N°209
16 ноября 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  16.11.2010
Напомнили про цены
ФАС потребовала от нефтяников объяснить причины подорожания нефтепродуктов

Распри Федеральной антимонопольной службы (ФАС) с нефтяниками вокруг завышения цен на нефтепродукты в 2008--2009 годах далеки от завершения, но антимонопольщики уже требуют от крупнейших российских нефтяных компаний объяснить причины нынешнего подорожания автомобильного топлива и авиакеросина. В ФАС убеждены, что растущие вслед за нефтяными котировками экспортные пошлины должны способствовать снижению стоимости бензина внутри страны. В компаниях отмечают, что сначала необходимо изменить налоговый режим в отрасли. Эксперты в свою очередь настаивают, что сбить цены позволит лишь создание в России свободного рынка нефтепродуктов.

Вчера запросы о причинах роста цен были разосланы в ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», ТНК-ВР, «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», НК «Альянс» и «Башнефть». По данным «Росстата», только в ноябре стоимость бензина Аи-95 еженедельно увеличивалась на 0,2%, дизельного топлива -- в среднем на 1,4% (с начала года Аи-95 прибавил в цене 5,1%, а дизтопливо -- 7,2%). Сами антимонопольщики нашли объяснение как текущему, так и будущему удорожанию нефтепродуктов. В сообщении ведомства говорится о росте мировых цен на нефтепродукты, сезонном переходе на производство зимнего дизельного топлива и о введении акцизов в 2011 году. Тем не менее в ФАС уверены, что установленные в соответствии с конъюнктурой мирового сырьевого рынка высокие экспортные пошлины должны способствовать снижению цен на рынке внутреннем. Антимонопольщики пытаются предотвратить ситуацию, когда снижение цен на нефть на зарубежных торговых площадках не нашло отражения в стоимости бензина на отечественных бензоколонках. Напомним, за два этапа разбирательства ФАС успела выписать нефтяникам штрафы более чем на 26 млрд руб. за монопольно высокие цены.

За текущий уровень цен нефтяники должны отчитаться перед ФАС не позднее начала декабря. По-видимому, ведомство может рассчитывать на оперативность своих оппонентов. Как сообщили «Времени новостей» в одной из компаний, в ближайшие дни должна пройти встреча менеджмента российских корпораций по поводу новых претензий ФАС. И общее настроение участников отрасли уже известно. Так, по словам представителя одного из российских нефтяных мэйджоров, цена бензина на внутреннем рынке в большей степени зависит от налоговой составляющей, а не от вывозных пошлин: «Ни для кого не секрет, что цены начинают расти тогда, когда чиновники начинают говорить об увеличении налогов». Его коллега из другой компании пояснил, что текущий рост цен на бензин вызван повышением стоимости нефти на мировом рынке, а перспективный рост будет обусловлен налоговыми инициативами властей, в частности введением акцизов в следующем году. Собеседник «Времени новостей» еще в одной крупной российской компании указал на то, что размер экспортной пошлины никак не сказывается на возможностях внутреннего спроса. «Российский рынок нефтепродуктов не резиновый, весь имеющийся объем он все равно не в состоянии потребить», -- заметил источник.

По словам начальника отдела инвестиционного анализа УК «Универ» Дмитрия Александрова, та логика, которой придерживается ФАС, актуальна только для открытого рынка. «В теории высокие пошлины должны создавать избыток товара на внутреннем рынке. На практике они приводят к уменьшению маржи на экспортном направлении и резервированию объемов компаниями. В итоге цена как минимум остается прежней», -- пояснил эксперт. По его мнению, в отсутствие открытого рынка можно вводить любые пошлины, но бизнес все равно не будет думать о развитии, а станет резервировать объем, пытаясь сохранить текущий уровень доходов. «В США в прошлом году колебания стоимости бензина составляли 35--40%, но никого не штрафовали, в России же государство фактически играет на сужение рынка и никак не способствует увеличению числа игроков», -- подытожил аналитик.
Петр ГЕЛЬТИЩЕВ

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  16.11.2010
Кирилл Каллиников
«Газпром» вложит в 2011 году около 815 млрд рублей
Совет директоров «Газпрома» 23 ноября рассмотрит бюджет компании на 2011 год, включая инвестиционную программу. Итоги правления концерна 11 ноября, где обсуждали этот вопрос, официально не оглашались... >>
  • //  16.11.2010
НОВАТЭК может вытеснить «Газпром» с привлекательного рынка
Вслед за Пермской и Свердловской областями, где НОВАТЭК увел у «Газпрома» и «Итеры» ряд промышленных клиентов, компания Геннадия Тимченко и Леонида Михельсона нацелилась на рынок еще одного уральского региона -- Челябинской области... >>
  • //  16.11.2010
Авиакомпания S7 вчера официально присоединилась к Oneworld, одному из трех существующих в мире глобальных авиационных альянсов. Из российских авиакомпаний до сих пор в подобном международном объединении состоял только «Аэрофлот», который в 2006 году вступил в конкурирующий альянс SkyTeam... >>
  • //  16.11.2010
Страдающая от долгового и банковского кризиса Ирландия может обратиться к Евросоюзу за поддержкой. Европейский центробанк (ЕЦБ) уже призвал эту страну согласиться на помощь. Объем поддержки может составить около 80 млрд евро, считают эксперты... >>
  • //  16.11.2010
ФАС потребовала от нефтяников объяснить причины подорожания нефтепродуктов
Распри Федеральной антимонопольной службы (ФАС) с нефтяниками вокруг завышения цен на нефтепродукты в 2008--2009 годах далеки от завершения, но антимонопольщики уже требуют от крупнейших российских нефтяных компаний объяснить причины нынешнего подорожания автомобильного топлива и авиакеросина... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама