N°211
14 ноября 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  14.11.2008
Держим лучшее первых лиц
Фотовыставка Сергея Берменьева «Цой и другие...» в Манеже

версия для печати
Маэстро бравурной и ошеломляющей романтической живописи Карл Брюллов был еще докой в способности формулировать точные и эффектные афоризмы. Ему, в частности, принадлежат бессмертные фразы о том, что настоящее дело портретиста -- «удержать лучшее лица» и о том, что искусство начинается там, где начинается чуть-чуть. Афоризмы гения русской романтической живописи живы. Это блестяще доказывает подготовленная Московским домом фотографии при содействии культурного фонда «Национальная портретная галерея», ОАО «Мобильные телесистемы», PROLAB Production выставка фотографа Сергея Берменьева «Цой и другие...».

Сильное впечатление: экспозиция сравнима разве что со знакомством с хорошей коллекцией портретов классической эпохи. В лучших портретах (а Берменьев запечатлевает самых-самых, от первых лиц мировой политики, иерархов церкви до звезд Голливуда и рок-н-ролла) модель увидена в момент доверительного общения с миром, в тот миг, когда замшелая метафора о глазах -- зеркале души -- вдруг сверкает во всей своей первозданной красоте. Берменьев, наверное, самый последовательный сегодня адепт романтических толкований портретного образа. Лучшие его работы (Иосиф Бродский, Елена Гоголева, Мирей Матье, Виктор Цой, Лучано Паваротти, Мэрил Стрип) -- это портреты-биографии. Они влюбляют в себя тем, что лицо портретируемого увидено во всей феноменальной сложности отраженных на нем душевных движений и эмоциональных состояний. Привычное (социальное, медийное) амплуа капитулирует перед явлением Личности.

Будто наследуя большим портретистам романтизма, Берменьев насыщает образ светоносной силой. Он действует как художник-маэстро, кисть или карандаш которого даже в монохромной оркестровке (а на выставке все портреты черно-белые) способны донести тысячи оттенков тона, оживить его светом и воздухом. Сам художник в одном из интервью прокомментировал выбранный им метод, подразумеваемый апологию пленочной фотографии: «...Черно-белая фотография -- это классика, здесь только свет и эмульсия, больше ничего. При этом пленка различает шестьдесят миллионов оттенков, а самый выдающийся цифровой аппарат -- только двести пятьдесят тысяч. Цифровое изображение является синтетическим, сублимированным. И потом, отпечаток на бумаге человеку понятнее и доступнее -- его можно взять в руки и посмотреть без всякого компьютера».

Любопытно, что в тех портретах, где гарантом шедевральности является Великая Личность, о нарочитой стилизации классического искусства все-таки не думаешь. Упоение уникальной энергией жизни отменяет все дополнительные, привнесенные смыслы. А в портретах VIP-персон, выбранных скорее по причине важности их социального статуса, непроизвольно выходит на первый план режиссерская работа фотографа, усилием собственной художнической воли и мастерства приглашающего первых лиц государств примерить романтическое амплуа, сыграть в какого-нибудь интересного человека с неординарным характером или судьбой. И в данном случае предполагающая внешнюю романтическую типизацию внутреннего состояния тема «театр одного актера» неизбежно заставляет вспомнить о стилизации «на манер». В частности, «на манер» упомянутого выдающегося портретиста России эпохи Николая I Карла Брюллова, всегда эффектно примирявшего ко всем без исключения моделям благородные каноны романтической «интересности» и снискавшего за это любовь следующих поколений художников, специализирующихся на портретировании первых лиц.
Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки



реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  14.11.2008
Фестиваль NET начался с погони за белым китом
Пятьдесят минут сочиненного Франсуа Верре спектакля «Без возврата» -- это пятьдесят минут остро отточенной картинки: спектакль запоминается как фотосерия, а не как кинопленка... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  14.11.2008
О новом романе Андрея Волоса
Во второй половине семидесятых в большом ходу был короткий анекдот. Рассказчик имитировал либо раскаты официозных дикторов, либо незабвенное тяжелое бормотание «дорогого Леонида Ильича» (генсека Брежнева): В 1980-м (числительные проговариваются с особым тщанием) году вместо ранее объявленного коммунизма состоится Олимпиада... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  14.11.2008
Фотовыставка Сергея Берменьева «Цой и другие...» в Манеже
Маэстро бравурной и ошеломляющей романтической живописи Карл Брюллов был еще докой в способности формулировать точные и эффектные афоризмы. Ему, в частности, принадлежат бессмертные фразы о том, что настоящее дело портретиста -- «удержать лучшее лица» и о том, что искусство начинается там, где начинается чуть-чуть... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  14.11.2008
«Враг общества №1» на московских экранах
Трудный подросток, а потом ничуть не менее трудный парубок из Клиши Жан Месрен с грехом пополам отвоевал положенное в Алжире и в 1959 году возвратился домой, где его ждал слабохарактерный отец, во время войны замаравшийся сотрудничеством с немцами, клуша-мать и сомнительная перспектива работать в артели по плетению кружев... >>
//  читайте тему:  Кино
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика