N°231
15 декабря 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  15.12.2009
«В электронном голосовании не должно быть революций»
Член Центральной избирательной комиссии РФ Майя ГРИШИНА рассказала корреспонденту «Времени новостей» Наталье РОЖКОВОЙ о проблемах законодательного регулирования электронного голосования. Они обсуждались в Страсбурге на заседании экспертной группы по выработке рекомендаций и стандартов в области сертификации систем электронного голосования, проходившем под эгидой Совета Европы.

-- Какое впечатление сложилось у вас о прошедшем заседании?

-- По сути, это было первое собрание экспертного сообщества, посвященное вопросам сертификации электронного голосования на уровне Совета Европы. Я хочу немного углубиться в историю вопроса, чтобы напомнить, как эта тема разрабатывается последнее десятилетие. В мае 2002 года ряд депутатов Европарламента, представлявших основные транснациональные парламентские группы, предложили принять резолюцию по вопросам электронной демократии и электронного гражданства. Основным содержанием этой резолюции стало предложение введения интернет-голосования на выборах в Европарламент в 2004 году. Однако из-за недостатка времени было решено от этого отказаться и ограничиться пилотными проектами на выборах в национальные парламенты и местные муниципальные органы. В 2004 году были изданы рекомендации комитета министров Совета Европы, касающиеся электронного голосования, которые достаточно подробно описали требования относительно организации процесса, безопасности его проведения и соблюдения основных принципов избирательных прав. Сами рекомендации были изданы Советом Европы только в 2009 году. По вопросам выработки единых европейских стандартов электронного голосования мы находимся только в начале пути. В различных государствах -- членах Совета Европы существует свой опыт по применению электронного голосования и свое к нему отношение. Поэтому заседание в Страсбурге носило характер оживленной дискуссии, где не было предложено окончательного проекта для одобрения.

-- На какой стадии находится вопрос о международной сертификации, какие есть разногласия?

-- Обсуждение международной сертификации находится в начальной стадии. Есть страны, которые не приемлют международные стандарты в этой сфере. Об этом говорили бельгийские коллеги. Они считают, что сильные отличия систем электронного голосования, применяемые в разных странах, не позволяют этого сделать. Представители других стран говорили об уже существующей у них национальной системе сертификации и были готовы выносить их как основу для международного стандарта.

-- А каково ваше мнение по этому вопросу?

-- Я считаю, что никаких революций или давления по введению электронного голосования быть не должно. Каждая страна должна решать этот вопрос по своему усмотрению. Со своей стороны мы предложили Совету Европы создать комиссию на уровне специалистов для проработки вопросов по использованию электронного голосования и обсуждению технических стандартов. В свою очередь представители Совета Европы пообещали в ближайшее время создать специальный интернет-портал для обмена опытом между коллегами из разных стран.

-- Насколько сильно различаются оценки использования электронного голосования в странах Европы?

-- Не все страны прислали своих представителей для участия в заседании, и это во многом показывает отношение европейских коллег к этому вопросу. Так, например, Германия была представлена только на уровне научного сообщества. Как известно, конституционный суд Германии вынес решение о запрете использования имеющихся систем электронного голосования во время выборов. Конституционный суд решил, что гарантии обеспечения избирательных прав и принципов голосования не выполняются при использовании существующих систем. Немецкие эксперты подчеркнули, что это не означает запрет электронного голосования в целом, а говорит о необходимости разработки дополнительных гарантий избирательных прав. На заседании присутствовал в качестве эксперта представитель США, который поделился достаточно богатым опытом использования электронного голосования в Америке. Он напомнил о подсчете голосов в 2000 году во Флориде, где запутанная система голосования привела к юридическому спору кандидатов на должность президента страны (республиканца Джорджа Буша-младшего и демократа Альберта Гора. -- Ред.), который в итоге дошел до Верховного суда США. Результатом флоридского инцидента стало внедрение электронных машин, а фактически переход к электронному голосованию. Стоит также отметить, что в Америке каждый штат сам решает, как будут технически организованы выборы, как будет выглядеть бюллетень для голосования. Вполне очевидно, что здесь они сталкиваются с другими трудностями в выработке единого критерия электронного голосования.

-- Применением инновационных технологий занимаются также частные компании. Могут ли они привлекаться к выработке стандартов в области электронного голосования?

-- В Страсбурге поднимался вопрос взаимодействия коммерческих компаний, занимающихся электронным голосованием, и государственных организаций. Коммерческие структуры заинтересованы в сохранении коммерческой тайны и своих авторских прав. А общество и государство заинтересовано в широком обсуждении технологии данных программ и в их общественной экспертизе. Для некоторых стран это становится преградой в процессе разработки и применения электронного голосования. Такая проблема была решена в Норвегии, где использование открытого исходного кода программ четко прописано как обязательное требование во время конкурса на разработку системы электронного голосования. И это не явилось для коммерческих компаний основанием для отказа от участия в конкурсе.

-- В каких странах Европы применяется электронное голосование?

-- Электронное дистанционное голосование применяется во многих странах, но часто только для отдельных территорий или определенных категорий граждан. Например, во время выборов в Европарламент в 2005 году Нидерланды дали возможность избирателям, находящимся за рубежом, голосовать по Интернету. В Швейцарии прошло уже восемь интернет-голосований в Женеве. Во Франции с 2003 года интернет-голосование используется для граждан, находящихся за границей. В Дании интернет-голосование проходило на муниципальных выборах в городе Архусе в марте 2006 года. В Испании принят закон об электронном правительстве в Баскской автономии, содержащий положение об электронном голосовании. Также дистанционное электронное голосование применяется в Эстонии.

-- А наше место в мире каково с точки зрения использования электронного голосования?

-- На мой взгляд, мы находимся посередине между странами, которые активно используют электронное голосование, и теми, кто его совсем не применяет. Существует два вида электронного голосования. Первый -- с применением на избирательном участке таких электронных технологий, как система оптического сканирования, автоматически считывающая информацию с бумажного бюллетеня, или система прямой записи через сенсорный экран. Это комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБы) и комплексы электронного голосования (КЭГи). Применение обоих этих устройств предусмотрено нашим федеральным законом. И мы можем в этом направлении развиваться очень быстрыми темпами.

-- То есть в перспективе все граждане России будут голосовать таким образом?

-- Нет, это не так. С учетом значительных финансовых затрат мы не говорим о полном покрытии всех участков этими средствами. Но ставить задачи и делать соответствующую работу по обеспечению такими устройствами крупных городов и больших избирательных участков мы можем. Есть еще второй вид -- дистанционное электронное голосование, в том числе с использованием Интернета. Этот вид голосования находится на экспериментальной стадии. Его можно применять в труднодоступных и удаленных территориях, а также за рубежом. Это примерно 1% избирательных участков. Для проработки данного вопроса за последние три единых дня голосования мы проводили серию экспериментов. Чтобы ввести данный вид голосования, требуются изменения в действующем законодательстве, принятие значительного числа нормативных актов, сертификация устройств дистанционного электронного голосования как минимум на уровне Российской Федерации. Это достаточно сложная работа, требующая больших усилий. Но первые шаги в этом направлении мы уже сделали.

-- Какие именно законодательные поправки необходимы и когда они будут приняты?

-- Должны быть описаны технические требования, прописана процедура подсчета голосов в сочетании с использованием бумажных бюллетеней. Надо будет прописать, избирательные комиссии какого уровня и каким образом должны это делать. Следует уточнить форму протокола об итогах голосования. Кроме того, сами поправки в закон должны содержать требования об обязательной сертификации систем электронного голосования. Нужен не только комплекс изменений в федеральный закон, но и комплекс изменений в подзаконные акты. Это непросто, но при значительном приложении усилий этот вопрос можно решить к очередным федеральным выборам 2011--2012 годов.

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  15.12.2009
Власти Петербурга могут разрешить референдум по скандальной стройке
Отныне сотрудник прокуратуры Петербурга будет еженедельно навещать территорию, на которой городские власти и "Газпром" планируют построить «Охта-центр» -- 400-метровую башню, окруженную торгово-развлекательной инфраструктурой... >>
  • //  15.12.2009
К вопросу о нынешней ситуации вокруг строительства «Охта-центра»
Хотел бы в очередной раз высказаться по поводу попытки возведения 400-метровой башни «Охта-центра» в историческом центре Санкт-Петербурга. Развитие ситуации вокруг этого амбициозного проекта, как представляется, подходит к своей кульминации... >>
  • //  15.12.2009
Госдума решила финансово обнадежить приспособившийся к запрету игорный бизнес
В минувшую пятницу Госдума приняла в первом чтении поправки к закону «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», ужесточающие требования к работе букмекерских контор и тотализаторов. Закон принят вопреки отрицательному отзыву правительства... >>
  • //  15.12.2009
Член Центральной избирательной комиссии РФ Майя ГРИШИНА рассказала корреспонденту «Времени новостей» Наталье РОЖКОВОЙ о проблемах законодательного регулирования электронного голосования... >>
//  читайте тему:  Выборы в России
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика