N°138
03 октября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  03.10.2000
Двойной стандарт
В России любят родную музыку иначе, чем зарубежную

версия для печати
В конце августа "Авторадио" затеяло новый проект: национальный хит-парад "Песни, которые мы выбираем". Сам по себе факт составления хит-парада отнюдь не сенсация, однако организаторы смело назвали его «первым объективным».

«Объективность» этого хит-парада заключается в методе отбора песен: он составляется по системе call-out, то есть еженедельно по телефону опрашивают 300 человек. Возраст -- от 12 до 65 лет. Причем слушает ли абонент "Авторадио" или какую-либо другую станцию -- неважно. Произвольно выбранным респондентам предлагается прослушать отрывки из 30 песен и оценить каждую, если он ее когда-либо слышал, по пятибалльной шкале. На основе полученных данных еженедельно составляется двадцатка самых популярных песен.

Недостатков у метода не меньше, чем достоинств. Опрашиваются только жители Москвы. Песни для опроса выбраны заранее, и итоговая "горячая двадцатка" лишь их расстановка в определенном порядке. Но приходится признать, что для изучения общественного мнения ничего совершеннее прямого опроса человечество пока не изобрело.

Если оставить в стороне споры о методике, то окажется, что результаты довольно интересны. Тем более что итоговая таблица мало меняется от раза к разу, а сами опросы проводятся уже более шести недель, так что можно судить о тенденциях. Они довольно странные.

Например, песня Бутусова «Гибралтар -- Лабрадор», написанная на стихи Анатолия Гуницкого и рассчитанная на подготовленную аудиторию, стойко держится в центре таблицы. Но самое неожиданное -- русскоязычные композиции ни разу не поднимались выше пятого места. Это притом, что «Русское радио», ориентированное как раз только на русскую музыку, во всех рейтингах лидирует. Такая неодолимая тяга российского слушателя к зарубежной культуре на первый взгляд просто пугает.

Объяснение этому феномену, на мой взгляд, заключается в принципиальной разнице восприятия англоязычной и русской музыки. Во-первых, большая часть населения Москвы не так хорошо владеет английским языком, чтобы понимать тексты, западная музыка воспринимается только как мелодия. Первые строчки в чарте постоянно занимают мелодичные поп-композиции -- Joe Cocker, Britney Spears, Ricky Martin, дуэт Iglesias & Houston. В оценке русскоязычной композиции главным критерием является качество текста -- а тут уж, как говорится, без комментариев...

Во-вторых, в оценках отечественной музыки слушатели жестче. Земфира, к примеру, проигрывает западным коллегам из-за большей полярности в оценках. Поклонники ставят ей «5», зато противники -- «3», а то и «2». Западные же музыканты вырываются вперед с твердыми «четверками». Российские песни чаще вызывают эмоции, которые никак не зависят от их качества. Та же любовь к Земфире пережила заметный спад в конце сентября, скорее всего связанный с ситуацией вокруг концерта в Якутске. На оценку песен влияет и то, что российским слушателям гораздо больше известно о российских исполнителях и обо всем, что происходит вокруг них вне сцены.

Нельзя не учитывать еще одного фактора, который можно назвать психологическим. Интервьюируемый слушатель чувствует себя экспертом и вместо непосредственной оценки пытается судить исполнителя с позиций высокого искусства. Своего вкуса многие стыдятся, притворяясь поклонниками Вагнера и Стравинского. Любить Иглесиаса -- не стыдно, а вот группу "На-на" -- еще вопрос. К тому же слушатель вынужденно сравнивает явления, ориентируется в которых по-разному и за которыми тянутся разные шлейфы общественных симпатий и антипатий, сформированные как собственным окружением, так и СМИ.

На самом деле русская аудитория вряд ли явно предпочитает европейскую или американскую музыку. Скорее результаты хит-парада доказывают, что, несмотря на все старания войти в мировой культурный процесс, в головах слушателей информация из-за рубежа и своя, родная, течет по разным каналам и обрабатывается разными устройствами.

Обычно радиостанции составляют свой хит-парад на основе мнения своих слушателей, которые пишут, звонят на станцию или на студийный пейджер, голосуют в Интернете. Такие хит-парады существуют на "Максимуме" -- "Хит-парад двух столиц", на "Нашем радио" -- "Чартова дюжина", на "Русском радио" -- "Золотой граммофон" и т.д. Недостатки метода очевидны: в отборе песен принимает участие только аудитория данной радиостанции, да и то не вся, а лишь специфическая ее часть, преданные фанаты. Говорят, что в тесте, который предлагается пройти всем желающим стать сотрудниками ЦРУ, есть вопрос: "Звонили ли вы когда-либо на радио?" Ответивший положительно лишается всех шансов.

На Западе главным критерием для составления хит-парадов является уровень продаж пластинок и синглов. В России он не применим вовсе, во-первых, из-за пиратства, а во-вторых, из-за того, что, обнародовав уровень продаж, рекорд-компания "светит" свои доходы, и у нее портятся отношения с налоговой полицией.

Самый знаменитый американский хит-парад Billboard составляется, во-первых, на основе уровня продаж, а во-вторых, на основе данных компании Broadcast Data System. BDS, по сути, большой пеленгатор. Он принимает частоты всех музыкальных станций в США, компьютер распознает песни и обрабатывает данные, в результате получается таблица, отражающая частоту появления каждой песни в эфире.
Святослав БИРЮЛИН




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  03.10.2000
В России любят родную музыку иначе, чем зарубежную
В конце августа "Авторадио" затеяло новый проект: национальный хит-парад "Песни, которые мы выбираем". Сам по себе факт составления хит-парада отнюдь не сенсация, однако организаторы смело назвали его «первым объективным». Результаты довольно интересны. Самое неожиданное - русскоязычные композиции ни разу не поднимались выше пятого места. >>
  • //  03.10.2000
Издатели иногда непоправимо опаздывают: после долгих мытарств книга наконец вышла из печати, а автора уже давно нет в живых. Однако вряд ли стоит ругать издателей - куда лучше вспомнить об ушедших современниках и с благодарностью прочесть их последние книги: «Статьи о Пушкине» Натана Эйдельмана, монографию Юрия Молока «Пушкин в 1937 году. Материалы и исследования по иконографии» и подготовленный Альбертом Викторовичем Карельским шестой том Собрания сочинений Эрнста Теодора Амадея Гофмана. >>
  • //  03.10.2000
Прах Джима Моррисона не будет потревожен
Французские власти положили конец опасениям, что останки покойного лидера культовой рок-группы Doors Джима Моррисона будут перезахоронены из-за окончания срока аренды земли на парижском кладбище Пер Лашез. >>
  • //  03.10.2000
После премьеры In vino veritas Отар Иоселиани, приехавший в Москву для представления своего фильма, ответил на несколько вопросов нашего корреспондента - о кино и о жизни. >>
  • //  03.10.2000
В прошедшую пятницу в Британии открылась первая выставка картин Пола Маккартни. Экспозиция, размещенная в галерее Арнольфини в Бристоле, насчитывает 500 полотен, созданных 58-летним экс-битлом с тех пор, как в 40 лет он впервые взял в руки кисть. >>
  • //  03.10.2000
Мемориальные доски в честь двух русских литераторов открыты в понедельник в Москве и Вильнюсе. В Москве на доме №7 по улице Малая Полянка теперь будет висеть памятная доска Ивану Шмелеву, жившему здесь до своей эмиграции в 1922 году. В Вильнюсе же в этот день открыли памятную доску Иосифу Бродскому. >>
  • //  03.10.2000
In vino veritas Отара Иоселиани на московских экранах
In vino veritas - уже пятый по счету (после «Фаворитов луны», "И стал свет", «Охоты на бабочек» и «Разбойников») фильм, сделанный Отаром Иоселиани во Франции. Это своеобразная притча-аллегория, чем-то напоминающая историю о принце и нищем и пронизанная неизменным меланхоличным грузинским юмором. >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика