N°179
02 октября 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 НАУКА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  02.10.2007
Антон Кавашкин
По хогвардскому счету
В Москве открылась выставка «VOOM. Портреты Роберта Уилсона»

версия для печати
В фонде «Екатерина» компания VOOM HD Networks совместно с агентством marka:ff показывают видеопортреты знаменитого американского режиссера и художника Роберта (Боба) Уилсона. Компания, продюсирующая выставку, занимается новыми телевизионными технологиями. Благодаря чудо-ящикам лайтбоксам, транслирующим телекартинку в формате высокого разрешения, портреты Боба Уилсона напоминают обаявшее всех ноу-хау Джоанн Роулинг в ее эпопее про Гарри Поттера. Помните, там на лестницах и в залах почтенного образовательного центра волшебников -- замка Хогвардс -- висели портреты, жившие весьма напряженной и полноценной жизнью? Они и двигались, и кривлялись, и давали советы ученикам, и могли перемещаться в другие рамы -- зайти в гости к закадычному другу (подруге). Все без исключения режиссеры роулинговской саги не упускают возможности показать живые портреты с особым смаком: благо, что технологии современного кинопроизводства позволяют и не такие финты выдавать.

Вот Боб Уилсон и сотворил нечто вроде хогвардской галереи. Все изображения в рамах превращены в видеоролики, в которых статика и динамика обманывают друг друга и морочат голову зрителям. Вроде бы человек стоит неподвижно -- как на фото. А приблизишься, засмотришься -- увидишь, что он шевелится, ворочает глазами, двигает руками. Экзотические зверушки (вроде американского дикобраза) вертят мордой, моргают. И каждый ролик длится несколько минут, а потом незаметно начинается снова. Так что стыки начальной и конечной фаз незаметны. И кажется, что портреты действительно живут в реальном времени.

На самом деле показывать движение в статике и статику в движении, вечную длительность одного мгновения гениально получается у соотечественника Боба Уилсона -- Билла Виолы. Оживающие картины (по старой живописи часто) Виолы мощно втягивают зрителя в свое мистериальное, наполненное необычайным доверием к духовной красоте мира пространство. Хореография этих картин так же волшебна, как музыкальная тема сплетенных рук полотен Боттичелли или ритм складок одеяний на портретах кисти Тициана.

Уилсон другой. Его интересует безудержная вселенская пантомима, на грани даже что фиглярства. Модные актеры (Джонни Депп, Изабелла Росселини) у него даны в амплуа этаких причудливых представителей флоры и фауны: загримированные, укутанные в меха, имитирующие заводных кукол с чпокающими звуками моргающих глазок. Старая живопись Уилсону тоже нравится: Жанна Моро представлена им в иконографии Марии Стюарт, Михаил Барышников превращен в привязанного к колонне пронзенного стрелами Святого Себастьяна. Однако в отличие от Виолы Уилсон увлечен возможностью восторженно лицедействовать внутри ренессансной и барочной культуры, превращать ее в модный fashion style. Точно с таким же упоением он стилизует старое кино (Изабелль Юппер у него вдохновлена Гретой Гарбо, некоторые другие постановки портретного антуража притворяются фрагментами фильмов в эстетике нуар или вестерна). Этот балаганчик, где все понарошку, где все обольщает приятным притворством, иногда дарит гениальные находки. Суть театра с его истонченной выворотностью всего на свете, смехом сквозь слезы и жестокой клоунадой изумительно явлена в портрете маленького мальчика, стоящего на фоне алого занавеса в яркой зеленой маске волка. Потом мальчик маску снимает, и вся беззащитность и простодушие актерского ремесла постигаются будто озарение. А в ушах какие-то клоунские писки, крики, рык и лай.

Непременное для театра qui pro quo озорно путает в живых портретах много чего: полярных сов с конструкциями футуризма, дикобраза со звездным небом, Джонни Деппа с Мэрилин Монро. И глаз от этого салюта имиджей не отвести!
Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  02.10.2007
Антон Кавашкин
В Москве открылась выставка «VOOM. Портреты Роберта Уилсона»
В фонде «Екатерина» компания VOOM HD Networks совместно с агентством marka:ff показывают видеопортреты знаменитого американского режиссера и художника Роберта (Боба) Уилсона. Компания, продюсирующая выставку, занимается новыми телевизионными технологиями... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  02.10.2007
-- Вы засняли Изабель Юппер в образе Греты Гарбо, Роберт Дауни-младший у вас похож на портрет Рембрандта, а Брэд Питт стоит под дождем в нижнем белье. Что для вас важнее, пространство или эпоха, в которую вы помещаете героев?.. >>
  • //  02.10.2007
Александр Федотов
В Москве прозвучала опера Родиона Щедрина «Очарованный странник»
Человеку, не знакомому с сутью предмета, в названии щедринского «Очарованного странника» слышится что-то автобиографичное: Щедрин -- сам странник, в свои редкие визиты в Москву он привносит какое-то нездешнее очарование, и его музыка, такая русская по духу, тем не менее не могла бы быть написана здесь, в этом насквозь шумном и суетливом мегаполисе... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  02.10.2007
Неделю британского кино откроет «Джейн Остин»
Неделя британского кино в восьмой раз проходит в Москве, и уже второй раз подряд ее открывает фильм режиссера Джулиана Джеррольда... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  02.10.2007
Как стало известно, коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской вскоре будет передана для экспонирования в Константиновском дворце в Стрельне, под Санкт-Петербургом... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ