N°107
21 июня 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  21.06.2001
«Валькирия» не стала бенефисом Доминго
И без великого певца в спектакле будет на что посмотреть

версия для печати
Фестиваль Валерия Гергиева «Звезды белых ночей» достиг своей кульминации -- в Петербург приехал Пласидо Доминго. Хотя визит знаменитого испанца здесь уже давно никого не удивляет. За последние десять лет он стал в Мариинке своим человеком. Сам Доминго выступает здесь чуть ли не каждый год. Его жена Марта ставит спектакли. А его Лос-Анджелесская опера в каком-то смысле является побратимом Мариинки: деньги оба театра получают из кармана американского мультимиллионера Альберто Вилара. Последнее время кошелек господина Вилара стал самым веским аргументом в пользу дружбы двух театров и их художественных руководителей -- деньги выдаются под совместные проекты.

На нынешнем питерском фестивале Доминго выступил во всех известных своих ипостасях. В качестве поп-звезды спел на Театральной площади, не испугавшись питерского ветра. В качестве оперного патриарха продирижировал «Аидой» Верди. В качестве светского персонажа получил семикилограммовую статую «Фортуны» с формулировкой «в знак признания великого тенора всем славянским народом». И наконец, в качестве великого тенора исполнил партию Зигмунда в премьерной «Валькирии». То, что последнее амплуа оказалось интереснее всех остальных, радовало не меньше того, что «Валькирия» не превратилась в бенефис Доминго. Золотому голосу на Мариинской сцене нашлись вполне достойные партнеры.

«Валькирия», вторая опера монументальной вагнеровской тетралогии, долго была чем-то вроде кота в мешке. Никто не мог даже предположить, что получится. Рассорившись с постановщиком первой оперы цикла, прошлогоднего «Золота Рейна» Йоханессом Шаафом (который по предварительной задумке должен был ставить все четыре оперы «Кольца нибелунгов»), Гергиев своей затеи не отменил и передоверил ее Готтфриду Пильцу. Тот начинал в этом проекте в роли сценографа и, кроме того, в своей жизни уже успел оформить одно «Кольцо» -- в Финской опере.

Пильцу, выступившему на сей раз режиссером, сценографом и автором световой концепции постановки, досталась непростая задача -- во-первых, продолжить ту сатирически-антибуржуазную линию, что начал Шааф (тетралогия должна быть более или менее однородной). Во-вторых, вписать в свой модерновый спектакль давно устоявшийся рисунок фирменной, романтизированной роли Доминго (сложно было бы предположить, что 60-летний тенор готов его радикально пересмотреть). В-третьих, понравиться Гергиеву.

Спектакль запечатлел следы всех этих волнений. Он получился неровный, эклектичный, с детскими ошибками, но и с приятными удачами. К последним относится удвоенный состав валькирий, обрушивающийся на зрителя голыми плечами и блескучими торсами. Таким и летать не обязательно. «Полет» устраивает один лишь оркестр Валерия Гергиева -- фантастически энергичный, хоть и на редкость неаккуратный.

Пильц вообще все время хитрит, делая ставку на эффектную простоту и современные технологии, а не на сильное режиссерское решение. На сцене огромный стол, покрываемый разного цвета скатертями и обставленный стульями (в финале их место займут 16 валькирий), -- то символ убогой бабьей доли, то любовное ложе, то главная парткомовская деталь в обители богов Валгалле. На задник проецируются многозначительные магические и автодорожные знаки. По тюлевому суперу бегут облака. Брунгильда (идеальная в этой роли Ольга Сергеева) появляется в костюме наездницы с двумя смешными крылышками в руках -- вот вам и вся сказка.

Там, где режиссер все-таки не смог ослушаться ремарок Вагнера и следовал им со всей серьезностью, он заведомо в проигрыше: битва престарелого мачо Зигмунда с престарелым мафиози Хундингом (Геннадий Беззубенков) смешна и неловка; священный меч Нотунг падает на сцену с нехорошим пластмассовым стуком; любовная сцена Зигмунда и Зиглинды (артистичная, но не сразу распевшаяся Млада Худолей) вызывает смущение.

Зато выразительной оказалась другая пара -- Вотан (Владимир Ванеев) и его дочь Брунгильда. В их любовную страсть поверить оказалось проще, чем в не менее запретную тягу близнецов Зигмунда и Зиглинды. Неожиданно обнаружившееся соперничество двух пар пошло спектаклю на пользу. Ясно, что и без чаровника Доминго он не пропадет, а может, даже станет более органичным и цельным.
Екатерина БИРЮКОВА, Санкт-Петербург

  КУЛЬТУРА  
  • //  21.06.2001
И без великого певца в спектакле будет на что посмотреть
Фестиваль Валерия Гергиева «Звезды белых ночей» достиг своей кульминации -- в Петербург приехал Пласидо Доминго. Хотя визит знаменитого испанца здесь уже давно никого не удивляет. За последние десять лет он стал в Мариинке своим человеком. Сам Доминго выступает здесь чуть ли не каждый год. Его жена Марта ставит спектакли. А его Лос-Анджелесская опера в каком-то смысле является побратимом Мариинки: деньги оба театра получают из кармана американского мультимиллионера Альберто Вилара... >>
  • //  21.06.2001
В Третьяковской галерее открылась выставка Виктора Попкова
Виктор Попков -- художник легендарный. Он был одним из главных представителей «сурового стиля». Возникший в эпоху «оттепели», этот стиль характеризовался не только простотой, даже минимализмом выразительных средств, но и строгим отбором сюжетов: вместо имперской героики -- будничная жизнь рядовых советских людей. Сюжеты эти он трактовал со свойственным тому времени трагическим романтизмом, что, конечно, производило сильное впечатление на непросвещенных зрителей. Кроме того, он был образцовым советским художником нового типа -- настоящим Артистом, представителем богемы, который не только своим искусством, но и всей своей жизнью воплощал шестидесятнические идеалы творческой свободы... >>
  • //  21.06.2001
Болотная площадь не будет опорочена
В столице -- очередной монументальный скандал. На завершившемся во вторник поздно вечером заседании комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме наконец-то определилась судьба очередного масштабного проекта -- монументальной композиции Михаила Шемякина "Дети -- жертвы пороков взрослых". А вместе с ним и участь Болотной площади, где предполагалось ее возвести... >>
  • //  21.06.2001
Иранский кинорежиссер Мохсен Махмальбаф не приедет на Московский кинофестиваль
В дирекцию фестиваля пришло письмо от Мохсена Махмальбафа, в котором он выразил сожаление, что не может приехать на фестиваль, на котором планировалась ретроспектива его фильмов и фильмов, снятых членами его семьи. Дело в том, что сейчас у режиссера возник конфликт с иранскими властями и он опасается, что, покинув страну, не сможет вернуться обратно. >>
  • //  21.06.2001
Премию «Хрустальная Турандот» вручили десятый раз
"Хрустальная Турандот" -- не просто премия, которую вручают на деньги частного капитала. Это и затея частного лица -- Бориса Беленького. Он находит спонсоров, формирует жюри, сам пишет сценарий церемонии. Он же придумал превратить церемонию из заурядного светского мероприятия в праздник, отдаленно напоминающий те, что устраивали богатые вельможи в своих загородных резиденциях. По традиции вручение "Турандот" происходит в усадьбе "Кусково", по окончании устраивают фейерверки, а потом хорошо кормят на открытом воздухе. И кому, спрашивается, от этого плохо? Между тем только ленивый не бросил еще в Беленького и его хрупкую во всех отношениях премию камень... >>
  • //  21.06.2001
Вышла книга Солженицына о «русско-еврейском вопросе»
Издательство «Русский путь» выпустило первую часть исследования Александра Солженицына «Двести лет вместе. (1795--1995)». Работа посвящена русско-еврейским взаимоотношениям в дореволюционный период. О том, как эти отношения складывались в советские и постсоветские годы, речь пойдет во второй части, которая также должна вскоре увидеть свет... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика