N°78
07 мая 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  07.05.2008
Эмиль Матвеев
Куда ж нам плыть?
Объявлена программа фестиваля «Звезды белых ночей»

версия для печати
Грандиозный фестиваль, проводимый Мариинским театром уже в 16-й раз, в этом году продлится с 10 мая по 27 июля, афиша его составлена из спектаклей и концертов числом более 120. Посвящены «Звезды» 225-летию Мариинки, юбилей, впрочем, выглядит несколько побочной темой: предполагаются выставки на тему истории театра и мемориальные программы памяти выдающихся дирижеров и артистов, в нем работавших. Главное же, как всегда, -- специальные фестивальные премьеры и парад исполнительских звезд.

Среди первых наибольший интерес вызывает мировая премьера оперы А. Смелкова «Братья Карамазовы»: свеженаписанное произведение на сцене одного из главных национальных оперных домов -- большая редкость. «Очарованный странник» Родиона Щедрина, не раз с успехом исполнявшийся концертно, на фестивале предстанет уже в виде спектакля, хотя и в Концертном зале. Опыт исполнения там же «Волшебной флейты» по-русски, имевший целью привлечение молодых зрителей, продолжится «Джанни Скикки» Пуччини и «Испанским часом» Равеля -- художественный руководитель театра и фестиваля Валерий Гергиев полагает, что дети непременно должны понимать слова. Наконец просветительские труды театра, последовательно приучающего публику к музыке XX века, продолжатся оперой Кароля Шимановского «Король Роджер».

Еще одна изюминка -- «Тристан и Изольда», спектакль, который знаменитый видеоартист Билл Виола сделал в Парижской опере: теперь его дважды покажут в Концертном зале. Наконец, обычный текущий репертуар (в котором в этом году сделан акцент на оперы Римского-Корсакова в обрамлении сочинений предшественников, современников и последователей) усилят составами -- как всегда, рассеянные по миру птенцы мариинского гнезда слетаются на фестиваль: Владимир Галузин, Николай Путилин, Лариса Дядькова, Евгений Никитин и др. И в концертах соберется мировая вокальная dream team: Ольга Бородина, Брин Терфель, Рене Папе, Томас Хэмпсон, Феруччо Фурлането, Дмитрий Хворостовский, Екатерина Губанова, Мария Гулегина. Валерий Гергиев рассказал, что только что еще и Анджела Георгиу, прознав про «Звезды», сама попросилась на них приехать.

Список участвующих в фестивале солистов-инструменталистов и дирижеров выглядит скорее популярно-попсово, нежели изысканно-раритетно (а ведь когда-то именно «Звездам» мы были обязаны приездом Филиппа Херевеге и его гениального оркестра): пианисты Альфред Брендель и Денис Мацуев, скрипач Максим Венгеров, Юрий Башмет со своими «Солистами Москвы», Риккардо Мути (влюбившийся, по словам г-на Гергиева, в новый Концертный зал Мариинского театра) и т.п.

Худрук вознамерился «вернуть Петербургу славу мирового центра камерной музыки», каковым тот был в студенческие годы маэстро, достижению этой цели должен способствовать приезд Иерусалим-квартета и испанского Казальс-квартета.

Валерий Гергиев признался, что после капитальных трудов над Вагнером и Рихардом Штраусом захотелось французской музыки. Сказано -- сделано: хотя на фестивале вновь покажут «Кольцо нибелунга», в симфонических и камерных программах прозвучит множество сочинений французских авторов, от Бизе и Берлиоза до Мессиана и Онеггера. Увенчает этот мини-фест приезд живого классика 91-летнего Анри Дютийо. В его Скрипичном концерте будет солировать замечательный Леонидас Кавакос.

Еще одна симпатия г-на Гергиева -- Сибелиус: «Чем больше занимаюсь его малоизвестными симфониями, тем больше они мне нравятся». Сибелиусом кроме него продирижируют Пааво Ярви и Джанандреа Нозеда.

Балетная программа порадует «Карнавалом» Михаила Фокина, очередной реконструкцией, выполненной Сергеем Вихаревым и впервые показанной в марте на фестивале «Мариинский», и вечером хореографии Алексея Ратманского. Когда-то Ратманский сделал в Мариинском театре целых три одноактовки, из которых уцелел только «Средний дуэт», нынче возобновляют еще одну -- интереснейший «Поцелуй феи» Стравинского. Впервые на родной сцене Диана Вишнева покажет поставленного для нее Ратманским «Лунного Пьеро» на музыку Шенберга. На посвященной фестивалю пресс-конференции Валерий Гергиев с гордостью констатировал, что именно он когда-то подтолкнул Ратманского к балетмейстерству, а теперь они планируют сделать «Конька-Горбунка» Щедрина.

Что ж, этим намерениям нельзя не радоваться -- чем больше будет работать в Мариинском театре лучший (или единственный настоящий) российский хореограф, тем полезнее для артистов и выгоднее для публики. На той же пресс-конференции г-н Гергиев впервые публично прокомментировал ситуацию с балетом вверенного ему театра. Напомню, в начале марта, накануне открытия фестиваля «Мариинский», по СМИ разнеслась весть об уходе директора балетной труппы Махара Вазиева. В результате выяснилось, что г-н Вазиев просил вовсе не об отставке, а об оформлении ему как экс-танцовщику пенсии. Зато театр покинул Павел Гершензон, критик, занимавший пост помощника директора балетной труппы. Недоброжелатели называли его серым кардиналом и полагали источником всех зол. Сторонники того, что делалось в Мариинском балете, именно Гершензона считали главным креативным центром. Его уход сделал бессмысленной дискуссию на эту тему. Но как бы то ни было, констатируем, что за последнее десятилетие впервые на русской сцене опубликован огромный корпус сочинений великих русских хореографов-эмигрантов, прежде всего Баланчина. Не только сохранены сокровища «Дома Петипа», но осуществлены реконструкции его подлинных текстов, что стало важнейшим событием для, без преувеличения, русской культуры. Собрана и обучена потрясающая труппа, которая, кроме классики, превосходно танцует Форсайта, Ноймайера, Ратманского, Уилдона. То есть номинального художественного руководителя у балета не было, но художественное руководство, безусловно, осуществлялось.

Сейчас г-н Гергиев избегает резких движений: «Я настроен советоваться, размышлять... Может ли Махар Хасанович Вазиев быть успешным менеджером? Да. Может ли он быть художественным руководителем? Не уверен». В частности, во время недавних гастролей балета в Нью-Йорке он советовался с Михаилом Барышниковым и Ириной Колпаковой, но «Барышников живет в Америке!»

Валерий Гергиев сравнил Мариинский театр с огромным линкором, который идет вперед в любую погоду, несмотря на какие угодно волны. В балете эти волны поднялись на ровном месте, из ничего -- люди театра, как они любят, сами создали себе проблему, чтобы теперь героическими усилиями ее преодолевать. И сейчас, кажется, самый уместный алгоритм -- из арсенала не мореплавания, но медицины: «Не навреди!»
Дмитрий ЦИЛИКИН, Санкт-Петербург
//  читайте тему  //  Музыка


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  07.05.2008
Владимир  ЛУПОВСКОЙ
В Москве прошли гастроли Челябинского театра современного танца
Выступавший в Центре имени Мейерхольда театр чаще всего называют театром Ольги Пона, хотя официально руководит труппой ее муж, Владимир Пона... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  07.05.2008
Эмиль Матвеев
Объявлена программа фестиваля «Звезды белых ночей»
Грандиозный фестиваль, проводимый Мариинским театром уже в 16-й раз, в этом году продлится с 10 мая по 27 июля, афиша его составлена из спектаклей и концертов числом более 120... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  07.05.2008
Исторический музей готовится к своему юбилею
Что может вызвать больше страстей, чем отечественная история? Именно ее, разложенную на четыре с половиной миллиона единиц хранения, оберегает здание-гигант по адресу: Красная площадь, 1. У Государственного исторического музея в мае юбилей -- 125 лет, причем не с момента основания, как теперь модно отмечать, а со дня открытия... >>
  • //  07.05.2008
Смотрите с 8 мая на экранах Москвы
«Однажды в Вегасе» (США, 2008, Том Вон). Познакомившись в Вегасе, Джек (Эштон Катчер -- «Где моя тачка, чувак», «Эффект бабочки», «Спасатель») и Джой (Кэмерон Диас -- «Маска», «Свадьба моего лучшего друга», «Ангелы Чарли») проводят бурную ночь, а наутро оказывается, что они по старой вегасской традиции спьяну стали мужем и женой... >>
//  читайте тему:  Кино
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика