N°25
13 февраля 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  13.02.2009
Удельный вес души
В Петербурге начался «Видео парад»

версия для печати
В этом году фонду ПРО АРТЕ -- главной, а по большому счету единственной питерской институции, которая занимается современным искусством во всех его жанрах и видах, -- исполняется десять лет. Жизнь от кризиса до кризиса, особенно в городе, погруженном в классическое искусство, нелегка для тех, кто популяризирует диссонансную и резкую современность. Но маленькому ПРО АРТЕ как-то удается сохранить себя, не впадая ни в попсовость, ни в радикализм и сохраняя идею чистого, некоммерческого просветительства: все мероприятия -- выставки, лекции, концерты, видеопоказы, которые он проводит на «своей» территории в Петропавловской крепости, бесплатны. А скромный осенний фестиваль «Современное искусство в традиционных музеях», ежегодно разбрасываемый по маленьким забытым музеям Санкт-Петербурга, -- и вовсе один из самых разнообразных и остроумных музейных проектов в нашей стране.

К юбилею ПРО АРТЕ задумал новый фестиваль -- «Видео парад». Работы звезд мирового видеоарта будут в течение всего года одна за другой показываться в эффектном, но редко используемом помещении подземного хода Петропавловской крепости, называемом «Потерна и каземат Государева Бастиона». Открылся проект видеоинсталляцией знаменитого, но никогда в России не бывавшего британца Яна Брейквелла «Другая сторона». Работу эту директор ПРО АРТЕ Елена Коловская увидела четыре года назад в лондонской галерее Тейт и говорит, что сразу решила когда-нибудь привезти ее в Питер. Примерно через год художник умер от рака.

Видеоинсталляция Брейквелла -- это большой экран, на обе стороны которого идет проекция. С одной стороны сквозь изогнутую стеклянную стену павильона мы видим на фоне закатного неба медленно танцующие пожилые пары. С другой в то же время камера плывет вдоль стекла, за которым нечетко проступает серый осенний пляж с кабинками и море. Потом здесь начинают кружиться пары, а пейзаж на обратной стороне экрана пустеет. Ян Брейквелл создал инсталляцию специально для Павильона De La Warr, крупного выставочного центра на юго-востоке Англии, в городе Бексхилл-он-Си. Сюда известный художник был приглашен для того, чтобы, пожив на стипендию в красивом месте, сделать особую, посвященную ему работу. Сам Павильон De La Warr -- очень известное здание эпохи модерна, построенное по проекту Эриха Мендельсона и Сержа Чермаева в 1935 году. Гуляя рядом с ним, Брейквелл часто видел, как на круговой террасе, огибающей стеклянный цилиндр павильона, танцуют старики (они главным образом и живут в тихом городке графства Сассекс).

В замедленном танце под музыку Шуберта фигуры выглядят как будто летящими, лица пожилых людей прекрасны, и от всей этой повторяющейся вновь и вновь картины веет меланхолическим умиротворением. И только в конце нескольких медитативных чередований танца и запустения экран гаснет. И тут вдруг, выводя зрителя из оцепенения, раздается резкий звук, будто от удара, и тревожно нарастающий крик чаек. Как писал Брейквелл, «неожиданное вторжение напоминает нам о том, как хрупка мирная идиллия».

Первый показ прошел в самом Павильоне De La Warr -- посмотреть ее пришли все те пожилые люди, которых снимал Брейквелл. Наверное, они боялись, что будут выглядеть старыми и некрасивыми, но поэзия этой работы произвела на ее героев такое впечатление, что когда «Другую сторону» пригласили в галерею Тейт, они заказали автобус, чтобы вместе поехать в Лондон и вновь увидеть ее.

На открытии выставки ПРО АРТЕ вдова Брейквелла рассказывала, что в последний день экспозиции в Тейт художник услышал от врачей, что обречен. За оставшееся до смерти время Брейквелл сделал большой проект, состоящий из его фотографий от детства до самого конца. То, что мы знаем о столь трагическом совпадении, придает восприятию «Другой стороны» дополнительный драматизм.

Работа британского художника, в которой, по словам Елены Коловской, «удельный вес души куда больше удельного веса технологий», содержательно очень близка старому искусству со всей его меланхолической созерцательностью и memento mori. Быть может, именно такое современное искусство имеет больше всего шансов в консервативном и осторожном городе-музее, что фонду ПРО АРТЕ хорошо известно. Однажды он уже с успехом опробовал подобный ход: в 2003-м году в рамках фестиваля [PRO]СМОТР фонд помог привезти в Эрмитаж работу главного в мире видеохудожника, американца Билла Виолы «Приветствие», основанную на картине «Встреча Марии и Елизаветы» итальянского маньериста Якопо Понтормо.

На «Видео параде» Билл Виола тоже будет. В июне-июле здесь покажут его «Квинтет памяти», связанной с работами художников раннего Возрождения. А в ноябре-декабре в патерне появится видео американки Ив Сассманн «89 секунд в Алькасаре», представляющей, что происходило в последние минуты до момента, который запечатлел Веласкес на картине «Менины». Об остальных планах «Видео парада» пока не рассказывают: кризис же, ни в чем нельзя быть уверенным.
Дина ГОДЕР, Санкт-Петербург--Москва




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  13.02.2009
Пианист Мэтью Шипп выступил в центре «Дом»
На единственном концерте Мэтью Шиппа зал «Дома» был переполнен. Оно и понятно: афроамериканский пианист известен далеко за пределами новоджазовых кругов... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  13.02.2009
В Петербурге начался «Видео парад»
В этом году фонду ПРО АРТЕ -- главной, а по большому счету единственной питерской институции, которая занимается современным искусством во всех его жанрах и видах, -- исполняется десять лет... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  13.02.2009
Предварительные итоги Берлинского кинофестиваля
Завтра станут известны победители 59-го Берлинале. В борьбу за «Золотых медведей» еще непременно вмешается польский патриарх Анджей Вайда, фильм которого под непонятным пока названием «Сладкая гонка» замыкает конкурсную программу. По неписанному фестивальному кодексу, вторая часть конкурса должна оказаться сильнее первой... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  13.02.2009
225 лет назад родился Николай Гнедич
«Ради Бога, облегчи меня: вот уже второй день что меня пучит и пучит стих: Быть может, некогда восплачешь обо мне, который ты же мне и натвердил. Откуда он? чей он? Перерыл я всего Батюшкова, Озерова, тебя и нигде не нахожу, а тут есть что-то озеровское, батюшковское... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама