N°25
15 февраля 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  15.02.2010
Нестроевые песни
В Петербурге прошел концерт-финал третьего конкурса молодых композиторов «Шаг влево»

«Нам три года!» -- гласит едва ли не каждая пятая магазинная вывеска; по популярности эта надпись уступает только первому крику новорожденного: «Мы открылись!» Трехлетие -- первый «юбилей», свидетельство успешно пройденной проверки на прочность. Подводить итоги композиторскому конкурсу фонда «Про Арте», пожалуй, рано, а вот слегка изменить традициям самое время: отменить анонимный порядок подачи работ, например, а заодно и разрешить номинировать уже исполнявшиеся произведения. К невиданному наплыву заявок это, правда, не привело, их число опять не превысило двадцати, зато профессиональный уровень участников по сравнению с прошлыми годами заметно вырос. Из-за чего, вероятно, среди финалистов и не оказалось ни одного петербуржца и ни одного композитора-самоучки.

Василий Стругальский -- единственный из участников прошлого года, что рискнул повторить попытку. Риск себя оправдал: жюри, состоявшее из композиторов Владимира Николаева, Анатолия Королева и Александра Попова, присудило ему второе место (правда, пополам с Александром Хубеевым). Lyceum Стругальского обернулся медитативной пасторалью, с тягучим потоком струнных и парящей над ним флейтой-свирелью. От такой музыки все время ждешь подвоха, какой-то фиги в кармане -- ан нет, так и продолжает течь и переливаться до самого конца. Если, конечно, не считать «фигой» сам факт подачи такой пьесы на конкурс «левой» ориентации.

Впрочем, удельный вес благозвучия в нынешнем финале был вообще довольно высок. Так «Абстрактная музыка» Даниила Власова не стесняется в открытую прибегать к тональности и минимализму. Результат, правда, вышел странный: впечатление от филиграни отзвуков и недосказанностей в первой и третьей частях напрочь убивает всунутый между ними идиотически жизнерадостный репетитивный кусок.

Недостатка во всевозможных скрипах, свистах, постукиваниях и прочих нетрадиционных приемах звукоизвлечения тоже не наблюдалось. В такой эстетике выполнены сочинения Вероники Затулы и Александра Хубеева. Общая у них и проблема: незвуковысотному материалу, чтобы не распадаться, требуется очень жесткая организация формы. И даже если в партитурах этих сочинений все так и есть, то акустически это почти никак не проявилось. ...Est, non... Затулы производит впечатление, будто в середину одной пьесы вставили другую, куда более яркую и удачную. Soundscape Хубеева за счет репетитивных элементов держится чуть покрепче (что, видимо, и отметило жюри), а сонорные взрывы в первой части довольно эффектны. Но недоумение вызывает какое-то тотальное отсутствие в этом сочинении мысли: вот есть такие звуки, вот так их можно соположить -- и, собственно, все.

Где-то на узком мостике между этими двумя крайностями расположилось сочинение победителя конкурса Александра Чернышкова (кстати, единственного среди финалистов немосквича -- композитор с тринадцати лет живет в Италии, а учится в Вене). Из всех прозвучавших пьес «Сахар», пожалуй, обладает наиболее «лица необщим выраженьем». Складывается оно из остроумных полифонических решений, бурлящей энергетики и очень своеобразной фактуры: зернистая, нарочито грязноватая, она тем не менее не лишена какой-то аристократической вычурности. В общем, в выборе жюри не приходится сомневаться.

В одной из сетевых дискуссий, касавшейся первого «Шага влево», Борис Филановский обмолвился: конкурс не международный потому, что российской композиторской молодежи на мировой арене пока что нечего ловить. Бесспорная победа имеющего европейское образование и включенного в европейский контекст Чернышкова наглядно подтверждает эти слова. Будем, впрочем, надеяться, что к следующему юбилею конкурса их удастся опровергнуть.
Вадим КЕЙЛИН, Санкт-Петербург




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  15.02.2010
Новый спектакль и новые имена в Мариинке
Десять лет назад один из самых известных фокинских балетов уже ставил в Мариинке Сергей Вихарев -- это была часть его реконструкционной программы. Балет шел с успехом и исчез из репертуара лишь после пожара на складе декораций -- «Петрушку» с балаганом и ярмарочной площадью на пустой сцене не станцуешь... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  15.02.2010
«Севильский цирюльник» в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко
В Театре Станиславского и Немировича-Данченко взяли новую россиниевскую высоту -- героизм нельзя не оценить. Россини мало ставится на местных сценах -- при всей уютной выразительности и моментально узнаваемом очаровании даже самых знаменитых опер они сложны по музыкальной технике, витиеваты по эстетике... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  15.02.2010
Новая картина Романа Поланского на Берлинском кинофестивале
Если буквально, то «Писатель-призрак», а если по смыслу, то «Литературный негр», -- так переводится на русский название нового триллера Романа Поланского The Ghostwriter. Но лучше, наверное, все-таки буквально, тем более что присутствие самого Романа Поланского было призрачным... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  15.02.2010
В Петербурге прошел концерт-финал третьего конкурса молодых композиторов «Шаг влево»
«Нам три года!» -- гласит едва ли не каждая пятая магазинная вывеска; по популярности эта надпись уступает только первому крику новорожденного: «Мы открылись!» Трехлетие -- первый «юбилей», свидетельство успешно пройденной проверки на прочность... >>
//  читайте тему:  Музыка
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика