9,5 часа -- на спуск к земле. Специалисты полагают, что в идеальных условиях Helios способен достичь высоты 31,4 км.

Впрочем, рекордный полет «солнечного самолета» еще не сулит немедленной революции в гражданской или военной авиации. Helios взлетает с неспешностью велосипеда и летает со скоростью 30--50 км в час. Несмотря на огромный размах крыла в 75 метров (это больше, чем у Boeing-747 или военно-транспортного С-5), аппарат весит лишь 700 кг. Ни по грузоподъемности, ни по дальности, ни по скорости полета Helios не может соперничать с царящими в небе «пожирателями керосина». Более того, даже самая небольшая тучка или заслоняющая солнце дымка делает его взлет проблематичным -- в таких условиях солнечным батареям просто не хватает мощности.

При этом Helios все же имеет шансы дать начало новому направлению в авиации и космонавтике. Непрерывный четырехдневный полет аппарата запланирован на 2003 год, в будущем речь может идти о его беспосадочном кружении над землей в течение многих месяцев. Конструкторам осталось решить вопрос с аккумулированием энергии для ночного полета -- пока Helios держится на своих батареях лишь пару часов после заката солнца. Предполагается, что для этого будет задействован принцип электролиза в замкнутом цикле -- днем энергия солнца будет использоваться для расщепления молекул воды на кислород и водород, ночью обратная реакция соединения водорода и кислорода будет производить воду и энергию для полета.

После решения этой проблемы у «солнечного самолета» могут появиться реальные заказчики. Фирма-разработчик AeroVironment уже создала дочернюю компанию SkyTower Inc., которая займется продвижением коммерческих проектов по использованию машины в области телекоммуникаций. Производитель рекламирует новинку как «спутник для бедных» -- за какой-то миллион долларов (настоящий спутник связи стоит в 10--20 раз дороже) клиент сможет поднять в небо платформу для ретрансляции сигналов с земли. Метеорологи и экологи могли бы использовать аппарат для контроля над земной атмосферой, отслеживать возникновение ураганов, следить за состоянием озонового слоя. Военные наверняка не устоят перед искушением попробовать использовать его для разведки в роли «атмосферного спутника» -- Helios практически бесшумен и незаметен для радаров. Однако NASA обращает особое внимание на испытания новинки на высоте 30--30,5 км над землей. Как считают ученые, степень разреженности атмосферы на этой высоте делает ее похожей на марсианскую. Американцы мечтают запустить «солнечный самолет» над Марсом для детального изучения загадочной красной планеты.
Александр Тимофеев

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  31.08.2001
Как маленькие державы победили большие
К любителям геополитики, которые последнее десятилетие самозабвенно вычерчивают схемы потенциальных конфликтов вокруг энергетических кладовых нового столетия, этим летом пришел наконец долгожданный праздник. Проблема раздела Каспийского моря между прибрежными государствами, которая обсуждается давно и безрезультатно, заметно обострилась и даже привела к серии вооруженных инцидентов... >>
  • //  31.08.2001
Этим летом парниковому эффекту был нанесен мощный удар. Так считают европейцы, которые, несмотря на позицию США, добились-таки на всемирной климатической конференции спасения Киотского протокола по ограничению вредных выбросов в атмосферу. Главным героем «битвы за Киото» стал германский министр окружающей среды Юрген ТРИТТИН, с которым беседует берлинский корреспондент газеты «Время новостей» Юрий ШПАКОВ. >>
  • //  31.08.2001
Наряду с Россией важнейшим внешним экспортером газа в Европу является Алжир -- на его долю приходится около четверти всех поставок. На вопросы спецкора газеты «Время новостей» ЕЛЕНЫ СУПОНИНОЙ отвечает министр энергетики и шахт Алжира ШАКИБ ХАЛИЛЬ, который в этом году также является президентом ОПЕК. >>
  • //  31.08.2001
Польские избиратели проголосуют за российский газ
Наступающий месяц станет решающим для судьбы крупных газовых проектов, связанных с Польшей. В конце сентября в стране состоятся парламентские выборы, уверенную победу на которых прочат коалиции «Союз демократических левых сил -- Союз труда», сторонникам президента Александра Квасьневского. Российские газовики с нетерпением ждут голосования -- они рассчитывают, что с новым правительством удастся быстро решить проблемы, которые мешают заключить договор о строительстве нового трубопровода через Польшу и Словакию в обход Украины... >>
  • //  31.08.2001
С главой польского внешнеторгового предприятия Bartimpex Александром ГУДЗОВАТЫМ побеседовал корреспондент газеты «ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ» Денис ЗАЙЦЕВ. >>
  • //  31.08.2001
Расширение Евросоюза должно быть выгодным для всех
Есть такая старинная мудрость: главам государств подвластно многое, но и они не способны изменить географию. После десятилетий искусственного раздела европейского континента он вновь един и свободен, и страны вольны выбирать свое политическое и экономическое будущее. В наибольшей степени это относится к государствам Центральной и Восточной Европы, многие из которых хотели бы в ближайшем будущем стать частью Европейского Союза... >>
  • //  31.08.2001
Что даст России «большая Европа»
О проблемах, с которыми может столкнуться Россия после вступления в ЕС стран Центральной и Восточной Европы, корреспонденту газеты «Время новостей» ОЛЬГЕ АНТОНОВОЙ рассказал заместитель министра экономического развития и торговли МАКСИМ МЕДВЕДКОВ. >>
  • //  31.08.2001
Ruhrgas верит в перспективы газообразного топлива
Наступивший век будет столетием борьбы за сохранение окружающей среды -- человечество, всерьез напуганное парниковым эффектом, принимает меры, чтобы предотвратить изменение климата. Вопрос о поиске новых, экологически более безопасных способов получения энергии выходит на первый план... >>
  • //  31.08.2001
Его энергия поможет Европе сохранить окружающую среду
Поиски экологически чистых видов топлива европейские страны ведут по нескольким направлениям -- энергоносителями будущего помимо уже используемого природного газа считают водород, солнце и ветер. Если технология производства «энергетического» водорода находится на начальной стадии разработки, а солнце пока не обеспечивает нужной эффективности, то потенциал ветра реализуется уже сейчас... >>
  • //  31.08.2001
В середине августа с полигона ВМФ США на гавайском острове Кауаи поднялся в воздух необычный самолет, похожий на длинный прозрачный бумеранг с 14 моторами. Не истратив ни капли бензина, беспилотный летательный аппарат Helios, построенный калифорнийской фирмой AeroVironment, поставил абсолютный рекорд высоты полета -- 29,4 км, -- используя лишь энергию солнца... >>
  • //  31.08.2001
Нефть Каспия может потечь на восток
Каспийская «игра», развернувшаяся почти сразу после появления на карте мира новых независимых государств, все истекшее десятилетие развивалась в одном направлении -- на юго-запад, в сторону Анкары. События 90-х годов продемонстрировали, что перспективы «турецкого пути» каспийской нефти не столь многообещающи, как это казалось вначале... >>
  • //  31.08.2001
Ключи от нее нужны всем
Международный газовый союз предсказывает: после 2005 года из-за спада добычи в Центральной и Западной Европе Старый Свет окажется почти в полной зависимости от внешних источников газа. По расчетам экспертов, к 2030 году за счет импорта будет покрываться почти 70% потребностей ЕС. Спрос на газ будет расти и в бурно развивающейся Юго-Восточной Азии, более всего -- в Китае и Японии... >>
  • //  31.08.2001
О газовых перспективах Каспия собственный корреспондент газеты «Время новостей» в Баку Ариф УСЕЙНОВ беседует с Рашидом ДЖЕВАНШИРОМ, президентом компании BP Exploration (Shakh-deniz) Ltd, оператором разработки месторождения «Шах-Дениз». >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама