N°61
09 апреля 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  09.04.2007
Мировой аттракцион для продвинутой публики
Для меня любопытнее всего та последовательность, с которой Первая Московская биеннале упустила шанс поговорить о коммунистическом прошлом (она была устроена в Музее Ленина, и все иностранцы ожидали каких-то отсылок к этому, критического анализа), а Вторая точно так же проигнорировала шанс проанализировать современную реальность Москвы, которая есть не что иное, как недвижимость, дикая стройка, деньги. А ведь недостроенная башня «Федерация» (строительство которой шло прямо во время выставки!) об этой теме просто вопила, да и вся история устройства биеннале тоже была про это. Но почти ничего. В этом -- вероятно, сознательном -- отказе проанализировать собственный контекст есть даже некая презрительность: у нас вот так, а вы как хотите.

Вообще случаются иногда блестящие выставки из довольно средних работ, а Вторая Московская биеннале получилась средней выставкой из довольно хороших произведений. И на башне «Федерация», и в ЦУМе на программе американского видео было много сильных, хотя отчасти уже и неновых работ. Тем не менее, поскольку никакой концепции ни у главной выставки, ни у отдельных кураторских проектов на башне не было, получился просто набор вещей.

Но дело в том, что никто ничего другого и не ждет. Наш зритель не видит никакой разницы между биеннале и ярмаркой: погулял, посмотрел, купить все равно денег нет, да не очень-то и хочется. Но и во всем мире биеннале давно превратились в разновидность массовой культуры для продвинутой публики. Московская биеннале не исключение -- ее успешность оценивалась явно по двум критериям: сколько было важных людей на вернисаже (много) и примет ли ее молодежь в качестве развлекательного мероприятия (приняла).

За исключением Венецианской биеннале, которая себя мыслит главной, все остальные являются местными, и чем более они местные, тем более конкретный местный политический заказ они выполняют. Поэтому они и возникают теперь как грибы во всем мире. Немногочисленная когорта международных кураторов -- это своего рода наемные рыцари, путешествующие из страны в страну и реализующие задачи того или иного суверена. В данном случае задача была показать Москву модным городом, легитимировать режим, приписав ему качества современности. Последствия исполнения этой задачи в социальной, публичной сфере могли бы стать самостоятельным интереснейшим сюжетом изучения. Более интересным, чем выставленные на биеннале работы.
Екатерина Деготь
//  читайте тему  //  Выставки


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  09.04.2007
Игнат Данильцев
Итоги Второй Московской биеннале современного искусства
Закончился второй международный форум современного искусства в Москве. Придуманная командой международных кураторов тема воспринималась сложно, расфокусированно, дисперсно: «Примечания: геополитика, рынки, амнезия». Заведомо был выбран нелегкий сюжет о способности существования искусства в постиндустриальном мире... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  09.04.2007
Для меня любопытнее всего та последовательность, с которой Первая Московская биеннале упустила шанс поговорить о коммунистическом прошлом (она была устроена в Музее Ленина, и все иностранцы ожидали каких-то отсылок к этому, критического анализа), а Вторая точно так же проигнорировала шанс проанализировать современную реальность Москвы, которая есть не что иное, как недвижимость, дикая стройка, деньги... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  09.04.2007
Биеннале -- это ситуация создания событий и смыслов. Как грандиозный информационный повод Вторая биеннале на 100% состоялась и отобрала статус главного культурного события у некоторых больших фестивалей (критика с их стороны неизбежно воспринималась как конкурентная)... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  09.04.2007
-- Первая биеннале проходила в бывшем Музее Ленина. Нынешняя -- в недостроенной башне «Федерация». Уже появились спекуляции на том, что исторический взгляд России сменился -- разобравшись с проклятым прошлым, мы уверенно глядим в светлое будущее... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  09.04.2007
-- Многие коллеги-критики через день после официального открытия биеннале поспешили обличить основной проект на башне «Федерация» во вторичности, низком интеллектуальном и художественном уровне. Вы придерживаетесь этого мнения?.. >>
//  читайте тему:  Выставки
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика