N°153
27 августа 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  27.08.2007
Пиксели шедевров
Западноевропейскую гравюру XVII--XVIII веков показывают в Москве

версия для печати
В залах Академии художеств на Пречистенке открыта выставка старой европейской гравюры из собрания Научной библиотеки и Научно-исследовательского музея Академии художеств Санкт-Петербурга. Петербургские хранилища привезли часть своих фондов в Москву по случаю 250-летия академии. Для юбилейной выставки сюжет с фондами графики выбран не случайно. Первый президент Российской академии художеств Иван Иванович Шувалов положил начало коллекции гравюрных увражей, снабдив каталог эстампов (оттисков-отпечатков) подписью: «Оставленные мои эстампы в академии. Иван Шувалов».

На выставку отобрали множество эстампов французских художников, специализирующихся в основном на так называемой репродукционной гравюре. Репродукционная гравюра -- первостепенный жанр в академической системе художественного воспитания. Большинство листов на выставке датируется серединой XVII века. Как раз в 1648 году по инициативе азартного министра Людовика XIV Ж.-Б. Кольбера создается ставшая образцовой для всех европейских стран Нового времени Королевская академия живописи и скульптуры в Париже. В ее стенах формируется свод правил высокого стиля. В соответствии с «заповедями» первого художника Короля-Солнца Шарля Лебрена приблизиться к эталону можно, изучая формы классического искусства Италии и творчество национального гения Франции Никола Пуссена. Собственно, переводя образы великих картин в черно-белые графические репродукции, граверы и ставили глаз обучающихся в академии живописцев. Искусно владея техникой резцовой гравюры и офорта (оба вида выполняются на металлической пластине: резцовая гравюра -- путем резания металлической доски, офорт -- путем царапания покрывающего металл кислотоупорного лака и дальнейшего протравливания рисунка в кислоте; возможны комбинации обоих видов), художники крохотными точечками, тончайшими штрихами и линиями создавали формулу идеального взгляда на известные, признанные эталонными шедевры Леонардо, Тициана, Рафаэля, Пуссена. Разлетевшиеся по многим академиями мира эстампы Жана Пена, Жерара Одрана, Клаудиа Стеллы, Гийома Шато, Этьена Бове с филигранными черно-белыми «имиджами» картин богопочитаемых классицистами живописцев прошлого становились своего рода наглядным пособиям, может, офтальмологической таблицей юного художника, не исключено, что иллюстрацией в информационный тиражный бюллетень, наподобие художественной газеты. Кстати, глядя на героическое тщание сымитировать шедевр Рафаэля или Тициана с помощью мириад исступленно шагающих по белому листу штришков, особо остро сознаешь: по отношению к подлиннику живописи репродукционная гравюра была чем-то похожей именно что на пиксельную фотографию в газете или Интернете. Все так же, вроде бы, ан пространство восприятия не то. Впрочем, и доктрины академических программ по отношению к невообразимо сложной пластике неподконтрольной школам художественной жизни были тоже чем-то сходны с газетными передовицами.

При всей своей дотошной воспитательности репродукционная гравюра эпохи Людовика XIV была первым шажком к эре мультимедийности, к образам поп-арта. Кстати, выставку в залах академии можно принять иллюстрацией сюжета, вполне «форматного» для скандальных периодических изданий. Имеем в виду суровое противостояние и непримиримую борьбу во французской академии второй половины XVII столетия «пуссенистов» и «рубенсистов»: академиков -- сторонников идеально правильной композиции и рисунка Пуссена и академиков -- сторонников витальной колористической системы Рубенса. В залах на Пречистенке имеются как репродукции картин Пуссена, гравированные его поклонниками (Шато, Бове, Одран), так и оттиски по мотивам рубенсовских многофигурных полотен, созданные апологетами манеры великого фламандца (Видук, Эделинк, Болсверт). Так что выставка в залах РАХ -- это и репортаж с места горячих событий 3,5-вековой давности.
Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  27.08.2007
Центр Стаса Намина
В Москве проходит первый фестиваль искусства Кореи
Значительная часть программы феста уже свершилась в минувшие выходные -- прошли кинопоказы, выступил оркестр народных инструментов, заинтересованным читателям представили книгу «Учимся дзюдо с Владимиром Путиным» (на корейском языке)... >>
  • //  27.08.2007
«Ультиматум Борна» на московских экранах
Джейсон Борн -- специальный агент ЦРУ, в свое время выловленный рыбаками из волн Средиземного моря с пулями в спине и девственно чистой памятью, -- вот уже в который раз пытается выяснить хоть что-то о своем прошлом... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  27.08.2007
Западноевропейскую гравюру XVII--XVIII веков показывают в Москве
В залах Академии художеств на Пречистенке открыта выставка старой европейской гравюры из собрания Научной библиотеки и Научно-исследовательского музея Академии художеств Санкт-Петербурга. Петербургские хранилища привезли часть своих фондов в Москву по случаю 250-летия академии... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  27.08.2007
От Бунинской премии отказались эксперты
Среди многочисленных литературных премий недавно, с 2005 года, появилась еще одна -- Бунинская, с очень серьезной суммой премиальных (20 тыс. евро), что, понятно, привлекло к ней дополнительное внимание... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама