N°107
21 июня 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  21.06.2001
Шемякин суд
Болотная площадь не будет опорочена

версия для печати
В столице -- очередной монументальный скандал. На завершившемся во вторник поздно вечером заседании комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме наконец-то определилась судьба очередного масштабного проекта -- монументальной композиции Михаила Шемякина "Дети -- жертвы пороков взрослых". А вместе с ним и участь Болотной площади, где предполагалось ее возвести.

Напомним, что комиссия при МГД была создана после принятия два года назад московского закона "О порядке возведения произведений монументального искусства", который стал своеобразной реакцией на неожиданное появление в Москве Петра I работы Зураба Церетели. С тех пор решения об установке памятников в историческом центре города принимаются Думой на основании заключения этой комиссии, состоящей не из чиновников, а из архитекторов, искусствоведов, историков Москвы. Последнее решение было одним из самых трудных. Дело в том, что непосредственным соавтором Михаила Шемякина был Юрий Лужков, лично завизировавший эскиз каждого из представленных "пороков".

Вообразить, как выглядит этот памятник, достаточно просто. Представьте себе рисунки Михаила Шемякина на такие темы, как «невежество», «детская проституция», «садизм и жестокость», «равнодушие», «воровство», «пропаганда насилия», «пьянство», «безответственность науки» и так далее -- всего 13 пороков. Теперь рисунки переведите в бронзу и расставьте монстров размером чуть больше человеческого роста по кругу, в центре которого -- бронзовые же мальчик и девочка с завязанными глазами. Получилось? А идею памятника сформулировал на заседании руководитель отдела монументального искусства комитета по культуре правительства Москвы Александр Тантлевский: "Нужно обратить внимание взрослых на бедственное положение детей". За четыре года, что прошли с первого представления проекта, ткнуть носом взрослых в их пороки предлагалось (последовательно): на углу Столешникова переулка и Большой Дмитровки, в сквере у Большого театра, около Третьяковки и вот теперь -- на Болотной площади, с перспективным видом на Кремль.

Участникам заседания было очевидно, что памятник ставить надо -- фигуры уже полностью отлиты на деньги одного из крупнейших российских нефтяных концернов. Вопрос только -- где. На заседании фигурировала увесистая пачка писем -- от москвичей, детских психологов и даже Всероссийского общества охраны природы, в которых Болотная площадь единогласно не поддерживалась -- место видное, фигуры могут испугать детей, к тому же там уже стоит памятник Репину. У сторонников проекта были свои доводы: скульптуру Шемякина предлагалось отделить от Репина и детей забором и допускать к осмотру только организованных в экскурсии зрителей. А на ночь монстров запирать. У представителей Москомархитектуры были и другие аргументы: и Босх современникам не нравился, и "Давид" Микеланджело тоже, а вот теперь стоит -- и ничего (кстати, по поводу установки "Давида" во Флоренции проводился общегородской референдум). В итоге пришли к компромиссу: произведение Шемякина все-таки поставить, но не возле Кремля, а в «Саду скульптуры» возле ЦДХ на Крымском валу, рядом с Дзержинским и другими борцами с пороком. Так что у потомков будет возможность по достоинству оценить памятник, у которого среди пороков, впрочем, нет одного из самых актуальных -- самодурства.
Александра ТОЛСТИХИНА

  КУЛЬТУРА  
  • //  21.06.2001
И без великого певца в спектакле будет на что посмотреть
Фестиваль Валерия Гергиева «Звезды белых ночей» достиг своей кульминации -- в Петербург приехал Пласидо Доминго. Хотя визит знаменитого испанца здесь уже давно никого не удивляет. За последние десять лет он стал в Мариинке своим человеком. Сам Доминго выступает здесь чуть ли не каждый год. Его жена Марта ставит спектакли. А его Лос-Анджелесская опера в каком-то смысле является побратимом Мариинки: деньги оба театра получают из кармана американского мультимиллионера Альберто Вилара... >>
  • //  21.06.2001
В Третьяковской галерее открылась выставка Виктора Попкова
Виктор Попков -- художник легендарный. Он был одним из главных представителей «сурового стиля». Возникший в эпоху «оттепели», этот стиль характеризовался не только простотой, даже минимализмом выразительных средств, но и строгим отбором сюжетов: вместо имперской героики -- будничная жизнь рядовых советских людей. Сюжеты эти он трактовал со свойственным тому времени трагическим романтизмом, что, конечно, производило сильное впечатление на непросвещенных зрителей. Кроме того, он был образцовым советским художником нового типа -- настоящим Артистом, представителем богемы, который не только своим искусством, но и всей своей жизнью воплощал шестидесятнические идеалы творческой свободы... >>
  • //  21.06.2001
Болотная площадь не будет опорочена
В столице -- очередной монументальный скандал. На завершившемся во вторник поздно вечером заседании комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме наконец-то определилась судьба очередного масштабного проекта -- монументальной композиции Михаила Шемякина "Дети -- жертвы пороков взрослых". А вместе с ним и участь Болотной площади, где предполагалось ее возвести... >>
  • //  21.06.2001
Иранский кинорежиссер Мохсен Махмальбаф не приедет на Московский кинофестиваль
В дирекцию фестиваля пришло письмо от Мохсена Махмальбафа, в котором он выразил сожаление, что не может приехать на фестиваль, на котором планировалась ретроспектива его фильмов и фильмов, снятых членами его семьи. Дело в том, что сейчас у режиссера возник конфликт с иранскими властями и он опасается, что, покинув страну, не сможет вернуться обратно. >>
  • //  21.06.2001
Премию «Хрустальная Турандот» вручили десятый раз
"Хрустальная Турандот" -- не просто премия, которую вручают на деньги частного капитала. Это и затея частного лица -- Бориса Беленького. Он находит спонсоров, формирует жюри, сам пишет сценарий церемонии. Он же придумал превратить церемонию из заурядного светского мероприятия в праздник, отдаленно напоминающий те, что устраивали богатые вельможи в своих загородных резиденциях. По традиции вручение "Турандот" происходит в усадьбе "Кусково", по окончании устраивают фейерверки, а потом хорошо кормят на открытом воздухе. И кому, спрашивается, от этого плохо? Между тем только ленивый не бросил еще в Беленького и его хрупкую во всех отношениях премию камень... >>
  • //  21.06.2001
Вышла книга Солженицына о «русско-еврейском вопросе»
Издательство «Русский путь» выпустило первую часть исследования Александра Солженицына «Двести лет вместе. (1795--1995)». Работа посвящена русско-еврейским взаимоотношениям в дореволюционный период. О том, как эти отношения складывались в советские и постсоветские годы, речь пойдет во второй части, которая также должна вскоре увидеть свет... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика