Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии
N°22
13 февраля 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  ИНТЕРВЬЮ  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  13.02.2008
Свободный человек в мире социальных сетей
Каким будет новое глобальное интернет-общество

версия для печати
Во второй половине 2007 года во "Времени новостей" была опубликована серия статей автора книги "Прорыв в будущее. Социология интернет-революции", социолога Игоря ЭЙДМАНА, посвященная перспективам мировой социальной интернет-революции. Сегодня мы публикуем статью в развитие темы, прогнозирующую, как будет развиваться и к каким результатам может привести интернет-революция в ближайшие несколько лет.

Интернет-революция до конца десятилетия

Есть основания полагать, что до конца текущего десятилетия в области интернет-технологий появятся прорывные инновации, способные преобразить не только саму Всемирную паутину, но и всю социальную организацию общества.

Интернет-революция сделала возможным достижение ряда глобальных социальных целей, реализация которых веками воспринималась людьми как желанная, но несбыточная мечта. Решение этих задач можно назвать мегапроектами интернет-сообщества. В сегодняшних условиях рыночной экономики они могут начаться как успешные коммерческие проекты. Однако их эффективная реализация возможна только при широком соучастии большого числа пользователей. Мегапроекты новой интернет-эпохи могут стать реальностью только как результат развития диалогичной демократической информационной культуры, социальной и творческой самоорганизации пользователей.

Мегапроекты интернет-сообщества создадут единую виртуальную территорию международного общения и социальной самоорганизации; новый глобальный рынок труда, товаров и услуг; приведут к широкому распространению различных форм трудовой и потребительской кооперации пользователей.

Среди этих мегапроектов могут быть: 1 .Мультиязычные социальные сети международного общения. Цель участников -- международные контакты и сотрудничество. 2. Потребительские сети независимого информирования и совместных покупок. Цель -- оптимизация пользователями потребительских расходов. 3. Сети социальной и творческой самореализации. Цель -- объединение усилий пользователей в реализации социальных и творческих интересов.

Проект 1. Преодолеть проклятие Вавилонской башни

По библейскому преданию Бог наказал человечество за попытку построить Вавилонскую башню тем, что «смешал языки», сделал свободное общение разноязычных людей невозможным. Сегодня впервые в истории может стать реальностью формирование глобального пространства свободного общения носителей различных языков и культур. Сочетание возможностей свободных коммуникаций в социальных сетях Интернета и программ автоматического перевода позволяют избавиться от векового проклятия человечества -- языковых барьеров общения. Новую эпоху развития Всемирной паутины откроет широкое распространение мультиязычных социальных сетей международного общения и сотрудничества, оснащенных самосовершенствующимися программами автоматического перевода текстов.

Нет нужды описывать преимущества, которые может дать людям преодоление языковых барьеров. Это принципиально облегчит возможность международного общения, продвижение идей, творческих достижений, просто товаров и услуг. Люди получат новые возможности для интеллектуального развития, творческого роста и сугубо практические, значимые экономические преференции.

Глобальное пространство международного общения

Препятствием для подобного развития событий является отсутствие совершенной программы автоматического машинного перевода. Попытки использовать программы машинного перевода в Интернете предпринимаются не первый год. Главное препятствие для их распространения -- несовершенство, низкий уровень адекватности их переводов. Конечно, программы развиваются, но процесс этот идет слишком медленно.

Как отмечают специалисты, прорыв в этом направлении может быть достигнут при создании очень большой базы данных переводов. То есть в том случае, если массивы баз данных программы накопят большое количество правильных переводов различного типа лексики. Корпорации, практически всегда в своих переводческих сервисах предлагают пользователям дать более правильный вариант, чем предложен машиной. Однако люди редко пользуются этой опцией, так как считают совершенствование частных программ перевода частным же делом их хозяев и не хотят безвозмездно дарить им свои усилия.

Необходимо начать работу по созданию более совершенных программ машинного перевода, которые будут принадлежать всему интернет-сообществу. Общедоступность программ -- необходимое условие для того, чтобы в решение этой задачи включились большие массы пользователей. При этом люди, общаясь с френдами из других стран, будут знать, что эти коммуникации не только интересны для них лично, но и имеют важное социальное значение. Эта двойная мотивация возможна только в формате Веб 2.0. ресурсов, в форме социальных сетей, предполагающих или специально созданных для международного общения. Перманентное совершенствование интеллектуальной системы автоматического перевода будет происходить в процессе общения пользователей мультиязычных сетей. Френды, общаясь, будут помогать редактировать и делать более адекватным машинный перевод текстов и сообщений друг другу, расширяя тем самым массив баз данных программы.

Интернет-компании, даже не пытаясь «наложить лапу» на новые программы перевода, получат преимущества благодаря свободному доступу к ним. Многие современные социальные сети разделены на языковые резервации. Очевидно, что их ценность для пользователей возросла бы в разы, если бы они давали возможность свободного общения без языковых барьеров. Сегодня, когда происходит организационное объединение многих разноязычных сетей, тема снятия языковых барьеров становится еще более актуальной. Таким образом, решение этой общественной задачи перспективно и для коммерческих компаний, работающих с социальными сетями. Таким компаниям оно может принести резкое увеличение числа пользователей.

От мировой доски объявлений к полноценному общению

Развитие мультиязычных сетей может идти постепенно. Вначале сети могут нести простые коммуникативные функции, становясь по мере совершенствования программы перевода все более эффективным инструментом общения. Первыми подобными сетями могут стать мультиязыковые бизнес-справочники (своеобразные международные интерактивные доски объявлений). Их контент -- простые тексты, напоминающие объявления в рекламных газетах или информацию в справочниках. Участникам предлагаются типовые шаблоны текстов для различных стандартных предложений (бизнес, знакомства и т.д.), гарантирующие адекватность перевода.

Параллельно будут развиваться более сложные сети международного общения, совершенствующие программы перевода. Целью подобных сетей могут быть знакомства, общение, диалог между представителями различных языковых культур, обучение иностранным языкам, социальное и творческое сотрудничество. Разноязычные участники сети совместными усилиями редактируют и корректируют автоматический перевод текстов. Например, пользователи кириллических сетей могут редактировать автоматический перевод блогов своих англоязычных френдов на русский язык, а те, в свою очередь, с помощью программы переводить их русскоязычные блоги на английский. Таким образом, френды смогут выйти на более высокий уровень коммуникаций: уже не только с носителями родного языка, но и большой иноязычной аудиторией.

Можно предположить также предоставление платных услуг по переводу личных блогов состоятельных юзеров или рекламной информации. Возможно, что для тех юзеров, которые активно переводят информацию других участников сети, будет предусмотрена конвертация заработанных в сети баллов в деньги.

Большие перспективы есть у детских и юношеских мультиязычных сетей международного общения. Дети получат возможность общаться со сверстниками из других стран, изучать с их помощью язык, получат возможность со временем реализовывать в рамках глобального информационного пространства свои социальные и творческие амбиции.

Несмотря на широкое распространение в мире английского языка, оно не может заменить необходимость машинного перевода в мультиязычных сетях. Во-первых, тотальное господство английского как основного языка глобального общества было бы дискриминацией жителей неанглоязычных стран в т.ч. и России. Во-вторых, неизбежно привело бы к потере мирового языкового и культурного разнообразия. И в-третьих, необходимость того, чтобы все участники глобальной сети свободно владели английским языком, на десятилетия затормозило бы ее полноценное формирование.

Проект 2. Изгнать торговцев из "храма"

Торговцы наряду с ростовщиками, наверное, всегда были наименее симпатичными социальными персонажами мировой культуры. Люди понимали, что торговцы -- посредническое звено в социальном обмене между производителями и потребителями, существование которого повышает их потребительские расходы. В новейшее время в социальный обмен помимо торговцев включились носители откровенно паразитических функций манипуляции потребительским выбором -- рекламисты, пиарщики, маркетологи. С развитием Интернета впервые появилась возможность если не исключить полностью, то резко сократить присутствие посредников и манипуляторов в социальном обмене. Потребители с помощью социальных сетей могут осуществлять взаимное информирование о реальных характеристиках товаров и организацию их оптовых закупок.

Информирование вместо рекламы

Производители, продавцы и промоутеры не смогут манипулировать потребительским спросом, если структуры, которые информируют о товарах и услугах, не будут зависеть от тех, кто заинтересован в продвижении этих товаров на рынке. Функцию информирования о товарах могут взять на себя сами потребители, организованные в специализированные социальные сети в Интернете. Только таким образом можно добиться распространения адекватной информации о потребительских свойствах товаров, обеспечить рациональный потребительский выбор, основанный на оптимальном соотношении цены и качества. Участники подобных сетей в on-line режиме фиксируют свой потребительский опыт, обмениваются информацией о качестве тех или иных товаров и услуг, а также объединяются для совершения совместных покупок.

Потребительские сети существуют уже сегодня, в дальнейшем они будут распространяться все более широко, приобретут глобальный международный характер, станут основным источником информации о качестве и характеристиках товаров и услуг. И, смею предположить, со временем сделают бессмысленными усилия столь модных сегодня промоутеров, рекламистов и пиарщиков.

Угроза того, что промоутеры товаров смогут «пролезть» в потребительские сети и превратить их в инструмент рекламы, не представляется реальной. Как показывает практика, такие попытки сразу становятся очевидными для других юзеров, они игнорируют такого рода информацию и ее носителей.

Совместные покупки вместо магазинов

Еще одно ожидаемое последствие развития Интернета -- сокращение доли посредников в товарообмене. Стационарная розничная торговля уже начала уступать свои позиции виртуальной. Из супермаркетов и мегамоллов торговля будет и дальше уходить в интернет-магазины. Очевидно, что торговля через Интернет устраняет из цены товаров расходы на содержание стационарных магазинов; их аренду, штат сотрудников, охрану и т.п. Через Интернет реализуются практически все виды товаров, вплоть до продуктов питания, одежды, мебели. Компании, владеющие стационарными торговыми сетями, капитализация которых сегодня еще растет, уже в ближайшее время могут начать испытывать серьезные трудности, проигрывая своим более экономичным интернет-конкурентам.

Но и это не предел. Вслед за стационарными магазинами торговые интернет-компании, в свою очередь, могут потеснить потребительские социальные сети. Уже сейчас пользуется все большей популярностью практика совместных покупок через Интернет, когда люди, скооперировавшись, самостоятельно берут на себя функции оптовых закупщиков и в результате получают возможность приобретать товары существенно дешевле, чем у посредников. В будущем функции оптовых торговых компаний могут замещаться прямым заказом потребителями (и их группами) через Интернет товаров у производителей. Тогда социальные сети полностью вытеснят торговых посредников, сведя взаимоотношения производителей и потребителей к оплате (через Интернет) и доставке товаров.

Потребительские сети, совмещающие функции организации совместных покупок и независимого информирования о товарах, начнут активно развиваться уже в ближайшие годы.

Проект 3. Оценивать по «гамбургскому счету»

Банально, но факт -- людям свойственно стремление к справедливости. Их всегда интересовало, что в оценке обществом социальных и творческих достижений объективно, а что -- следствие социальных привилегий или личных манипулятивных способностей тех или иных персонажей. Принцип канонизации существующих социальных отношений и привилегий, сакральное «кесарю кесарево» уже давно не устраивает людей, начавших мыслить рационально.

Предлагающаяся большинству граждан архаичная возможность продавать свои жизненные ресурсы в наемное рабство с обязательной рекомендацией от бывшего «хозяина» не может в условиях современного информационного общества оставаться безальтернативной. Новые условия делают еще более актуальным желание людей самим свободно, творчески организовывать свой труд. Они хотят добиваться его справедливой оценки и оплаты, оценивать действия окружающих вне зависимости от привилегий и традиций, диктата элит и манипуляции СМИ. Развитие социальных сетей в Интернете может дать всем нам такой шанс.

Основными вариантами сетей социальной и творческой самореализации могут быть сети совместного творчества и репутационно-презентационные сети. Цель первых -- кооперация пользователей для реализации совместных творческих и социальных проектов; работающий аналог -- barkan.org. Задача вторых -- создание независимого инструмента формирования социальной репутации; первые опыты в этом направлении уже предприняты, см. бета версия sowesay.com.

Сети свободного творчества

Экономика знаний все увеличивает востребованность людей интеллектуального творческого труда. Многие из них работают по преимуществу через Интернет. Например, растет рынок услуг интернет-фрилансеров. В основном они продают свой труд корпорациям, являясь, по сути, временными наемными работниками. Второй новый тип сетевой деятельности демонстрируют независимые социальные активисты. В настоящее время у большинства из них нет условий для того, чтобы их работа решала не только волонтерские, но и экономические задачи.

Цель новых социальных сетей в том, чтобы помогать сетевым работникам объединяться. В т.ч. во временные и постоянные творческие коллективы, создающие готовые интеллектуальные продукты и реализующие их непосредственно потребителям (отдельным людям, другим подобным коллективам и даже тем же корпорациям). За подобными формами производственной кооперации будущее, они освобождают людей от корпоративной эксплуатации и других форм принуждения к манипулятивному социальному обмену.

Эти формы кооперации, конечно, не могут быть абсолютно горизонтальными. В них будет существовать и распределение функций, в т.ч административных. Однако это распределение в условиях диалоговой информационной культуры социальных сетей может происходить в форме равноправного общения, рационального согласования интересов участников. Давно известно -- эффективный творческий труд может быть только свободным. Кооперация пользователей сетей для совместного решения социальных и творческих задач может стать наиболее эффективной и конкурентоспособной формой экономической организации.

Человеческая Википедия

Очевидно, что Интернет становится важнейшим средством социального продвижения. Это обстоятельство делает актуальным возникновение специализированных репутационно-презентационных сетей. Подобные сети, с одной стороны, дадут пользователям возможность полноценной самопрезентации через Интернет, а с другой -- позволят получать независимую информацию о своих потенциальных социальных партнерах. Такие сети могут быть созданы по принципу Википедии. Подобная человеческая Википедия будет включать информацию о большем числе социально активных граждан, создаваться и свободно дополняться самими пользователями.

Каждому участнику сети может быть посвящены два ресурса: личный и созданный партнерами по сети. Личным ресурсом пользователя, презентующим социальные и творческие возможности, управляет он сам. Партнерский ресурс -- о нем -- создают и дополняют другие участники сети. Этот ресурс может содержать информацию об опыте сотрудничества или противостояния, оценку партнерами творческих достижений и социальной деятельности того или иного юзера. Основных условий три: писать о партнерах смогут только те, у кого есть собственный ресурс в данной сети; все ресурсы, записи, комментарии могут создаваться только под реальным именем пользователя; юзер не может редактировать посвященный ему партнерский ресурс, убирая не устраивающую его информацию.

Таким образом, будет невозможно безнаказанно оболгать другого юзера, он сможет опровергнуть эту информацию, в том числе и на именном ресурсе, посвященном клеветнику. Кроме того, будет предусмотрен механизм фильтрации сообщений -- нецензурной лексики, обвинений в преступлениях, личных оскорблений (как и в Википедии). Именной ресурс в сети может стать хорошим подарком друзей на день рождения для молодого и не очень юного человека, являться в дальнейшем серьезным инструментом презентации его социальных возможностей и формирования репутации.

Новые возможности Интернета способны уже в ближайшем будущем существенно расширить границы свободы, общения и творчества; помочь пользователям, объединяясь в социальных сетях, добиваться социальной и творческой самореализации.
//  читайте тему  //  Информационные технологии


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  13.02.2008
500 тысяч планов арестовано
«Единой России» не удалось доказать свои права на бренд «План Путина» -- екатеринбургская городская избирательная комиссия не признала это словосочетание интеллектуальной собственностью партии... >>
//  читайте тему:  Выборы в России
  • //  13.02.2008
Президента России начнут выбирать 15 февраля
Избирать президента России в пятницу, 15 февраля, начнут граждане труднодоступных и отдаленных регионов России. Как сообщила вчера член Центральной избирательной комиссии Елена Дубровина, с этого дня стартует досрочное голосование... >>
//  читайте тему:  Выборы в России
  • //  13.02.2008
Антон Кавашкин
Один из лидеров СПС неожиданно приостановил членство в партии
Вчера один из лидеров и отцов-основателей партии "Союз правых сил" Борис Немцов заявил о том, что приостанавливает членство в партии. Произошло это на презентации весьма резкого доклада "Путин... >>
//  читайте тему:  Партстроительство
  • //  13.02.2008
Каким будет новое глобальное интернет-общество
Во второй половине 2007 года во "Времени новостей" была опубликована серия статей автора книги "Прорыв в будущее. Социология интернет-революции", социолога Игоря ЭЙДМАНА, посвященная перспективам мировой социальной интернет-революции... >>
//  читайте тему:  Информационные технологии
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама