N°166
13 сентября 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 БАНКИ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  13.09.2007
CURT BIANCHI
Памяти Джо Завинула
версия для печати
Со смертью этого усатого австрийского господина, носителя смешной вязаной шапочки и укротителя оравы разномастных синтезаторов, закрылась очередная страница джазовой истории. Завинул стоял у истоков стиля джаз-рок -- как музыкант коллектива Майлса Девиса (что само по себе гарантирует место в истории музыки) и как лидер удивительной формации под названием Weather Report. Но обо всем по порядку.

Йозеф Эрих Завинул родился 7 июля 1932 года в столице Австрии, Вене. В детстве начал учиться играть на аккордеоне, затем изучал фортепиано и композицию в консерватории. Заинтересовался джазом. Стал сам играть с саксофонистом Хансом Коллером -- дело было в 1952 году, то есть в джаз двадцатилетний Завинул пришел поздновато. Но именно он стал первым европейцем, вошедшим в элиту американского джаза.

Завинул переехал в Америку в 1958 году, когда у него появилась возможность учиться там в престижном колледже Беркли. В этом серьезном образовательном учреждении студент (уже не очень молодой) провел какое-то ничтожно малое время, потому что начал играть в коллективе трубача Мейнарда Фергюссона. Потом выступал со Слайдом Хемптоном, на рубеже десятилетий аккомпанировал джазовой диве Дине Вашингтон, пока не получил приглашение в квинтет саксофониста Джулиана «Кеннонбола» Аддерли. В этом замечательном коллективе проявился талант композитора Завинула. Некоторые его пьесы, в частности Mercy, Mercy, Mercy, стали хитами и визитными карточками группы. В звучание этого коллектива Завинул привнес свое любимое «электричество».

Прорыв в совсем уже космические выси произошел в 1969 году. Завинул принял участие в записи альбома In a Silent Way (1969) Майлса Девиса. Девис учуял не только очевидную популярность рока у молодежи, но еще и эстетическую, музыкальную и социальную ценность этого «варварского» искусства. И захотел соединить джаз с роком. Грубо говоря, стать конкурентом Джимми Хендрикса. С трубой в руках и джазовым «комбо» на сцене это было сделать сложновато. Но получилось. Завинул и другие, более молодые музыканты, привлеченные Девисом, смотрели в одну сторону и двигались в одном направлении. Стилю джаз-рок была уготована завидная судьба. Эта музыка нравилась джазовой аудитории, она смогла также завоевать «перпендикулярную» ей молодежную аудиторию, она нравилась и любителям драйва, и эстетам. И даже советскими интеллигентами почиталась. Особо.

Сейчас джаз-рок и фьюжн в сознании большинства меломанов -- это что-то очень виртуозное, крайне правильное (чтобы не сказать скучное), схоластическое, отполированное и умное. В 60-е это воспринималось по-другому. Достаточно посмотреть пару записей того периода (благо, сейчас многие бутлеги доступны на DVD), чтобы убедиться: иной электрический джазовый состав (Херби Хенкок, Чик Кориа, Жан-Люк Понтии и другие) «качает» многотысячные толпы, как Битлы. Кстати, the Beatles упомянуты здесь не всуе. Дело в том, что после ухода от Майлса Девиса Завинул организовал собственный состав -- амбициозную джаз-роковую супергруппу Weather Report. Так вот, Weather Report это the Beatles джаз-рока. Те же самые ингредиенты: удивительный мелодизм, открытость всему новому, здоровые амбиции и соответствующие данным амбициям возможности музыкантов. И непреходящее влияние на новые поколения. В общем, Weather Report идеальный джаз-роковый состав. Группа была сформирована Завинулом с саксофонистом Уэйном Шортером и чешским басистом Мирославом Витушем. Витуша вскоре заменил Алфонсо Джонсон, а его в свою очередь -- легендарный человек Жако Пасториус. С ним коллектив обрел наибольшую славу. Квинтет из пяти виртуозов «отжигал» на концертах и записывал хиты: Teen Town (авторства Пасториуса), Black Market, Port of Entry, Birdland... По себе Weather Report оставили хорошую память в виде доброго десятка альбомов, а также концертников и компиляций. Жако Пасториус, Жако (изобретатель безладового баса и «последний джазмен, которого называют только по имени»), максимально проявил себя именно в Weather Report -- как и Майлс Девис, Завинул умел выискивать таланты и взаимодействовать с ними. Хотя, говорят, что когда Жако дал послушать Завинулу демо-запись своего сольного альбома, усатый шеф только хмыкнул: это все-де школьная самодеятельность. Ну школьная или вузовская -- ему виднее, но факт в том, что в 1981 году Жако покинул группу, чтобы сделать совершенно непревзойденную карьеру, стать главным бас-гитаристом всех времен и народов. Можно только гадать, что бы еще свершил Жако, кабы не ранняя смерть от наркотиков.

В отличие от своего юного безумного протеже обстоятельный и правильный Завинул жил долго и счастливо. Записал энное количество сольных альбомов (проект Zawinul Syndicate), в которых тяготел к синтезу фьюжна с фольклором разных стран мира. На альбоме My People (его можно рассматривать как своеобразный гимн музыкальному глобализму) записал австрийскую песенку «Картошка» на очаровательном диалекте родных мест (ни слова не понятно). Один раз выступал в Москве, четыре года назад. Основал собственный лейбл. Поддерживал талантливых музыкантов из разных стран мира...

В джазе надо жить долго: подчас даже сорокапятилетний виртуоз с полдюжиной сольных альбомов ходит в «молодых», а то и в тех, кто, выражаясь языком журнала Downbeat, есть TDWR (to deserve wider recognition), то есть «заслуживает большего признания». Большего признания, чем было у Джо Завинула по обе стороны Атлантики, трудно себе представить. И новые поколения будут восхищаться музыкой великого австрийца, одного из немногих белых европейцев, изменивших американский джаз.
Александр БЕЛЯЕВ


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  13.09.2007
"Отрыв" Александра Миндадзе на экране Москвы
Упал самолет. Главный герой (Виталий Кищенко; возможно, у его персонажа и есть имя, но вспомнить его после просмотра совершенно невозможно, да и не нужно -- он существует в мире, где паспортные данные не играют решительно никакой роли) потерял в этой авиакатастрофе жену... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  13.09.2007
Московский Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко открывает новый сезон
На состоявшемся вчера сборе труппы директор театра Владимир Урин рассказал о том, как труппа продолжает обживать отремонтированное (поднятое из пожарных руин) к началу прошлого сезона здание... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  13.09.2007
Дэвид Фелдман. Непостижимости. Уникальное собрание загадок, попадающихся на каждом шагу. Перевод с англ. Светланы Силаковой. -- М.: КоЛибри, 2007... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  13.09.2007
CURT BIANCHI
Со смертью этого усатого австрийского господина, носителя смешной вязаной шапочки и укротителя оравы разномастных синтезаторов, закрылась очередная страница джазовой истории... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама