N°44
18 марта 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  18.03.2009
Отколоться от Америки
Спасать Opel немцам и хочется и колется

версия для печати
Германский автомобильный концерн Opel продолжает переживать зигзаги судьбы, вызванные глобальным финансово-экономическим кризисом, теперь, в результате переговоров министра экономики ФРГ Карла-Теодора цу Гуттенберга в США, он может получить серьезную «автономию» от материнского концерна General Motors.

В течение последних месяцев судьба Opel -- предмет постоянных дискуссий в германском правительстве. Руководство компании две недели назад представило план реформирования, согласно которому от государства требовалась поддержка в виде гарантий на сумму более 3 млрд евро. Федеральный канцлер Ангела Меркель осталась недовольна представленным в правительство документом и, по сути, отказалась принимать на его основании какие-либо решения, связанные с неблагодарным для политика делом раздавать деньги налогоплательщиков частным компаниям. Специалисты рассказывают, что местами опелевский документ весьма смахивал на рекламный буклет, повествующий о далеком и светлом будущем предприятия. Серьезные сомнения в кабинете министров вызывает прочная взаимозависимость между Opel и американским General Motors: в Берлине не скрывали опасений, что выделенные для Opel миллиарды смогут оказаться за океаном. Подобный исход в нынешний год межпартийной борьбы за кресло канцлера на предстоящих будущей осенью выборах может оказаться губительным для политиков, стоящих сегодня у власти.

Именно в свете подобных раздумий за океан был командирован новый федеральный министр экономики Германии Карл-Теодор цу Гуттенберг. Ему предстояло убедить руководство GM в необходимости предоставления Opel столько автономии и суверенитета, сколько немецкая компания (при возможном содействии государства) сможет вынести и при этом уберечься от висящего над ней дамоклова меча банкротства. В начале недели в Вашингтон для встречи с германским министром прибыли оба шефа GM -- исполнительный директор Рик Вагонер и финансовый директор Фриц Хендерсон.

«Со стороны GM были продемонстрированы шаги навстречу», -- констатировал Гуттенберг после беседы с обоими топ-менеджерами пребывающего в глубоком кризисе заокеанского автогиганта. Итоги переговоров, как особо подчеркнул он, «оставляют надежду». Это означает, отметил в своих комментариях министр экономики ФРГ, что американский автоконцерн впервые за все кризисные месяцы откликнулся на требование германского правительства представить членораздельную концепцию санации Opel, что является важнейшей предпосылкой для рассмотрения вопроса о выделении германской компании государственных гарантий. «Руководство GM согласно на уступки по центральным требованиям», -- говорит министр. Стало известно, что крупнейший американский автопроизводитель, который сам в последние месяцы борется за свое выживание и избегает банкротства лишь благодаря миллиардным кредитам от государства, «изъявил готовность» в будущем ограничиться ролью миноритария Opel.

Помимо этого, сказал министр Гуттенберг по итогам беседы с Риком Вагонером и Фрицем Хендерсоном, был принята «дорожная карта» дальнейших переговоров о судьбе Opel. Они, судя по всему, будут поставлены на широкую ногу: будут назначены специальные посредники, которые будут сглаживать острые углы в отношениях между GM, Opel, а также правительственными чиновниками обеих стран. Целью немцев при этом будет лишение GM «материнских прав» в отношении Opel -- настолько, насколько это вообще окажется возможным.

В последние недели американцы в отношении Opel настойчиво стремились заручиться финансовой помощью из европейских бюджетных источников -- лишь после гарантий этого они обещали раскрывать суть своих концептуальных идей по спасению германской «дочки». «О подобном процессе со стороны правительства Германии не могло быть и речи», -- отметил министр Гуттенберг, добавив, что американские партнеры «согласились с нами, кивая головами».

Впрочем, политики в Берлине не слишком спешат вселять в коллектив Opel сколько-нибудь реальные надежды. Слишком много в Германии голосов, включая и федерального канцлера Меркель, возражающих против столь внушительной господдержки для отдельно взятого частного концерна -- даже если его имя и успело стать важной частью истории немецкой экономики. Глава экспертного экономического совета при федеральном правительстве (это т.н. «совет мудрецов», в который входят директора ряда ведущих независимых германских исследовательских центров) Вольфганг Франц на вопрос, спасать ли Opel или отдать концерн на откуп рыночной стихии, безапелляционно высказывается в пользу второго варианта. «В задачи государства спасение Opel не входит. Это должен решать рынок, и покупатели должны сами решать, какие автомобили они себе хотят», -- заявил он в интервью общегерманскому таблоиду Bild-Zeitung. Эксперт при этом уповает на очищающий эффект банкротства концерна: «Начало процесса банкротства еще далеко не означает, что на следующий день на улице окажутся тысячи его работников. Напротив: право в области банкротства может оказаться очень полезным для спасения предприятия и поиска для него новых инвесторов».

Для немецких политиков существует еще одна опасность, связанная с участием в возможном спасении Opel. Об этом вчера предупредил спикер по экономическим вопросам фракции ХДС/ХСС в бундестаге Лауренц Майер. Принятие концепций по спасению Opel налагает на Германию особую ответственность и перед другими европейскими странами, где расположены производства концерна. «Представьте себе на минутку, что в результате реализации концепции придется прибегнуть к закрытию завода, скажем, в Антверпене и еще где-нибудь в Испании или Польше, -- сказал он. -- И виноватым в том, что на стол был выложен такой проект, окажется правительство Германии. Ну и тогда -- за ваше здоровье, господа...».
Юрий ШПАКОВ, Берлин

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  18.03.2009
Фридман и Дерипаска проявляют гибкость
Глава наблюдательного совета «Альфа-Групп» Михаил Фридман проявил себя на вчерашней встрече с Дмитрием Медведевым «правильным», по классификации президента России, предпринимателем. Он рассказал, что в кризис "Альфа" проявляет настоящую социальную ответственность... >>
//  читайте тему:  Россия и финансовый кризис
  • //  18.03.2009
Спрос на обязательства США сохраняется
В Вашингтоне вчера началось двухдневное заседание Федеральной резервной системы (ФРС) США. Базовые ставки уже опущены до минимального уровня 0--0,25% годовых, и инвесторы ожидают новых мер по восстановлению финансовой системы. В частности, может быть решен вопрос о скупке казначейских облигаций с рынка.... >>
//  читайте тему:  Мировой финансовый кризис
  • //  18.03.2009
По данным ВЦИОМ, лишь каждый пятый россиянин готов поддержать отечественный автопром
Мировой кризис не заставил россиян пересаживаться с иномарок на изделия отечественного автопрома... >>
//  читайте тему:  Автопром
  • //  18.03.2009
Правительство отложило на две недели решение о поддержке автогиганта
Правительственная комиссия по обеспечению устойчивости экономики, возглавляемая первым вице-премьером Игорем Шуваловым, вчера рассмотрела ситуацию на «АвтоВАЗе»... >>
//  читайте тему:  Автопром
  • //  18.03.2009
Внешэкономбанк поможет Калужской области привлечь инвесторов
Калужская область все активнее выходит на международный уровень, а для привлечения инвесторов власти решили использовать ресурсы МИДа. Вчера в Большом доме приемов министерства калужане на примере успешного сотрудничества с Volksvagen, Volvo, Samsung старались заманить к себе еще больше желающих инвестировать в российские регионы... >>
//  читайте тему:  Автопром
  • //  18.03.2009
Спасать Opel немцам и хочется и колется
Германский автомобильный концерн Opel продолжает переживать зигзаги судьбы, вызванные глобальным финансово-экономическим кризисом, теперь, в результате переговоров министра экономики ФРГ Карла-Теодора цу Гуттенберга в США, он может получить серьезную «автономию» от материнского концерна General Motors... >>
//  читайте тему:  Автопром
  • //  18.03.2009
Lehman Brothers договаривается о продаже двух своих банков
Находящийся в процедуре банкротства банк Lehman Brothers Holdings Inc. ведет переговоры о продаже двух своих подразделений. По данным Reuters, речь идет о Lehman Brothers Bank FSB, сберегательном банке, расположенном в Делавере, и промышленном кредитном учреждении Woodlands Commercial Bank, находящемся в Юте... >>
//  читайте тему:  Мировой финансовый кризис
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама