N°64
12 апреля 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  12.04.2007
Эрос в эпоху НТР
версия для печати
Зрелище получилось захватывающим, затягивающим. Длинные долгие триптихи и небольшие картины, оккупировавшие просторные залы, описывают во всей его сомнительной прелести совсем недалеко ушедший советский ХХ век: табуированный секс, фантастические вымыслы и домыслы. Истории мутантов и похождения секс-гигантов, заключенные в шкафы -- одетые и в пеналы -- раздетые манекены, галлюциногенные цвета, джазовые ритмы соединяются в бредовую, но очень цельную картину мира. Как и многие последние выставки нонконформистов, эта обнажает не столько концептуалистскую, сколько сюрреалистическую природу их творчества.

Нормальное развитие искусства в СССР было прервано как раз на подступах к сюрреализму. Неудивительно, что так и непройденное, но очень важное для освоения мира и художественных форм течение стало прорываться сквозь укатанную сталинизмом почву, как только появилась малейшая возможность. Постаревший, пообтершийся, утерявший революционную ауру и бунтарскую сущность сюрреализм на советской почве вернул себе былую дерзость -- на шестой части суши освобождалось сознание, расцветал индивидуализм, жизнь казалась невозможной без присяги старику Фрейду. Янкилевский принадлежал тому поколению советских художников, которое в юности открывало прелести модернизма -- сильные впечатления от Пикассо видны в его ранних работах, а короткие формулы Хуана Миро художник адаптировал настолько полно, будто сам и изобрел.

Трудно понять, как огромные триптихи делались в крошечной 15-метровой подвальной мастерской, где увидеть их целиком невозможно было не только посетителям, но и автору. И это в годы, когда коллеги по подполью предпочитали более скромные размеры -- и делать проще, и спасать в экстремальной ситуации ловчее, и покупателю увезти в чемодане куда подальше от не нуждающейся в подобных шедеврах родины сподручнее. Но Янкилевский видел свои работы именно в таких, совсем не по тем временам -- неудобных, предназначенных для больших залов -- размерах. Впервые состыкованный прямо в Манеже на знаменитой выставке 1962 года «Атомный реактор» произвел неизгладимое впечатление на самого Хрущева, зато потом долго уже никого потрясти не могли -- места не хватало. Выставки в небольших залах на родине не позволяли особенно развернуться, а затем работы просто разъехались по миру. Сложное впечатление произвели они в 1995 году, когда мучительными усилиями художника были собраны в залах Третьяковской галереи (потрясающую сюрреалистической же логикой переписку с ее администрацией художник частично опубликовал несколько лет назад) -- в не совсем продуманную экспозицию в не слишком подходящем пространстве. Зато на нынешней выставке масштаб художника сделался очевиден. Большие просторные залы произведения Янкилевского заполняют легко, без напряжения, по праву сильного. Янкилевский описывает не частности, он говорит обо всем сразу, соединяя эротику, роботов, мутантов, бытовые предметы, архаические символы в нечто вроде «Воспоминаний о будущем»: не дискретную картину мира, в котором пирамиды построены для ориентации космолетов в пространстве, а секс -- единственная возможность постоянного обновления сложной пространственно-временной конструкции. В этой системе всему есть место и внятное, совершенно материальное определение, а энергию заменяет мастерство воспроизведения, соединения деталей.

Насколько тщательно отобраны произведения видно при сравнении с каталогом. Изданный Русским музеем, куда переедет выставка, он переполнен картинками и информацией. За обилием деталей теряется ощущение цельности и мощи, потрясающее в залах фонда «Екатерина».
Фаина БАЛАХОВСКАЯ
//  читайте тему  //  Выставки


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  12.04.2007
Екатерина Беляева
Сегодня открывается VII фестиваль балета «Мариинский»
Этого феста вообще-то не должно было быть: предполагалось, что нынешней весной театр уже будет закрыт на реконструкцию, труппа поделит свое время между многочисленными гастролями и выступлениями на других площадках Петербурга и принимать гостей будет негде... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  12.04.2007
ИТАР-ТАСС
В Мариинском театре поставлена «Енуфа» Леоша Яначека
Опера «Енуфа» в России не ставится, но чрезвычайно ей подходит. Не по сюжету (из жизни моравских крестьян), а по состоянию сильного внутреннего напряжения, которое ведет сюжет к финалу... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  12.04.2007
Зрелище получилось захватывающим, затягивающим. Длинные долгие триптихи и небольшие картины, оккупировавшие просторные залы, описывают во всей его сомнительной прелести совсем недалеко ушедший советский ХХ век: табуированный секс, фантастические вымыслы и домыслы... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  12.04.2007
Вчера в Госдуме вплотную занимались культурой
Депутаты заслушали министра культуры и массовых коммуникаций Александра Соколова, главу «Роскультуры» Михаила Швыдкого и руководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Бориса Боярскова, которые докладывали о проблемах «охраны культурного наследия, памятников истории и культуры народов РФ»... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика