N°88
24 мая 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  24.05.2007
СЕРГЕЙ ХАЧАТУРОВ
Граблями грабь награбленное
Галерея «Проун» открылась эпосом школы Малевича

версия для печати
Устали ждать, но дождались! Закрытие несколько лет назад Московского центра искусств на Неглинной повергло многих знатоков и любителей искусства в уныние. Программы, которые придумывала и реализовывала в центре его куратор, художественный руководитель Марина Лошак, способны были дать фору большинству тогдашних выставок крупных государственных музеев. Марина собирала историю русского искусства, запечатленную в ее самых причудливых, апокрифических главах. Не боялась дерзких сближений. Открывала новые имена. Любила авантюрные, как оплеуха респектабельному ученому миру, сюжеты (например, о тайне карточных мастей в творчестве Ольги Розановой). Благодаря авторитету и репутации активно вводила сокровища частных коллекций в летопись художественной жизни разных времен. Кроме того, в МЦИ делались проекты, реабилитирующие скучный в стереотипах нашего сознания мир народного творчества. (Помню чувство восторга от выставки игрушек и свистулек, вывезенных из каких-то этнографических экспедиций -- вот где собака авангардного формообразования порылась!)

Однако центр закрыли. Марина пыталась сотрудничать с модным и уважаемым сегодня галеристом Гари Татинцяном. Получилось несколько интересных проектов. Но коса русского супрематизма нашла на камень модных раскрученных брендов современного искусства Америки. И альянс оказался недолог.

Сегодня сельскохозяйственный инвентарь отечественного авангарда, а также другие раритетные, помогающие возделыванию угодий российского искусства артефакты получили новое место для прилюдного обозрения -- галерею «Проун» в раскрученном культурном центре «Винзавод» у Курского вокзала. Название «Проун» отсылает к любимому Мариной периоду: таким именем величал свои абстрактные композиции начала 20-х годов патриарх авангарда Лазарь Лисицкий (между прочим, расшифровывается название оптимистично: «Проекты утверждения нового»).

Открывшаяся только что первая выставка галереи порадовала вдвойне. С одной стороны, вызвала прилив теплых ностальгических чувств по лучшим программам МЦИ. С другой, своим качеством задала очень высокую планку на будущее. Эта выставка под названием «Крестьяне. Постсупрематический эпос», собственно, и явилась демонстрацией сельхозинвентаря для возделывания авангардных артполей. Косы, грабли, серпы, пилы в руках крестьян, работающих на сеченых супрематической розгой бескрайних полях... Казимир Малевич и его последователи Николай Суетин, Эдуард Криммер, Константин Рождественский представлены хранящимися в частных собраниях графическими листами на тему так называемого «крестьянского цикла». Название происходит от серии картин Малевича на тему трудов и дней работников полей. Серия была разделена во времени: первая часть датируется 1909--1913 годами, вторая -- концом 20-х -- началом 30-х. Вслед за автором статьи каталога выставки Владимиром Поляковым примем версию сознательной мистификации Малевичем датировок своих работ: поздние он подписывал как ранние, созданные в начале 10-х. Поляков аргументирует это возникшим в поздний период творчества желанием дополнить легенду происхождения беспредметничества (супрематизма) более тонким и наглядным препарированием конкретных «начальных элементов», «первообразований» мира. Действительно в экспериментальных листах самого Малевича и его адептов во всех восторгающих глаз множественных подробностях запечатлен процесс постепенного укрощения велеречивости мира до протоформул, элементарных иконических структур. Особенно хороши снопы сена. Храня обаяние индивидуальной начертательной манеры, все вместе шифруются в некий иероглифический гипертекст супрематизма. В компании единомышленников куда интереснее смотрятся эксперименты каждого. В частности, на персональной выставке в ГТГ крестьянские опусы Рождественского за некоторыми исключениями казались робким подражанием декоративно усвоенной системы. Теперь же введенные в круг бабы с граблями и мужики с бородами более четко принимаются индивидуальной версией поиска хрупкого равновесия между формой увиденной и формой преображенной. Это равновесие радует несравненно больше сегодняшнего умиления «энергичной кистью» мастодонтов советской живописи. По отношению к узурпировавшим силы творческого воображения, подменившим картину мира его вялой имитацией современникам Малевича -- реалистам 30-х применим такой левый лозунг: грабь награбленное супрематическими граблями!

Крестьянская тема открытия галереи символична для творческой стратегии «Проуна» в будущем. Обещаны экспозиции на тему традиционной и народной культуры разных стран мира. Так что в желании и умении думать об архетипах и артефактах быта интересно Марина Лошак выступает образцовым учеником русских авангардистов.
Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки


  КУЛЬТУРА  
  • //  24.05.2007
Новые фильмы в конкурсе Каннского кинофестиваля
Немецкий режиссер турецкого происхождения Фатих Акин представил один из самых ожидаемых фильмов конкурса. Это вторая часть трилогии, посвященной темам, которые сам режиссер определяет как «Любовь», «Смерть», «Дьявол»... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  24.05.2007
В прокате британская комедия нравов «Сцены сексуального характера»
Пока дети всех возрастов давятся в очередях на третьи серии «Шрека» и «Пиратов Карибского моря», люди зрелые имеют ограниченную (только в кинотеатре «35 ММ») возможность посмотреть очень малобюджетный фильм британского начинающего режиссера, в котором нет ни одного спецэффекта, ни одной драки, ни одной киноманской цитаты... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  24.05.2007
СЕРГЕЙ ХАЧАТУРОВ
Галерея «Проун» открылась эпосом школы Малевича
Устали ждать, но дождались! Закрытие несколько лет назад Московского центра искусств на Неглинной повергло многих знатоков и любителей искусства в уныние... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  24.05.2007
Евгений Миронов рассказал о планах Театра наций
Евгений Миронов был назначен худруком Театра наций в декабре прошлого года. Пять месяцев знаменитый актер молчал о своих творческих и административных планах и вот вчера наконец собрал пресс-конференцию, чтобы рассказать, чем театр теперь будет заниматься... >>
//  читайте тему:  Театр
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ