N°62
13 апреля 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  13.04.2009
Помилуйте, мы с вами ведь ребяты...
«Аура страсти» Дэвида Линча в фонде «Екатерина»

версия для печати
В рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии 2009» при поддержке MasterCard, «Стройтэкс» открылась выставка небезызвестного мастера кинематографического «нуара» Дэвида Линча. Экспозиция подготовлена Фондом современного искусства Картье (Париж) и прибыла в Москву спустя два года после парижской премьеры.

В анфиладах особняка, где располагается фонд «Екатерина», много объектов, выполненных в разных жанрах и техниках: живопись, объекты, графика, фотографии... И тем не менее выставка не о Линче-художнике, а о Линче-режиссере. С точки зрения новаторства и уникальности художественного языка открытий на выставке мало. В 1965 году Дэвид Линч поступил в Академию изобразительных искусств Пенсильвании. В зале, где собран архив рисунков молодых лет, понимаешь, что наставниками Линча были адепты мастерских Баухауза: очень много аллюзий на архитектурные фантазии раннего романтического модернизма, на Кандинского и на Клее... И в ранние, «школьные», и в зрелые годы, в пору создания собственного фирменного киносаспенса, Линч в своих пластических опусах привлекал в союзники мэтров сюрреализма (Макса Эрнста, Магритта, Дали). Психопатические терзания плоти в картинах 1980--2000-х, в том числе посвященных любимому герою Бобу, обнаруживают хорошее знание творчества Фрэнсиса Бэкона, дадаистов, экспрессионистов, мастеров, работающих в стиле art brut (вдохновлявшихся творчеством маргиналов, душевнобольных...) Фотоработы Дэвида Линча тоже фиксируют пристрастия мастера к методу сюрреалистов, экспрессионистов, а также к постконструктивистской урбанистической фотографии. На пресс-конференции, кстати, на вопрос «Что вас больше всего привлекает как фотографа?» Линч ответил: «Ню и заборы». Ответ исчерпывающий.

В принципе все усвоенные Линчем методы и стили искусства XX века помогают отдать ему должное прежде всего как аранжировщику безотчетно-тревожных изменчивых настроений, то есть именно как режиссеру. Сама выставка для меня ассоциируется, например, с лабораторией режиссера-мультипликатора, где разные макетики, картинки, почеркушки инсценируют настроение, атмосферу той или иной сцены. У Линча, кстати, выбор материалов весьма любопытен. Картины превращаются в ассамбляжи благодаря включениям самых разнообразных «брутальных» элементов, от пиксельных принтов до ваты. Все такое шероховатое, занозистое, действительно, как в созданных в наивной манере мультипликационных фильмах. (Между прочим, первый фильм Линча -- анимационный: «Шестеро блюющих мужчин», 1967. Его можно посмотреть на выставке в специальном зале кинопрограмм.) Когда пройдешь все анфилады экспозиции в сопровождении придуманного Линчем тревожного звукового аккомпанемента из шорохов, скрежетов и пугающего гула, догадываешься, почему именно детский жанр -- мультипликация -- ключ к лаборатории механизмов линчевского саспенса. Ребячий мир с его фобиями, комплексами, табу продюсирует опусы в жанре нуар с давних-давних лет.
Сергей ХАЧАТУРОВ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  13.04.2009
Светлану Захарову остановить невозможно
«Захарова суперигра» -- премьера с диким для русского уха названием, только что случившаяся в Большом театре, особенно многого не обещала. Хореограф Франческо Вентрилья не числится в первой десятке балетмейстеров мира, он и в первую сотню вписывается с трудом... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  13.04.2009
«Аура страсти» Дэвида Линча в фонде «Екатерина»
В рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии 2009» при поддержке MasterCard, «Стройтэкс» открылась выставка небезызвестного мастера кинематографического «нуара» Дэвида Линча. Экспозиция подготовлена Фондом современного искусства Картье (Париж) и прибыла в Москву спустя два года после парижской премьеры... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  13.04.2009
В своей книге «Поймать большую рыбу», имеющей вполне карнегиевский подзаголовок «Как расширить сознание, развить интуицию и раскрыть собственный потенциал», Дэвид Линч на довольно-таки странном примере утверждает: «Так интересно наблюдать за взаимодействием вещей, у которых, казалось бы, нет ничего общего»... >>
  • //  13.04.2009
В Москве прозвучала оратория Мендельсона «Святой Павел»
Вечер музыки Мендельсона по московским меркам -- редкость: за последние сезоны такое случалось буквально пару раз. Полтора года назад Михаил Плетнев и Российский национальный оркестр представили программу оркестровых сочинений, приурочив ее к 160-летию со дня смерти композитора... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  13.04.2009
Вдруг все стали обсуждать тему культурной политики, вернее, ее отсутствия. Министерство культуры, которое было на несколько лет отлучено от распределения средств якобы именно ради разработки глобальных стратегий, с поставленной задачей не справилось, а сейчас, похоже, снова вернулось к выдаче пособий и наград... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама