N°93
01 июня 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  01.06.2009
"Это не Красная армия"
Сбербанк спасает немецкий автопром ради российского

версия для печати
Глобальный кризис сделал то, чего безуспешно пытались добиться российские власти все последние годы: на Западе с распахнутыми объятиями встречают инвесторов из России. Сбербанк получит 35% акций немецкого автоконцерна Opel -- таков результат драматических переговоров о спасении знаменитой фирмы, которыми в последние дни жила вся Германия. Ключевую роль в этих переговорах сыграла канцлер ФРГ Ангела Меркель.

Официальным спасителем Opel называют канадца австрийского происхождения Франка Штронаха: его концерн Magna совместно со Сбербанком станет владельцем контрольного пакета акций автопроизводителя. Таким образом, Opel будет независим от материнской компании -- переживающего кризис General Motors (индустриальным партнером консорциума, не претендующим на долю в капитале Opel, стала группа ГАЗ Олега Дерипаски). Но именно участие в сделке крупнейшего российского банка, почти на 60% принадлежащего Центральному банку, является знаковым событием. Никогда еще российским компаниям не удавалось получить на Западе активы такого рода. Ближе всех к этому был, пожалуй, глава «Северстали» Алексей Мордашов, претендовавший в 2006 году на Arcelor и скорее всего сейчас ничуть не сожалеющий о той неудаче.

На неприятие своих инвестиционных намерений российские компании наталкивались и в Великобритании, и в Испании, да и в Германии. Встречаясь в октябре 2006 года с немецкими предпринимателями в Мюнхене, тогдашний президент России Владимир Путин убеждал их не бояться русского бизнеса: «Те, кто к вам приходит сейчас, -- это не Красная армия, а такие же капиталисты, как и вы!» Главный экономист российского Deutsche Bank Ярослав Лисоволик одобряет решение немцев о судьбе Opel: «Хорошо, что протекционизм не предотвращает такого рода сделок». Выгоду для российской стороны он видит прежде всего в появлении сильного стратегического партнера для российского автопрома и дальнейшем технологическом сближении.

«Такие же капиталисты», пришедшие теперь в германское автомобилестроение, имеют лицо Германа Грефа, который говорит от имени Сбербанка: «Мы как банк заинтересованы в том, чтобы с помощью приобретения такого рода актива могла быть реструктурирована автомобильная отрасль Российской Федерации, -- сказал он в интервью телеканалу «Вести». -- На мой взгляд, это очень хороший шанс для России получить по беспрецедентно низкой цене одного из наиболее сегодня продвинутых, с точки зрения технологий, европейского производителя».

Примечательно и то, что споры в Берлине имели исключительно бизнес-характер, а «происхождение» инвесторов, судя по всему, никого не волновало (конкурентом канадско-российского альянса, как известно, был FIAT, который на самом последнем этапе вышел из переговоров). Точка в дискуссиях между канцлером ФРГ Ангелой Меркель и федеральным министром экономики Карлом Теодором цу Гуттенбергом была поставлена в ночь на субботу. Цу Гуттенберг заявил, что после «первоначальных сомнений» принимает концепцию спасения Opel, на которой настаивала канцлер и ее сторонники. В отличие от министра, вполне реально допускавшего перспективу банкротства Opel с его 26 тыс. работников в шести европейских странах, г-жа канцлер настаивала на концепции спасения фирмы, предполагавшей участие Magna. Министр же возмущался, что Magna в планирующейся сделке фактически не берет на себя никаких рисков, в то время как правительство дает Opel кредит и гарантии по кредитам на общую сумму в 6 млрд евро. Цу Гуттенберг даже грозился в знак протеста уйти в отставку. Однако и этот последний бастион сопротивления канцлер Меркель окончательно сломила к 2 часам 25 минутам ночи субботы.

Представ перед прессой, Ангела Меркель сказала: «Мы сформулировали такую концепцию, при которой удалось достичь всего, что мы хотели с политической точки зрения». Канцлер также сообщила, что еще в пятницу имела телефонную беседу с президентом США Бараком Обамой, и они сошлись в том, что для спасения Opel нужно сделать все возможное (срочных контактов с российским руководством, по сведениям источников «Времени новостей», у г-жи Меркель не было). «Это шанс для сотрудников, который, как я считаю, они заслужили. Потому что в сложившейся ситуации виноваты не они», -- приводит РИА Новости слова Меркель, не преминувшей обратить внимание на «неправильный менеджмент GM в США».

Концепция, в которой, как говорит Ангела Меркель, «удалось достичь всего, что мы хотели», изложена в трехстраничном меморандуме. Формально ни для одной из подписавших сторон он не является юридически обязывающим. «Разумеется, следует указать, что работа Opel и инвестора Magna сейчас только начинается, и, без сомнения, предстоит решить еще много сложных задач», -- уточняет канцлер ФРГ.

Окончательно сделку намечено завершить приблизительно через два месяца. Чтобы продержать немецкий автоконцерн на плаву до оформления необходимых соглашений в течение этого времени, федеральное правительство гарантировало предоставление кредита в размере 1,5 млрд евро. Эти деньги выделили пополам федеральный центр и федеральные земли, где расположены предприятия концерна Opel. Сумму в 300 млн евро, необходимую для покрытия краткосрочных нужд концерна, вносит Magna. В общей сложности позже Magna будут необходимы государственные кредитные гарантии на 4,5 млрд евро (видимо, организацией кредитов займется Сбербанк). Как заявил министр финансов ФРГ Пеер Штайнбрюк, 1,5-миллиардный кредит будет предоставлен уже на этой неделе, а госгарантии будут выданы на пять лет.

От нового владельца Opel взамен получена главная для федерального правительства Германии гарантия -- все четыре завода Opel в Германии будут сохранены. Однако эксперты указывают, что до полной нормализации ситуации вокруг Opel предстоит преодолеть длительный и достаточно тернистый путь. Одной из главных трудностей считается завершение процедуры полного выхода Opel из-под контроля General Motors.

Тем не менее работники Opel впервые за много месяцев реально поверили в возможность спасения своего предприятия. В Рюссельсхайме, где расположена штаб-квартира концерна, в прошедшие выходные царило приподнятое настроение. «Это начало нового будущего для Opel», -- ликовал европейский шеф General Motors Карл Петер Форстер. Как он изящно выразился, концерн «в настоящее время абсолютно спасен».

Однако если Magna и гарантирует сохранение всех немецких производств Opel, то относительно неприкосновенности имеющихся рабочих мест речь вовсе не идет. По этому поводу в протоколе о намерениях ничего не говорится. Представители немецкой стороны, участвовавшие в субботних переговорах в ведомстве канцлера, отметили, что фиксация подобных обязательств официально была бы недопустима с точки зрения ЕС. Тем не менее в своей концепции концерн Magna говорит о сокращении 11 тыс. рабочих мест в General Motors Europe, т.е. по всей Европе; приблизительно 2500 рабочих мест предусматривается сократить по Германии. Однако это лишь «концептуальные рассуждения», а скольким рабочим местам на Opel реально угрожает перспектива сокращения, сказать сегодня никто не может. Magna собирается лишь «в последующие недели изучить» этот вопрос. Независимо от этого, например, в Бохуме, как считает премьер-министр земли Северный Рейн -- Вестфалия Юрген Рюттгерс, угроза увольнения нависла над каждым третьим работником Opel из в общей сложности 5170 человек.

Согласно представлениям консорциума Magna--Сбербанк возглавит новое предприятие по имени Adam Opel Карл Петер Форстер. Штаб-квартира концерна сохранится в Рюссельсхайме. Новые владельцы концерна, как заявлено в их стратегии, будут добиваться того, чтобы Opel было предоставлено от GM все необходимое для продолжения его деятельности в качестве самостоятельного предприятия -- производственные мощности, коммерческие права на использование патентов и лицензий, транспортные средства, финансовые расчеты, самостоятельный доступ на рынки. При этом стратегической целью консорциума-покупателя становится завоевание российского рынка автомобилей. Здесь руководство Magna рассчитывает в короткие сроки занять долю в 20%. При этом новые владельцы Opel в особенности уповают на «компетенцию» российского партнера -- ГАЗа.

Отдельный вопрос -- роль Сбербанка в сделке, о которой в период переговоров говорили довольно мало. Как уже успели заметить многие аналитики, приобретение непрофильного актива, да еще аргументируемое желанием «реструктурировать автомобильную отрасль Российской Федерации», неизбежно вызовет вопросы у миноритарных акционеров Сбербанка. «Покупка Сбербанком компании Opel происходит в рамках российской внешнеполитической экспансии. Налицо государственное желание инвестировать в перспективные активы за рубежом, и немецкий автопроизводитель как раз подходящий объект для покупки. Безусловно, для Сбербанка это непрофильная инвестиция, поэтому в будущем он продаст свой пакет кому-то из российских игроков. Высока вероятность, что это будет группа ГАЗ, если ее владельцы поправят свое финансовое положение», -- считает начальник аналитического отдела ИК «Галлион Капитал» Александр Разуваев.

Председатель правления СДМ-банка Максим Солнцев считает, что сделка отлично вписывается в стратегию Сбербанка с точки зрения развития инвестбизнеса, но и он признает наличие политической подоплеки: «Сделка одновременно решает три задачи, так или иначе стоящие перед Сбербанком. Во-первых, банк уже активно работает с автопроизводителями («АвтоВАЗом» и группой ГАЗ) на предмет увеличения продаж автомобилей за счет субсидирования. Вероятно, марки Opel тоже будут выпускаться на мощностях, расположенных в России, что увеличит выручку отечественного автопрома. Кроме того, год назад Сбербанк заявлял о том, что будет развивать инвестиционное направление, а подобная сделка -- прекрасный шанс заявить о себе. В-третьих, банк может выполнять определенную политическую волю, направленную на инвестирование в интересные активы за рубежом».

Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил иски Магнитогорского металлургического комбината (ММК) о взыскании просроченной задолженности с группы ГАЗ за поставленную продукцию: по одному из исков -- 359 млн руб., по второму -- 874,5 млн руб. основной суммы долга, включая неустойку. Как сообщалось, первоначально ММК требовал взыскать 1,02 млрд руб. Однако в ходе слушания дела исковые требования корректировались. ИНТЕРФАКС
Юрий ШПАКОВ, Берлин, Андрей ДЕНИСОВ, Георгий ВОРОНКОВ

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  01.06.2009
Сбербанк спасает немецкий автопром ради российского
Глобальный кризис сделал то, чего безуспешно пытались добиться российские власти все последние годы: на Западе с распахнутыми объятиями встречают инвесторов из России... >>
//  читайте тему:  Автопром
  • //  01.06.2009
Авиакомпании уволят 8% сотрудников
Более 8% работников гражданской авиации России в ближайшее время потеряют работу, сообщил в пятницу заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта («Росавиация») Олег Клим, выступая на коллегии ведомства. Причиной этого он назвал резкое сокращение рынка воздушных перевозок в условиях кризиса... >>
  • //  01.06.2009
ТНК-ВР проводит структурную реорганизацию
Едва на пост временного управляющего директора ТНК-ВР был назначен один из крупнейших акционеров российско-британской компании глава «Альфа-Групп» Михаил Фридман (официально он вступает в должность с сегодняшнего дня), как в компании началась реструктуризация активов... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама