N°91
28 мая 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 НАУКА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  28.05.2009
И неба было мало, и земли
Константин Батынков отмечает юбилей в Музее современного искусства

версия для печати
Константин Батынков пишет беглой скорописью, напоминающей рисунки на полях, лихие, сделанные пером иллюстратора позапрошлого века. Он так торопится писать множество картин, устраивая по нескольку выставок в год, что, кажется, еле успевает за самим собой. При такой потрясающей, редкой в наших краях производительности устроенная к пятидесятилетию художника ретроспектива, разумеется, не могла вместить даже фрагментами все серии, сделанные им за последние двадцать лет. Впрочем, обозначенные в названии «Живопись, графика, видео 1989--2009» в этом случае не обещают разнообразия -- за какую технику Батынков ни берется, история получается одна (в основном черно-белая) -- о пространстве света, где наступают последние дни, о подробностях и происшествиях слегка подзатянувшегося конца, где не осталось уже ни цвета, ни полутонов.

Почти в каждой работе внимательный зритель разглядит множество сюжетов, собранных из крохотных элементов мизансцен. Можно долго разбираться в происходящем, и составленный перечень напомнит передачу новостей сразу на всех каналах. За какую бы тему ни взялся художник, получаются у него множащиеся иллюстрации к бесконечному информационному потоку: самолеты терпят крушения, вулканы взрываются, вооруженные планеты сталкиваются, город смывает ливнем, леса наступают, люди падают на ровном месте.

Немалое на всякой батынковской выставке число работ, увеличенное в разы на четырех этажах музея в Ермолаевском, грозило обернуться утомительными повторами, художественным потопом. Ничего подобного -- множество хорошо уже известных историй про «Войну», «Бегущих по волнам», «Барокко», «Лес», «Интерьеры», «Другую жизнь» (поделившуюся названием с юбилейной выставкой) выступают непрерывными вереницами, декларируя длительность и множественность важнейшим качеством искусства Батынкова. Показать во всей полноте батынковский миф куратору родной для художника Крокин-галереи Александру Петровичеву удалось не за счет экономного отбора лучших произведений, как обычно бывает на ретроспективах; наоборот, множество оттенков и мотивов сложились в симфонию. Декоративность, выступающая на первый план, когда смотришь на одну картину или разглядываешь серию работ, на выставке в Ермолаевском отступила -- смыслы сгустились.

Батынкова по старой памяти называют «митьком», но тельняшка вместе с ранними работами осталась в прошлом. Он по-прежнему не хочет никого победить, но в отличие от петербургских собратьев не стремится и рассмешить, уют достается лишь форме -- изящной, часто нарядной, определившей успех, почти популярность художника у широкого зрителя. Способствует этому и демонстративный отказ от анализа, философских спекуляций -- художника интересует только представление, самые драматичные эпизоды театра жизни, где глаголы важнее существительных, а история искусств представляет множество материала для цитат и организации пространства.

Яркая, образная фигуративность Батынкова часто выходит на грань орнаментальной абстракции -- мельтешащие черточки-кляксы, которыми обозначены человечки-самолетики-вертолетики, превращаются в геометрические элементы. Но стоит вглядеться, и манкая для зрителя и покупателя фантазия в духе Тьеполо или Лабаса в мире, где нет веры ни в Создателя, ни в счастливое будущее, оборачивается жестким и печальным социальным высказыванием. Но не приговором -- жизнь складывается из сотен происшествий, немыслимого числа крупных и мелких катастроф, но апокалипсиса пока нет. В битве черного и белого у Батынкова побеждает то свет (сияющая белизна холста или бумаги), то сгущающийся мрак. Не впервые уже предпринятая попытка взглянуть на мир с предельно возможной верхней точки новых результатов не дает -- как и старым мастерам, мир может предложить Батынкову лишь величие природы и безумие людского рода, где война не сильно отличается от мира, а множественность перспектив не позволяет увидеть главное, за чем и устроил свою живописную гонку художник Батынков.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  28.05.2009
Алексей Левинский поставил в Театре имени Ермоловой «Свадьбу Кречинского»
Четыре года назад, когда Алексей Левинский поставил на малой сцене Театра Ермоловой «Смерть Тарелкина», театралы, следящие за его работами, ахнули и заговорили о том, что у Левинского, кажется, начался новый период... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  28.05.2009
В пятый раз вручена Новая Пушкинская премия
Премию, носящую «веселое имя» Пушкина, учредили писатель Андрей Битов, музей А.С. Пушкина, музей-заповедник «Михайловское» и Фонд Александра Жукова. Вручают ее 26 мая -- в этот день (по старому стилю) родился великий русский поэт, ставший для учредителей покровителем, оправданием и прикрытием... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  28.05.2009
Константин Батынков отмечает юбилей в Музее современного искусства
Константин Батынков пишет беглой скорописью, напоминающей рисунки на полях, лихие, сделанные пером иллюстратора позапрошлого века. Он так торопится писать множество картин, устраивая по нескольку выставок в год, что, кажется, еле успевает за самим собой... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  28.05.2009
Смотрите с 28 мая на экранах Москвы
«Вверх» (США, 2009, Пит Доктер и Боб Питерсон). Семидесятилетний пенсионер Карл Фредриксен (в русской версии говорящий голосом Армена Джигарханяна) всю жизнь тщетно мечтал об удивительных приключениях и путешествиях, но как-то не сложилось... >>
//  читайте тему:  Кино
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика