Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии
N°31
26 февраля 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 НАУКА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  ИНТЕРВЬЮ  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  26.02.2010
Физики и клирики
Школьники предпочли светскую этику основам религиозной культуры

Вопреки прогнозам педагогов и данным опросов общественного мнения большинство родителей, чьим детям начиная с апреля предстоит изучать «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), выбрали не основы православия или другой традиционной религии, а изучение светской этики или религиозных культур в целом. О светских предпочтениях родителей четвероклассников сообщает как директор профильного издательства «Просвещение», выпустившего учебники по новой дисциплине, так и руководство Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, где будут готовить преподавателей основ.

Учебники по новому, экспериментальному и комплексному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» должны поступить в школы не позднее 25 марта, т.е. за неделю до официального старта образовательного эксперимента, который начнется в 19 российских регионах и затронет около 300 тыс. четвероклассников. О готовности издательства «Просвещение» сообщил на днях его генеральный директор Александр Кондаков. «Мы планируем 10 марта выход тиража, после чего учебники будут разосланы в регионы, и мы надеемся, что до 20--25 марта они поступят во все регионы, где пройдет эксперимент», -- заявил гендиректор «Просвещения».

Предмет, как известно, будет составным: согласно условиям эксперимента школьники и их родители смогут выбрать один из модулей -- основы одной из религиозных культур, основы светской этики или основы мировых религиозных культур. Примечательно, что «Просвещение» выпустило больше всего учебников по модулю «светская этика» -- в школы поступит 125 тыс. экземпляров. На втором месте учебники по ОПК (основам православной культуры), выпущенные тиражом 80 тыс. Пособие по религиоведению для четвероклассников (основам мировых религиозных культур) издано в количестве 60 тыс. экземпляров. Для сравнения: исламскую культуру по учебникам «Просвещения» будут изучать 40 тыс. школьников, буддийскую -- 14 тыс. и иудейскую -- 12 тыс. детей.

По словам г-на Кондакова, все выпущенные «Просвещением» учебники уже прошли три необходимые экспертизы -- как конфессиональную, так и психолого-педагогическую и научную. На позапрошлой неделе книги были отправлены на сверку в Российскую академию наук. В среду было получено последнее экспертное заключение, и в настоящий момент учебники, исправленные и дополненные специалистами РАН, пошли в производство.

Как сообщили «Времени новостей» в Федеральном агентстве по образованию («Рособразование»), 8 февраля ведомство официально утвердило вуз, призванный подготовить преподавательские кадры для основ, -- им стала упомянутая выше Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Заметим, что ректор этого учебного заведения Эдуард Никитин неоднократно сообщал: по данным Академии, в крупных городах более 60% родителей школьников заявили о том, что предпочтут, чтобы их чада изучали светскую этику или основы мировых религий, то есть предметы, не связанные с какой-либо конкретной конфессией. 40% предпочли бы «Основы православной культуры».

В свою очередь, социологический опрос, проведенный в сентябре прошлого года Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), демонстрирует несколько иной расклад. Более половины (53%) респондентов высказались за преподавание в школах Закона Божьего (в опроснике ВЦИОМа фигурировал именно этот, существовавший в дореволюционной России предмет, а не «Основы православной культуры»). Для сравнения: в 2001 году сторонниками введения сугубо конфессиональной дисциплины назвали себя 48%. Одновременно снизилась доля тех, кто выступает против введения в школьную программу такого предмета (с 36 до 27%). Различие в данных ВЦИОМа и в сведениях, приведенных г-ном Никитиным, по всей видимости, объясняются разностью опрошенных аудиторий: в одном случае это заинтересованные лица -- родители учеников, в другом -- россияне в целом.

Академия повышения квалификации работников образования начала готовить тьюторов (педагогов-методистов) 15 января, за 2,5 месяца до начала образовательного эксперимента. По завершении обучения 1 тыс. тьюторов возвращаются в свои регионы и до 1 апреля должны будут экстренно подготовить 15,5 тыс. специалистов по основам. Заметим, что министр образования и науки Андрей Фурсенко, встречаясь в прошлую пятницу с преподавателями, прошедшими подготовку по курсу ОРКСЭ, сделал неожиданное заявление. По его словам, «Основы религиозной культуры и светской этики» могли бы с успехом преподавать не только педагоги-гуманитарии, но и преподаватели естественных наук. «Я считаю, что, например, учителя физики могли бы давать знания не менее успешно, чем учителя истории. У них есть свои знания, своя система видения, которая позволила бы им вести этот курс достаточно успешно, может быть, даже более успешно», -- заявил министр.

Самая крупная и влиятельная из «заинтересованных сил» -- Русская православная церковь не возражает против преподавания светской этики наряду с основами религиозной культуры, но к «учебникам о религиях в целом» относится скептически. В частности, глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, выступая 24 февраля, заявил, что в государственных школах России «в современных условиях плюрализма» должны быть представлены различные мировоззрения -- как атеистическое, так и религиозные. При этом о. Всеволод заметил, что, по его мнению, «общий учебник обо всех религиях» фактически «не состоялся» -- в числе прочего критику представителя патриархии вызвал учебник по истории мировых религий под редакцией ректора Института общей истории РАН академика Александра Чубарьяна. Зарубежный, в частности норвежский, опыт показал, что преподавание «некоего общего религиозно-философского курса» -- это «неработающая модель», подчеркнул о. Всеволод. Работающей же моделью, по его мнению, является преподавание определенных религий на добровольной основе, хорошо зарекомендовавшее себя в ряде европейских стран.
Михаил МОШКИН

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  26.02.2010
В Общественной палате не поверили угрозам фармпроизводителей
Закон «Об обращении лекарственных средств», который готовится ко второму слушанию в Госдуме, в нынешнем виде грозит спровоцировать уже в этом году частичное вымывание из ассортимента аптек дешевых отечественных препаратов... >>
//  читайте тему:  Рынок лекарств
  • //  26.02.2010
Школьники предпочли светскую этику основам религиозной культуры
Вопреки прогнозам педагогов и данным опросов общественного мнения большинство родителей, чьим детям начиная с апреля предстоит изучать «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), выбрали не основы православия или другой традиционной религии, а изучение светской этики или религиозных культур в целом... >>
//  читайте тему:  Реформа образования и науки
  • //  26.02.2010
Криминальных авторитетов хотят изолировать в специальных тюрьмах
Пытаясь навести хотя бы относительный порядок в жизни за решеткой, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) предлагает реструктуризацию тюрем... >>
//  читайте тему:  Реформа Уголовного кодекса
  • //  26.02.2010
В материале «Инвестиционная молекула», опубликованном в №26 «Времени новостей» от 16 февраля 2010 года, была неправильно названа должность медицинского директора компании «Астра-Зенека Россия» Алексея Степанова. Приносим свои извинения читателям и г-ну Степанову. >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама