N°80
13 мая 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  13.05.2010
Между двух труб
Россия ищет оптимальный нефтепровод через Черное море

Россия и Турция продолжают обсуждать перспективы участия в трубопроводном проекте Самсун--Джейхан. Во время визита в Анкару президента России Дмитрия Медведева был подписан меморандум об обеспечении безопасности транспортировки нефти из Черноморского региона. Как отмечают эксперты, документ имеет общий характер и свидетельствует, скорее, о политическом характере вопроса, а конкретные условия стороны еще будут обсуждать. При этом в российском правительстве по-прежнему поддерживают идею объединить в консорциум альтернативные трубопроводы Самсун--Джейхан и Бургас--Алексдруполис.

Подписав меморандум, главы государств ограничились самыми общими характеристиками. «Мы договорились о том, что будем активно развивать, включая возможность строительства нефтеперерабатывающего завода и организацию впоследствии совместного сбыта готовой продукции», -- заявил г-н Медведев. Глава турецкого правительства Реджеп Эрдоган в свою очередь отметил: «Турция придает нефтепроводу важное значение, потому что, разгружая черноморские проливы, мы вносим свой вклад в охрану окружающей среды».

В 2005 году 50% в проекте Самсун--Джейхан приобрела итальянская Eni c прицелом на экспорт нефти с крупного месторождения «Кашаган», оператором которого она является. Строительство началось только в этом году, трубу протяженностью 555 км планируется уложить параллельно существующим транспортным магистралям, в частности вдоль трассы Баку--Тбилиси--Джейхан. Как заявил вчера вице-премьер Игорь Сечин, курирующий в правительстве ТЭК, стоимость проекта оценивается в 3 млрд долларов.

Главная проблема проекта -- отсутствие гарантий загрузки нефтью. Пропускная способность трубопровода на первом этапе должна составить 1 млн баррелей в сутки с возможностью расширения до 1,5 млн. По словам главы Eni Паоло Скарони, в ближайшие десять лет каспийский регион будет давать 2 млн баррелей нефти в сутки (в дополнение к нынешним 2,4 млн). Об интересе России к этому проекту стало известно в октябре прошлого года, во время визита в Турцию премьер-министра Владимира Путина. Тогда правительственная делегация, в состав которой входили главы «Роснефти» и «Транснефти», вместе со своими турецкими и итальянскими коллегами подписали совместное заявление по проекту трубопровода из порта Самсун, расположенного на черноморском побережье Турции, в порт Джейхан на средиземном побережье.

Этот документ стороны назвали меморандумом о намерениях. Г-н Сечин заявил тогда, что ресурсной базой трубопровода может стать нефть Черного и Каспийского морей, а также какая-то часть сырья, отгружаемая из Новороссийска. При этом он не исключил, что в проект войдет ЛУКОЙЛ, который в конце апреля нынешнего года начал добычу на Каспии.

Между тем судьба проекта Самсун--Джейхан напрямую зависит от трубопровода Бургас--Александруполис, в котором нашу страну представляет «Транснефть». Этот нефтепровод, строительство которого было согласовано еще в 2007 году, также призван разгрузить проливы Босфор и Дарданеллы. Однако все это время болгарское правительство не может договориться с Россией об условиях его реализации. Как заявил вчера глава Минэнерго Сергей Шматко, реализация проекта Бургас--Александруполис практически остановлена. «Как только болгарское правительство продемонстрирует готовность работать над проектом и предпримет практические шаги, мы со своей стороны предложим обсудить объединение этих двух проектов», -- сказал г-н Шматко. Но окончательно отказываться от трубопровода Бургас--Александруполис в пользу Самсуна--Джейхана в российском правительстве пока не намерены. По словам г-на Шматко, два проекта могут реализовываться вместе «в форме консорциума»: «Будем предлагать и обсуждать, такие планы были изначально, но пока объединять нечего».

У экспертов к такому варианту много вопросов. «Абсолютно не ясно, откуда Россия возьмет нефть для двух проектов. Есть нефть Каспия, которая должна направляться в КТК, скоро будет построена вторая очередь БТС, и перспективы заполнить сразу две трубы призрачны», -- полагает аналитик Банка Москвы Денис Борисов. Между тем аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров считает, что в конце концов Москва выберет лишь один проект: «Наше правительство вряд ли готово поставить крест на Бургасе--Александруполисе, который получится дешевле Самсуна--Джейхана, с которым никакой ясности тоже нет. Обсуждение планов по строительству трубопроводов, возможно, просто способ давления на разные стороны, чтобы добиться приемлемых условий».
Кирилл МЕЛЬНИКОВ

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  13.05.2010
Reuters
«Газпром» и Botas продолжают работать на прежних условиях
По итогам обсуждения газовой повестки в рамках официального визита Дмитрия Медведева в Турцию стороны, судя по всему, остались при своих. Анкара не добилась от Москвы ни одной новой уступки -- снижения цены или разрешения на реэкспорт газа... >>
  • //  13.05.2010
Россия ищет оптимальный нефтепровод через Черное море
Россия и Турция продолжают обсуждать перспективы участия в трубопроводном проекте Самсун--Джейхан. Во время визита в Анкару президента России Дмитрия Медведева был подписан меморандум об обеспечении безопасности транспортировки нефти из Черноморского региона ... >>
  • //  13.05.2010
РИА-НОВОСТИ
Программа утилизации старых машин помогла увеличить продажи
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России выросли впервые за последние полтора года. По итогам апреля их объем увеличился в годовом выражении на 20%, до 63,3 тыс. штук, сообщили вчера в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).... >>
//  читайте тему:  Автопром
  • //  13.05.2010
AP
Мадрид решительно режет расходы
Испания пошла по тернистому пути Греции, решившись на существенные сокращения бюджетных расходов. Это вызвало недовольство общественности и обвинения в том, что власти страны готовы подчиниться «внешнему управлению» со стороны Евросоюза и Международного валютного фонда... >>
  • //  13.05.2010
АP
Прокуроры приходят на Уолл-стрит
В течение апреля вся Уолл-стрит с напряжением следила за тем, как разворачивается атака американских властей на Goldman Sachs, обвиняемый в игре против клиентов. Кульминацией стал фактический допрос главы банка Ллойда Бланкфейна в сенатском комитете по расследованиям 27 апреля... >>
  • //  13.05.2010
Fortum получит контроль над ТЭЦ «Газпрома»
Как сообщили «Времени новостей» в «Газпром энергохолдинге», контролирующем энергоактивы газовой монополии, финский концерн Fortum проявил интерес к покупке Каунасской ТЭЦ. Приобрести литовскую станцию финны намеревались еще в 2003 году, но тогда в результате конкурса их обошел «Газпром»... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама