N°113
30 июня 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  30.06.2009
Вместо новаторства -- политкорректность
В конкурсе «Перспективы» наградили грузинский фильм «Зона конфликта»

версия для печати
Конкурс «Перспективы» пять лет назад задумывался как смотр талантливых дебютов, альтернативный «взрослому» основному конкурсу. Но со временем формулировка концепции этой программы расплылась и видоизменилась: теперь «Перспективы» рассматриваются с точки зрения перспектив развития киноязыка, а участников конкурса оценивают за весомость вклада в этот самый язык.

По прошествии пятилетки можно диагностировать: эксперимент не проходит. В альтернативном конкурсе ММКФ на одну условно новаторскую картину (если в начале XXI века можно считать новаторством съемку одним дублем) приходятся две традиционные. Ничего криминального в этом нет, но жюри оказывается сбитым с толку. Анна Меликян, в прошлом году судившая «Перспективы», призналась в интервью, что вплоть до момента присуждения главной премии думала, что судит конкурс дебютов, и очень удивилась, когда обнаружила, что большинству номинантов за 50 и они не являются новичками в кинематографе.

О чем думали члены жюри в этом году и понимали ли они, какой конкурс судят, неизвестно. Но их выбор понятен и предсказуем: австриец Роберт Дорнхельм и англичанин Майкл Кейтон-Джонс -- режиссеры социально озабоченные, к экспериментам не склонные. Дорнхельм прославился сериалом про Анну Франк, Кейтон-Джонс -- картиной про геноцид в Руанде. Приехав в Россию через год после русско-грузинского конфликта и обнаружив в подопечном им конкурсе симпатичную работу, довольно остроумно разыгравшую тему кавказских национальных противоречий, они с легким сердцем отдали режиссеру Вано Бурдули главный приз и 10 тыс. метров пленки Kodak.

«Зона конфликта» -- картина вполне достойная. Парочка главных героев -- тбилисский лоботряс и сухумский снайпер, едущие каждый по своей нужде в Нагорный Карабах, -- была выбрана режиссером очень точно. Этот трагикомический дуэт не раз рассмешил зрительный зал, лишний раз напомнив о том, что война -- дело абсурдное и что «в миру» заклятые враги могут стать закадычными друзьями. Режиссер-дебютант Бурдули продемонстрировал, что традиции грузинского ироничного кино живы, а закрытие фестиваля и вовсе прошло под знаком грузинско-российской дружбы (приз за вклад в киноискусство получил грузинский классик Резо Чхеидзе). Одним словом, решение жюри было стратегически взвешенным, политически оправданным и даже закономерным. С одной только оговоркой: «Зона конфликта» с точки зрения языка и организации сюжета -- картина абсолютно традиционная.

Хоть как-то загладить вину жюри перед участниками «перспективного» конкурса удалось критикам газеты «Коммерсант», которые на закрытии вручили свой специальный приз за лучший фильм ММКФ «Первому отряду» -- альтернативно-оккультной версии событий второй мировой войны. Картина Йсихару Асино оказалась одной из самых радикальных в конкурсе «Перспективы», она была показана на фестивале три раза и неизменно собирала полные залы и зрительские аплодисменты.

Но даже если членам жюри «перспективного» конкурса и не был близок радикально-ироничный подход к событиям военной истории и не знакомы имена пионеров-героев Советского Союза, в их распоряжении все равно оставались достойные фильмы, попавшие в формат «экспериментального» конкурса. Вполне заслужила главную награду фантастическая «Луна» британца Данкена Джонса -- про несчастных клонов-двойников, по недоразумению встретившихся на орбитальной станции. Равно как и остроумное турецкое мокьюментари (так называют нынче псевдодокументальное кино) «Путешествие на Луну» -- эстетский фотофильм с минаретом в роли космической ракеты. Или как запасной вариант радикальная австрийская «Кома». Неизвестно, объяснили ли господам Дорнхельму, Кейтон-Джонсу и приставленной к ним актрисе Алене Бабенко, в чем состоит их миссия, но они с ней не справились, перепутав новаторство с политкорректностью.
Наталья БАБИНЦЕВА




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  30.06.2009
В конкурсе «Перспективы» наградили грузинский фильм «Зона конфликта»
Конкурс «Перспективы» пять лет назад задумывался как смотр талантливых дебютов, альтернативный «взрослому» основному конкурсу... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  30.06.2009
Московский кинофестиваль раздал награды
То, что главный приз получит российский фильм, с самого начала фестиваля было почти уверенностью -- уж очень сильный крен в сторону отечественного кино явила конкурсная программа. Но отдать почти все призы фильмам принимающей страны -- для такого решения у жюри международного фестиваля должны быть очень веские основания... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  30.06.2009
Спектакль «Тангенс» на Чеховском театральном фестивале
Сегодня визуальный театр (дурацкое определение, но, к сожалению, лучше пока не придумали) -- главный фестивальный тренд. Все хотят чего-нибудь такого -- желательно невербального, малообъяснимого, эффектного и завораживающего. Но с жанрами и видами визуального театра происходит ужасная путаница... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  30.06.2009
Хоровая музыка Леонида Десятникова в Смольном соборе
Авторский вечер Леонида Десятникова, закрывший концертный сезон в Смольном соборе, прошел в рамках фестиваля «Молодые -- Петербургу». Видимо, поэтому основную массу его программы составили две кантаты -- «Дар» и «Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина», написанные композитором в возрасте 26 и 28 лет соответственно... >>
//  читайте тему:  Музыка
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама