N°12
27 января 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  27.01.2010
Рабочий концепт
Культурный центр ПRОЕКТ_FАБRИКА отмечает свое пятилетие

Среди подвергнувшихся процессу джентрификации столичных промзон, в которые въезжает творческая богема, ПRОЕКТ_FАБRИКА -- ветеран. И потому можно сказать честно: именно он на сегодняшний день работает наиболее творчески осмысленно и продуктивно. Является в самом деле лабораторией нового артпроектирования, местом, где не боятся эксперимента и не считают прежде всего коммерческую выгоду «продукта». На «Фабрике» реально воплощается синтез искусств, их междисциплинарная коммуникация. Помимо выставочных пространств работают и кинотеатр.doc, кинопроизводство, и театр танца «Цех», и фотостудия, и такие известные издательские дома, как AD Marginem и «Классика XXI». В Актовом зале показывают хорошие фильмы, мультфильмы, спектакли. Устраивают творческие встречи. В цех «Оливье» регулярно наведывается знаменитый Liquid Theatre. С осени этого года и настоящий музей актуального искусства в ПRОЕКТ_FАБRИКА въехал -- музей МАНИ, собранный концептуалистами Московский архив нового искусства.

А может, причина в том, что центр -- единственное предприятие, где искусство сосуществует с реальным производством? Ведь ПRОЕКТ_FАБRИКА (точнее, фабрика технических бумаг "Октябрь") -- до сих пор уникальный поставщик гуммированной бумаги для деколи (технология переводного изображения с последующей термообработкой) по всей России. И реально выстраивающийся социальный диалог работников производства с представителями артмира оказывается гарантом более ответственных, недекоративных художественных высказываний. В этом диалоге принципиальна позиция директора одновременно и ФТБ «Октябрь», и центра творческих индустрий ПRОЕКТ_FАБRИКА Аси Филипповой. Ася совершенно родной человек в сообществе художников концептуального круга. Достаточно сказать, что брат ее -- гуру московской артсцены, замечательный мастер Андрей Филиппов. Хрупкая очаровательная Ася, выросшая в семье музыкантов и художников, изучавшая в МГУ экономическую кибернетику, не побоялась в 2005 году взвалить на себя почти безнадежное, как тогда казалось, производство, существующее аж с 1924 года и явно уже пережившее свой экономический расцвет. Не испугалась. Взяла бразды и выиграла. Сохранила производство именно в том объеме, который реально может быть выполнен и востребован: «Фабрика могла существовать лишь как нишевое производство: специализация на одном-двух видах бумаги. Свою нишу, мне кажется, мы абсолютно нормально закрываем... Маленькое производство никому не мешает, и есть все причины, чтобы существовать дальше. Я горжусь тем, что мы производим бумагу, качество которой устраивает всех наших покупателей, жалоб нет». Бумага в самом деле отменная. Во время юбилейных торжеств гостям вручали альбомчик с красивыми черными и белыми листами, сброшюрованными под фактурным картонным переплетом. Это продукт ФТБ «Октябрь». И одновременно -- экспонат чистого концептуального проектирования ЦТИ ПRОЕКТ_FАБRИКА. В предисловии к пустым листам рассказывается о литье бумаги, мешках с кислотным картофельным декстрином. И о том, что эра бумаги кончается, все переводится в цифру. И о том, что бумага исполнена смыслов, «в ней потенциал всех текстов, которые могут быть написаны на ней». И наконец, о том, что «каждый сам для себя решает, что с ней делать, разрушить ее космос ради смыслов и слов или погрузиться в нее, притронуться к ней, увидеть в ней всю бесконечность мира и смысла, но так и оставить их непроявленными навсегда».

Действительно, концептуальное проектирование со спецификой места вполне гармонирует. С недавних пор ЦТИ ПRОЕКТ_FАБRИКА проводит серию выставок с вполне благодарной темой: реальный труд и художественная рефлексия на его тему. Первой ласточкой была «Машина и Наташа» куратора Арсения Жиляева: комментарии художников на тему судьбы работницы ФТБ «Октябрь» с сорокалетним стажем Наталии Алексеевой. Затем во время 3-й Московской биеннале в цех «Оливье» въехал тяжеловес «Рабочее движение» с бригадой художников, размышляющих об авангарде, и гигантским деревянным коллайдером Николая Полисского. Наконец, сейчас, к юбилею, в том же цехе «Оливье» показывают программу «Фабрика -- частный случай». Три художницы, живущие за пределами России, Элеонора де Монтескью, Романа Шмалиш, Ольга Юргенсон, с видеокамерой исследуют реальное рабочее движение в разных местах Европы, рассказывают о судьбах сотрудников производства.

Производственный труд и интеллектуальная рефлексия на его тему -- первый лейтмотив новых программ ПRОЕКТ_FАБRИКА. Второй лейтмотив -- демонстрация чисто концептуальных идей, ментальных художественных конструкций. Кураторы Александра Данилова, Елена Куприна-Ляхович организовывают интереснейшие экспозиции на материале архива московского концептуализма, так называемого музея МАНИ. Произведения классиков жанра (Кабакова, Монастырского, Захарова, Филиппова, Звездочетова) попадают в остроумные и хитро придуманные контексты. Последний, юбилейный по понятной причине называется «Фабрики, заводы». Это мини-монография об одноименной работе 1987 года Юрия Лейдермана, где схематически воспроизведен маршрут трамвайной линии с маркировками остановок. Сначала «Заводы», затем «Фабрики». Схема абсурдистская, ведь отличие «фабрики» от «завода» случайным пассажиром трамвая пожалуй что и не воспримется. Тем не менее эта работа оказалась, как говорят кураторы, «индустриальным остовом» московского концептуального искусства конца 1980-х и помогла раскрутить несколько интересных сюжетов о нем. Что и показано на изящной юбилейной выставке.
Сергей ХАЧАТУРОВ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  27.01.2010
Хью Грант лично представил новую комедию «Супруги Морган в бегах»
Новый фильм выходит в прокат только 4 февраля, но вчера состоялась премьера, и специально ради того, чтобы представить картину публике, в Москву на один день приехал Хью Грант. Помахал ручкой, дал несколько интервью, поужинал с другом в ресторане, выпил водки и был таков... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  27.01.2010
Бобби Макферрин выступил в Доме музыки
Появившиеся под конец прошлого года анонсы об опере «Боббл», новом проекте знаменитого джазового деятеля Бобби Макферрина, поначалу не вызывали ничего, кроме скепсиса. Вот, дескать, такой замечательный певец, такой выдающийся артист, собиравший в оба свои приезда полные залы, зачем-то привозит с собой еще и некий коллектив... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  27.01.2010
Культурный центр ПRОЕКТ_FАБRИКА отмечает свое пятилетие
Среди подвергнувшихся процессу джентрификации столичных промзон, в которые въезжает творческая богема, ПRОЕКТ_FАБRИКА -- ветеран. И потому можно сказать честно: именно он на сегодняшний день работает наиболее творчески осмысленно и продуктивно.... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  27.01.2010
"Воображариум доктора Парнаса", реж. Терри Гиллиам. История странного доктора, продавшего душу дьяволу и пытающегося переиграть Сатану на его же поле. Буйные фантазии автора «Бразилии», «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», «Братьев Гримм», «12 обезьян» и на этот раз были ограничены бюджетом (всего каких-то 45 млн долл.)... >>
//  читайте тему:  Кино
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама