N°193
22 октября 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  22.10.2007
Эмиль Матвеев
"Сотрудничеству России и Китая по истребителю пятого поколения мешает недоверие"
версия для печати
Проблемы армии и модернизации военно-промышленного комплекса Китая заняли важное место в докладе генсека ЦК КПК Ху Цзиньтао на XVII съезде партии. Он призвал усиливать китайскую армию с помощью науки и техники, превратив ее в «информатизированную» боевую силу, способную одержать победу в современной войне. Китайский лидер призвал к инновациям в военной технике, указал на необходимость реформ как в области военной промышленности, так и в системе закупки техники и вооружений для армии. Китайская компартия обещала целенаправленно наращивать возможности страны в разработке и производстве военной техники на основе соединения ресурсов ВПК и гражданских отраслей.

Курс на развитие потенциала китайской военной индустрии повлияет на интересы экспортеров военной техники -- прежде всего России, занявшей в 1990-е годы место лидирующего зарубежного поставщика оружия в КНР. Речь идет не только о потере китайского рынка, но и о растущей конкуренции продукции ВПК двух стран на мировом рынке. О перспективах военно-технического сотрудничества России и Китая рассказал "Времени новостей" ЧЖАН ИХУН (Андрей ПИНКОВ), канадский эксперт по проблемам обороны и безопасности в Восточной Азии, главный редактор журнала «Канва дифенс ревью».

-- С прошлого года в военно-техническом сотрудничестве Китая и России продвижение небольшое, новых крупных контрактов нет. В качестве причины Китай указывает на невыполнение подписанного в 2005 году контракта с Россией, по которому Ташкентский авиазавод должен был произвести 38 транспортных самолетов Ил-76 и заправщиков Ил-78. Теперь российская сторона считает, что ситуация изменилась и Ташкентский завод утратил способность производить крупные партии самолетов. Для выполнения контракта производство придется перенести в Ульяновск или Воронеж, это требует инвестиций, потому изначально согласованную цену придется увеличить примерно на 30%.

Китайская сторона решила, что до выполнения этого контракта она не будет заключать новые большие сделки с Россией. Заседания российско-китайской межправительственной комиссии по ВТС откладывали уже два раза. Сперва его должны были проводить в октябре 2006 года, потом в мае 2007-го, и пока неясно, смогут ли его провести до конца этого года.

Китай недоволен как ростом цен на российскую технику, так и ее качеством. В частности, на дизель-электрических подводных лодках класса «Кило» возникли проблемы с запуском противокорабельных ракет «Клаб». В ОКБ «Новатор», где были разработаны эти ракеты, мне сообщили, что все трудности успешно решены. Поначалу у многофункционального истребителя Су-30МКК тоже были проблемы. Но этот самолет проектировали специально для Китая, это была полностью новая продукция. Если бы Китай покупал эти машины сейчас, то никаких сложностей не было бы, поскольку «Сухой» уже набрался опыта при их производстве.

-- А у российских оружейников есть основания для недовольства китайскими партнерами?

-- На переговорах с Россией китайцы стараются получить как можно больше технических материалов и купить одну-две единицы техники, чтобы потом воспроизвести ее самостоятельно. По радарам для истребителей китайцы сотрудничали с российской корпорацией «Фазотрон-НИИР». Они покупали 1--2 радара, а через несколько лет появлялась копия.

Другой пример: в Шанхае строят новый ракетный фрегат проекта 054А, установленная на нем поисковая радиолокационная станция очень похожа на систему "Фрегат-М2ЕМ", которую Россия поставляла в Китай. Поначалу западные аналитики решили, что и эта система куплена в России. А на самом деле это копия. Я привозил ее фотографии российским разработчикам, они были потрясены сходством китайской РЛС с оригиналом.

Проблема копирования не нова -- в 1980-е годы она возникала при сотрудничестве Китая с Италией и Францией. Теперь российская сторона недовольна, что Китай в обход законных процедур, зачастую через Украину, получает проекты техники советской эпохи, закупает один-два образца и копирует их. А потом это скопированное оружие быстро попадает на международный рынок, где наносит удар по российской продукции.

Например, новая китайская 155-мм самоходная гаубица PLZ05 скопирована с российской 2С19М1. Я спросил об этом в российском КБ в Нижнем Тагиле. Они говорят: да, в середине 1990-х годов китайцы посылали много делегаций, просили всю возможную документацию, фотографировали технику, снимали на видео. Похожая история произошла с российской реактивной системой залпового огня «Смерч». Китайцы тоже говорили, что хотят ее покупать, получили максимум информации. Не прошло и трех лет, как появился китайский «Смерч» под названием А-100.

-- Вы указали на две проблемы -- это трудности с поставкой российских Ил-76 и китайское копирование. Но ведь Россия уже поставляла в Китай Ил-76. Если эти самолеты нужны, почему китайцы не могут их скопировать?

-- Сравнительно просто скопировать танк, артиллерийскую систему. Ил-76 -- это целый проект, тут и двигатели, и навигационная система. Самая большая слабость китайской военной промышленности -- неспособность к интеграции многих небольших компонентов. Двигатели для Ил-76 китайцы по-прежнему покупают в России. Но в Китае уже разрабатывают планы строительства собственного «большого самолета». Они передали технические запросы на Украину фирме «Антонов», чтобы она помогала в его проектировании. «Антонов» уже помог Китаю модернизировать транспортный самолет Ан-12 советской эпохи, теперь эта версия называется Юнь-8-600. С опорой на украинскую техническую поддержку в Китае создают новый средний транспортный турбовинтовой самолет Юнь-9.

-- Сможет ли Китай обновить транспортную авиацию и создать «большой самолет» исключительно с помощью «Антонова»?

-- «Антонов» использует российские двигатели, поэтому даже при украинских технологиях потребуется обращение к России. Ныне Китай очень доверяет Украине, что видно из нынешнего уровня сотрудничества. Но ситуация может измениться после вступления Украины в НАТО.

-- Китай утверждает, что из-за проблем с Ил-76 не заключает с Россией новые контракты. Может, китайским военным просто ничего больше не нужно?

-- Пик закупок Китаем российского оружия уже в прошлом. После покупки 78 многофункциональных истребителей Су-30МКК эти машины китайским ВВС больше не нужны. У них есть похожий собственный истребитель-бомбардировщик Цзяньхун-7А. Лицензионный истребитель Цзянь-11 (Су-27) в Китае самостоятельно усовершенствовали до модификации Цзянь-11Б. В Китае в большом количестве производят истребитель Цзянь-10. Так что покупки оружия этого поколения подходят к завершению. Но в августе на российском авиасалоне МАКС-2007 я заметил, что очень большая китайская делегация изучала истребитель Су-35. Они готовятся производить самолеты следующего поколения, ведут исследования и надеются заполучить российские технологии.

-- Есть ли перспектива сотрудничества России и Китая по истребителю пятого поколения?

-- На нынешнем этапе это невозможно, этому мешает недоверие. Какие могут быть разговоры об истребителе пятого поколения, когда китайская сторона выполнила соглашение по лицензионной сборке истребителей Цзянь-11/Су-27СК только наполовину и в одностороннем порядке объявила о его прекращении? По соглашению Россия должна была поставить комплекты для сборки 200 истребителей, но, судя по всему, оставшиеся 95 комплектов Китаю не нужны.

Сейчас Китай сам производит усовершенствованный истребитель Цзянь-11Б без соглашения с российской стороной. Российская фирма «Сухой» в недоумении: на официальном уровне Китай не сообщил ей ни о прекращении сборки Су-27СК, ни о своем желании усовершенствовать его до варианта Цзянь-11Б с комплектацией собственным радаром и другим оборудованием. Это совсем непохоже на ту партнерскую атмосферу, в которой осуществляется совместное производство Су-30МКИ в Индии.

Российские авиационные специалисты рассказали мне, что после завершения производства Су-27 на авиастроительном заводе в Шэньяне китайцы им запрещают приближаться к самолетам. Они спрашивают: в чем дело, у нас добрые намерения, мы только хотим посмотреть, как идут дела. А им отвечают -- нельзя. Речь идет о старых Цзянь-11А, слегка улучшенных с помощью китайских технологий. Впрочем, когда Китай купил в России первую и вторую партию истребителей Су-27, китайские ВВС организовали ознакомительные поездки для личного состава из других подразделений. Но при этом летчикам запретили подходить к новым самолетам, можно было только издалека на них посмотреть.

Однако со временем покупка Китаем российского истребителя пятого поколения станет вполне возможна. Полагаю, что на нынешний уровень развития российской авиапромышленности Китай выйдет примерно через 15 лет. Тогда, наверное, Россия начнет продавать эти машины на внешнем рынке. В начале 2020-х годов это произойдет уже наверняка, а у Китая еще будет интерес к приобретению этого самолета.

-- В каких военных проектах Китаю острее всего требуются российские технологии?

-- Прежде всего в создании авианосца и нового дальнего бомбардировщика. После покупки на Украине недостроенного авианосца «Варяг» Китай закупил немало сопутствующей техники. В России были приобретены четыре комплекта посадочного оборудования для палубной авиации. Несколько лет назад Китай купил на Украине самолет Т10К -- прототип российского палубного истребителя Су-33. Для полетов он уже непригоден, однако цель ясна -- изучить конструкции складывающегося крыла, посадочного тормоза и других систем палубного самолета, после чего спроектировать собственный палубный истребитель на базе Цзянь-11Б. Они только внешне похожи, по конструкции сухопутные и корабельные машины сильно отличаются. Если попытка провалится, Китай, скорее всего, обратится к России за покупкой Су-33. Для новых бомбардировщиков Китаю нужны прежде всего российские двигатели.

-- И все же утверждение о недоверии между Россией и Китаем кажется странным. Не далее чем в августе китайские военные приняли участие в учениях «Мирная миссия-2007» под Чебаркулем на территории России...

-- Символическое значение этих учений значительно превосходит практическое. Политически Россия показала миру, что проводит многостороннюю дипломатию. Однако Россия проводит подобные учения со многими странами, в том числе с членами НАТО, а вот с Китаем ни одна другая развитая страна такие маневры проводить не будет. У российской армии и опыта больше, и техника лучше, так что китайцы полагают, что на учениях могут научиться чему-то полезному.

К тому же обострился тайваньский вопрос, поэтому Китаю нужно изобразить единство с Россией, продемонстрировать военное сотрудничество с ней. Китай недоволен планами США и Японии создать вместе с Австралией «восточноазиатское НАТО» -- это похоже на реакцию России на расширение НАТО на восток и размещение американской ПРО в Европе. Однако сходство не является полным. У России и Запада есть стратегические трения, но они не враги, российская элита хочет видеть свою страну в Европе. А Китай никуда не хочет входить.

-- Похоже, что Китай нашел правильный путь: он никуда не хочет, ни с кем не спорит и со всеми сотрудничает. А попытки России сблизиться с Западом породили для нее больше проблем, чем преимуществ...

-- Не думаю, что у Китая все так хорошо. За последние полгода я побывал в столицах ведущих стран НАТО. По моим наблюдениям, стратегическая ситуация вокруг Китая ухудшается. Это отражается и в проблеме размещения американской ПРО в Восточной Европе. На открытом уровне США говорят, что объекты в Чехии и Польше направлены против «стран-хулиганов» -- Ирана и Северной Кореи. Но как северокорейские ракеты могут ударить по НАТО, это же полная чушь! Лишь в ходе обсуждений становится понятно, что имя «Северная Корея» заменяет Китай. ПРО в Европе направлена против Ирана и Китая, именно так обсуждают эту проблему натовцы. США хотят создать из Китая для НАТО нового врага, который будет представлять еще больший стратегический вызов, чем Россия.

-- И все же, в чем причины недоверия Китая к России?

-- В Китае об этом написано много докладов. Они критикуют российские СМИ, прежде всего ведущие газеты, за преобладание негативных материалов о Китае. Китайские эксперты считают российскую политику в отношении Китая неустойчивой, примером чему служат колебания и сложности вокруг проекта нефтепровода. Некоторые аналитики обращают особое внимание на рост националистических настроений в России. Они предупреждают, что это может сделать внешнюю политику Москвы непредсказуемой, призывают власти к бдительности в отношении соседа. При этом рассуждения об опасности возрождения «царизма» в российской внешней политике сопровождаются напоминаниями о том, как царская Россия «оккупировала» китайские земли.

В Китае в научных кругах есть те, кто призывает к сближению и сотрудничеству с Россией. Но в большинстве вопросов заметно присутствие «группы бдительных», призывающих опасаться России. И этот образ мысли широко распространен.
Беседовал Александр ЛОМАНОВ


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  22.10.2007
Reuters
Ху Цзиньтао вооружил партию своими идеями
Сегодня в Пекине будут избраны новые члены высшего руководства Китайской компартии (КПК). Выборы политбюро и его постоянного комитета пройдут на пленуме нового состава ЦК КПК, избранного вчера, в последний день работы XVII партсъезда... >>
  • //  22.10.2007
Эмиль Матвеев
Проблемы армии и модернизации военно-промышленного комплекса Китая заняли важное место в докладе генсека ЦК КПК Ху Цзиньтао на XVII съезде партии... >>
  • //  22.10.2007
После прихода к власти в 2002 году нынешнего партийного лидера Ху Цзиньтао китайские власти всерьез задумались о негативных последствиях односторонней ориентации на поддержание высоких темпов экономического роста... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама