N°183
03 октября 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  03.10.2008
Имиджевая политика
«Власть воды» в Русском музее

версия для печати
Выставка «Власть воды» -- идеальный продукт для семейного просмотра. Потакает всем вкусам, напоминая удачно выстроенный огромный супермаркет, где выставлены произведения живописи, графики, иконы, фотографии, скульптура, инсталляции из коллекции самого музея (около 150 экспонатов), а также около 100 произведений из частных собраний коллекционеров Германии, Франции, Израиля. Отсутствие детской площадки, непременного атрибута приличного супермаркета, вполне компенсируется анимацией и кинетическими композициями. Экраны и завораживающие водоустановки способны удержать внимание любого малыша начиная с трех лет на продолжительное время.

Вестибюль корпуса Бенуа разделил пространство экспозиции на две части. Одна из них посвящена традиционному искусству, другая -- актуальному. Человеку XIX столетия для «культурного шока», как теперь говорят, было достаточно представления воды И. Айвазовским («Сотворение мира», 1864, и «Волна», 1889). Подобные картины и теперь впечатляют, но действительно поразить воображение способна лишь видеоинсталляция водопада, которая и стоит, заслоняя «Волну» главного мариниста России. Картины Айвазовского солируют в обширной вводной части, посвященной воде вообще: от иконы («Крещение», «Св. Николай») до И. Репина («Какой простор» великого реалиста -- старческая попытка романтизировать грязно-серые воды Финского залива).

На выставке Русского музея применена уже ставшая имиджевым брендом технология привлечения внимания к тематической экспозиции возможностью увидеть произведения из фондов. В данном случае она удачно льет воду на мельницу «Водоканала», одного из спонсоров показа (они, без сомнения, мечтали бы иметь хотя бы копии этих картин в своем «Музее воды»). Правда, в данном случае лишь отдельные работы, вынутые из запасников, например «Гонка яхт» Н. Бубликова (1934), воспринимаются как новинки. Большинство хорошо известны.

В традиционной части вода разлита по литературным темам, например, мифы, легенды, сказания. Сказочная вода представлена тем же Репиным («Садко», 1876), Н. Милиотти («Рождение Венеры», 1912), Н. Рерихом («Заморские гости», 1902) и Б. Кустодиевым («Степан Разин», 1918). Далее следуют философски спокойные воды И. Левитана («Сумерки», 1899, «Озеро», 1899--1900), ностальгические водоемы Борисова-Мусатова, «Болото» Саврасова -- как знак национальной живописи.

Медитативное спокойствие этого зала сменяется активными купанием и рыбной ловлей. Услаждение тела водой в бане или реке иллюстрируется не только садовой обманкой XVIII века, представляющей обнаженную девицу, но и «Купальщицами» А. Егорова (1834) и А. Венецианова (1829), а также «Мальчиками» К. Петрова-Водкина (1926), «Купанием коней» А. Пластова (1938). Недавно показанные на особой выставке советские Венеры переехали со второго этажа ГРМ на первый. В других работах художников первой половины ХХ века, например в картине «У моря» А. Дейнеки (1957), вода -- это работник. Рабочий раздел позволяет насладиться и редко выставляемым теперь «суровым стилем» 1960-х.

Во второй, актуальной части выставки присутствуют опусы в самых разнообразных жанрах: живопись, графика, скульптура, фотография, инсталляция, видео художников Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, Нижнего Новгорода. Скульптурная композиция «Фонтан» В. Цаголова (2007), мифологизирующая бандитов, не актуальна по теме, а перфоманс В. Козина «Плавание в шести морях» (2008) архаичен по языку. Действительно актуальным искусством смотрится полимерная композиция Д. Каварги «Распад вовлеченности» (2007), позволяющая почувствовать свое биополе в особой жидкости. Завершает выставку «виртуальный бассейн» -- видеоинсталляция М. Свищева «10 воспоминаний Бассейна» (2008). Плоскость пола, окруженная разбросанными вьетнамками, напоминает водные дорожки, а на центральной стене в круге проецируются неприлично хихикающие девушки. Видимо, главное воспоминание автора было эротическое.

Ни к какому общему знаменателю экспозиция «Власть воды», как и большинство других, сделанных в том же Русском музее по тому же принципу супермаркета, не приводит.
Николай ПРОКОФЬЕВ, Санкт-Петербург
//  читайте тему  //  Выставки



реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  03.10.2008
«Щелкунчик» в Екатеринбургском театре танца
Постановщики, что берутся за эту партитуру, вечно решают, кто им ближе -- Чайковский или Гофман, снежная лирика или мрачноватый карнавальный гротеск. Примирить композитора и автора сказки, композитора вдохновившей, еще ни одному хореографу не удавалось, потому «канонической» версии «Щелкунчика» не существует... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  03.10.2008
Артдиректор Екатеринбургского театра танца Олег Петров -- личность в балетных кругах легендарная. Историк по образованию, он стал рецензентом и балетоведом -- его двухтомник, посвященный русскому театру в русской критике XIX века, стоит на полке у всех уважающих себя профессионалов... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  03.10.2008
Спектакль Жозефа Наджа на фестивале «Территория»
Начать фестиваль современного искусства с нового спектакля Наджа -- ход беспроигрышный. С одной стороны, Надж -- давно известный и очень любимый в Москве хореограф-режиссер (получил аж две «Золотые маски» за лучший зарубежный спектакль сезона), он считается практически классиком, с ним примирились консерваторы... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  03.10.2008
«Власть воды» в Русском музее
Выставка «Власть воды» -- идеальный продукт для семейного просмотра. Потакает всем вкусам, напоминая удачно выстроенный огромный супермаркет, где выставлены произведения живописи, графики, иконы, фотографии, скульптура, инсталляции из коллекции самого музея (около 150 экспонатов)... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  03.10.2008
Названа шестерка соискателей премии за лучший роман
Короткий букеровский список сезона-2007/08 вполне соответствует длинному, по оглашении которого стало совершенно ясно: даже самый закоренелый завистник в нынешней ситуации букеровскому жюри не позавидует, ибо выбирать ему, говоря серьезно, не из чего (подробнее см. «Время новостей» от 3 июля)... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика