N°183
03 октября 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  03.10.2008
Не открылся
Спектакль Жозефа Наджа на фестивале «Территория»

версия для печати
Начать фестиваль современного искусства с нового спектакля Наджа -- ход беспроигрышный. С одной стороны, Надж -- давно известный и очень любимый в Москве хореограф-режиссер (получил аж две «Золотые маски» за лучший зарубежный спектакль сезона), он считается практически классиком, с ним примирились консерваторы, его спектакль не вызовет протестов и шумных уходов зрителей из зала. Таким образом, «Территория», имеющая репутацию «жирного» фестиваля (к поддержке администрации президента и Минкульта в этом году добавились деньги банка «Русский стандарт» и представительства MasterCard Europe sprl), парадоксально сочетающего гламурность со скандальностью, хотя бы вначале всех примирит. С другой стороны, Надж, несмотря на то, что формально проходит по ведомству танца, и есть само современное искусство, торящее новые пути и нерасчленимое на жанры. Драма, пантомима, визуальные искусства, музыка в его постановках замешены так, что не всегда можно определить, есть ли вообще там то, что принято называть танцем.

На этот раз Надж привез в Москву свою последнюю премьеру -- спектакль «Антракт», сочиненный по китайской «Книге перемен». В программе объяснялось, что «Книга перемен» -- одно из фундаментальных произведений китайской цивилизации и мудрости, создание коллективное, писавшееся на протяжении столетий. Что Надж опирался на нее поэтически и структурно и что он сочинял спектакль, следуя 64 гексаграммам «Книги перемен», каждой из которых давал в соответствие некое театральное микрособытие. Не знаю, должен ли был спектакль Наджа читаться, как раскрытая книга теми, кто знаком с китайской философией и ее главным трудом, но все прочие, даже проштудировав длинное и туманное предуведомление, шли на «Антракт» полные радостных ожиданий. Мы же помним: как бы ни был сложен и неясен предмет, взятый Наджем в основу спектакля, энергия, интонация, выразительные сценические метафоры и заразительный актерский талант самого режиссера делают постановку высказыванием ясным и открытым любому, кто открыт и готов его воспринимать. Как ни грустно, в «Антракте» этого не случилось.

На помосте, на фоне разноразмерных матовых экранов, располагались четверо музыкантов в черном и четверо танцовщиков -- три мужчины, включая самого Наджа, и одна женщина. По бокам сцены стояли столбы изо льда: оплавляясь по ходу спектакля, они из белых становились прозрачными. Музыканты играли сочинение Акоша Шелевени, композитора, с которым Надж работает уже несколько лет. На этот раз они вместе придумали новый способ создания спектакля, в котором музыка и танец сочиняются одновременно, влияя друг на друга. Эта музыка, главная роль в которой отдана большой перкуссионной установке, то распадалась на шум, полный естественных звуков, скрипов, стуков, то собиралась в бешеный ритм. А вместе с ней и танцовщики то двигались по сцене почти по-бытовому, то пускались в горячечный изломанный танец с падениями и отчаянными корчами. То вдруг принимались проделывать что-то, похожее на странные ритуалы: Надж опускал девушку ступнями в сосуд с красной краской и пускал ее ходить «окровавленными» ногами по белому листу, а потом его самого, крутя на колесе, опускали лбом в горку сыпучей желтой краски, и когда он принимался танцевать, красочная пыль летела вокруг.

Свисающие гроздья ламп то загорались, то гасли, за матовыми стеклами теневым театром появлялись фигуры, рисовали животных, с букетов белых цветов, обмакнутых в красную краску, эффектно стекали кровавые струи, танцовщики выходили в виде длинных безруких фигур с безглазыми белыми головами, но что все это зашифрованное послание обозначало, разгадать не удавалось. В «Антракте» не было энергии, позволявшей раньше понимать спектакли Наджа поверх и минуя рациональные объяснения. Спектакль даже не то что разочаровывал, он приводил в уныние от собственной неспособности понять, что именно хочет сказать художник, которым мы всегда так восхищались. Ведь, вспоминая шутку по поводу «Джоконды», Надж уже нравился стольким, что теперь может сам выбирать, кому нравиться, а кому нет. И казалось, что дело в нас, что, если бы мы понимали коды, которыми он зашифровал свою «Книгу перемен», то и его искусство смогло бы нам открыться, как прежде. Но этого так и не произошло.
Дина ГОДЕР
//  читайте тему  //  Театр



реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  03.10.2008
«Щелкунчик» в Екатеринбургском театре танца
Постановщики, что берутся за эту партитуру, вечно решают, кто им ближе -- Чайковский или Гофман, снежная лирика или мрачноватый карнавальный гротеск. Примирить композитора и автора сказки, композитора вдохновившей, еще ни одному хореографу не удавалось, потому «канонической» версии «Щелкунчика» не существует... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  03.10.2008
Артдиректор Екатеринбургского театра танца Олег Петров -- личность в балетных кругах легендарная. Историк по образованию, он стал рецензентом и балетоведом -- его двухтомник, посвященный русскому театру в русской критике XIX века, стоит на полке у всех уважающих себя профессионалов... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  03.10.2008
Спектакль Жозефа Наджа на фестивале «Территория»
Начать фестиваль современного искусства с нового спектакля Наджа -- ход беспроигрышный. С одной стороны, Надж -- давно известный и очень любимый в Москве хореограф-режиссер (получил аж две «Золотые маски» за лучший зарубежный спектакль сезона), он считается практически классиком, с ним примирились консерваторы... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  03.10.2008
«Власть воды» в Русском музее
Выставка «Власть воды» -- идеальный продукт для семейного просмотра. Потакает всем вкусам, напоминая удачно выстроенный огромный супермаркет, где выставлены произведения живописи, графики, иконы, фотографии, скульптура, инсталляции из коллекции самого музея (около 150 экспонатов)... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  03.10.2008
Названа шестерка соискателей премии за лучший роман
Короткий букеровский список сезона-2007/08 вполне соответствует длинному, по оглашении которого стало совершенно ясно: даже самый закоренелый завистник в нынешней ситуации букеровскому жюри не позавидует, ибо выбирать ему, говоря серьезно, не из чего (подробнее см. «Время новостей» от 3 июля)... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика