N°234
18 декабря 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  18.12.2009
А ветер гудит за стеной
Исполнилось 90 лет со дня рождения Моисея (Мечислава) Вайнберга, выдающегося отечественного композитора ХХ века, по сей день незаслуженно остающегося в тени. Три года назад Москву потрясла премьера его оперы «Пассажирка», посвященной встрече выжившей узницы концлагеря с бывшей надзирательницей. Казалось, интерес к музыке Вайнберга возникнет вновь, однако с тех пор ее исполняли в Москве считанные разы. Тем временем Вайнберга активно записывают бельгийцы, немцы, поляки и шведы. Более того, Вайнбергу будет посвящен оперный фестиваль в Брегенце, где следующим летом поставят «Пассажирку» и исполнят около десяти других сочинений композитора.

Мы о подобном не можем и мечтать, хотя едва ли в Брегенце знают ту музыку Вайнберга, которая здесь на слуху у очень многих: она звучит в мультфильмах о Винни-Пухе, Бонифации и Фунтике, десятках кинолент (от «Летят журавли» до «Тегерана-43» и «Афони»). Менее известны его семнадцать струнных квартетов, оперы, камерные ансамбли и свыше двадцати симфоний, хотя среди них есть шедевры высшей пробы. Вайнберг родился в Варшаве, в начале войны бежал в СССР, где женился на дочери Соломона Михоэлса, а после убийства великого еврейского артиста попал под колпак. В разгар «дела врачей» оказался за решеткой, откуда вышел после смерти Сталина. Вайнбергу было отпущено еще более сорока лет творчества. Сам он почти не прилагал усилий к изданию и популяризации своих сочинений. Зато ему повезло с исполнителями, среди которых были Мстислав Ростропович, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Эмиль Гилельс, Рудольф Баршай, Тимофей Докшицер, Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Кирилл Кондрашин, Квартет имени Бородина.

Моисей Вайнберг. Полное собрание песен, том I (Toccata Classics).

Вайнберг не учился у Шостаковича, но считал за честь называться его учеником, Шостакович же воспринимал младшего коллегу как равного. Однако было бы ошибкой считать Вайнберга автором, который воспринял и талантливо воспроизвел творческий метод мэтра: таких «маленьких Шостаковичей» немало, но Вайнберг не из них. Точнее всего по этому поводу выразился виолончелист Валентин Берлинский: «Влияние гения -- как свет солнца, от него никуда не уйти, очень уж сильные магнитные волны. А такие талантливые и восприимчивые натуры, как Вайнберг, не могли их не впитывать. Это не плагиат, не заимствование, не подражание: Вайнберг самобытный композитор, а у Бетховена тоже чувствуется влияние Гайдна, в этом нет ничего зазорного».

Сказанное полностью подтверждают три вокальных цикла Вайнберга, которые записали певицы Ольга Калугина и Светлана Николаева в сопровождении пианиста Дмитрия Коростелева. «Детские песни» на стихи Ицхока Переца напоминают хрестоматийный цикл «Из еврейской народной поэзии» Шостаковича, однако написаны они раньше: не единственный случай, когда работы учеников Шостаковича влияли на его собственные сочинения. Кульминация -- душераздирающая песня «Горе», предвосхищающая и антивоенную Шестую симфонию Вайнберга, и «Зиму» Шостаковича: трудно не сравнить «Метель метет, и ветер воет, Нету крыши надо мною» у Вайнберга и «Ни щепки в нетопленной хате, А ветер гудит за стеной» у Шостаковича. Цикл «За гранью прошлых дней» на стихи Блока также предвосхищает один из шедевров Шостаковича -- его «Семь романсов на стихи Блока» появятся шестнадцать лет спустя.

Сильнее всего поражает цикл «Баюкая ребенка» на стихи Габриэлы Мистраль, где о влиянии Шостаковича вообще нет речи. В голову приходит скорее имя Эдисона Денисова, который первое зрелое сочинение -- кантату «Солнце инков» -- также написал на стихи Мистраль. Вайнберг и Денисов -- вроде бы странное сопоставление, однако Денисову путевку в жизнь также дал Шостакович. И если Денисов «под Шостаковича» никогда не писал, что же странного в том, что и Вайнберг уходил из-под влияния мэтра? Здесь нет характерного шостаковичевского, усвоенного и Вайнбергом, надрыва, а если и есть, то он сглажен истинно шубертовской красотой. Итог -- уникальное сочинение, близкое скорее к постимпрессионизму. Вот пример того, сколь много мы не знаем о Вайнберге, авторе полутора сотен сочинений, которые еще предстоит открыть.

Моисей Вайнберг. Первая симфония, виолончельный концерт («Северные цветы»). В год семидесятилетия второй мировой войны Санкт-Петербургский музыкальный альянс «Северные цветы» запустил серию «Музыка военной поры». Вышло уже девять дисков с сочинениями отечественных композиторов, написанными в годы войны или связанными с нею. Наряду с Шостаковичем и Мясковским здесь и менее известные авторы -- Гавриил Попов, Александр Мосолов, Лев Книппер, Владимир Щербачев, Моисей Вайнберг. В его биографии 1939 год сыграл роковую, хотя и спасительную роль: в начале войны семья Вайнберга собиралась бежать из Польши в Советский Союз, но уехать удалось лишь Моисею, остальные члены семьи остались и погибли. Спасшись от одного тоталитарного режима, Вайнберг стал жертвой другого: три месяца в Бутырской тюрьме (1953) полностью подорвали его здоровье и наложили отпечаток на все последующее творчество.

И все же именно в СССР Вайнберг выжил и стал замечательным композитором. В 1943 году, в эвакуации, он написал Первую симфонию и послал в Москву Шостаковичу; тот был под таким впечатлением, что пригласил автора приехать, положив начало многолетней дружбе. Первая симфония, записанная под управлением Александра Титова, подтверждает слова Валентина Берлинского: музыка, хотя и написана под влиянием Шостаковича, абсолютно самобытна. На диске представлено также лучшее сочинение Вайнберга -- виолончельный концерт в исполнении Дмитрия Хрычева. В отличие от Первой симфонии, ждавшей премьеры 25 лет и до недавних пор недоступной в записи, концерт пришел к слушателю существенно быстрее и неоднократно записывался. Можно не знать ничего о трагической биографии Вайнберга и услышать о ней почти все в этой музыке; и финал, и вторую часть, где ведут горестный диалог виолончель и труба, вы не забудете с первого же прослушивания.
Илья ОВЧИННИКОВ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  18.12.2009
За полтора года Сергей Стадлер добился избрания ректором Петербургской консерватории
Война вокруг поста ректора Петербургской консерватории окончена. Знаменитый скрипач Сергей Стадлер избран ректором Петербургской консерватории, не дав ни малейшего шанса дирижеру Владиславу Чернушенко, возглавлявшему это учебное заведение с 1979 по 2002 год, вернуться на свой пост... >>
  • //  18.12.2009
Юбилейная неделя крупнейшего собрания современного искусства Москвы
Исполнилось десять лет со дня основания Московского музея современного искусства (ММСИ). Юбилей подготовлен не без изыска. Каждая из значительных площадок империи ММСИ показала экспозицию, хорошо и тщательно сделанную... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  18.12.2009
В Молодежном театре сыграли три истории из офисной жизни
Предсказать это было невозможно, но идея Алексея Бородина «запустить» в Молодежный театр юных режиссеров -- учеников Сергея Женовача -- оказалась поразительно удачной. В начале сезона сыграли две прелестные детские сказки -- «Как кот гулял, где ему вздумается» норвежки Сигрид Стрем Рейбо и «Почти взаправду» Екатерины Половцевой... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  18.12.2009
Исполнилось 90 лет со дня рождения Моисея (Мечислава) Вайнберга, выдающегося отечественного композитора ХХ века, по сей день незаслуженно остающегося в тени. Три года назад Москву потрясла премьера его оперы «Пассажирка», посвященной встрече выжившей узницы концлагеря с бывшей надзирательницей... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  18.12.2009
Генплан развития Москвы до 2025 года этим летом был предложен для ознакомления горожанам и, несмотря на их практически единодушный протест, через неделю будет рассмотрен депутатами Московской городской думы... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама