N°94
01 июня 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  01.06.2006
"В детский спорт нужно привлекать лучшие мозги"
версия для печати
Федеральная целевая программа развития спорта в России на период до 2015 года была принята правительством страны в начале этого года. Тем не менее многое из того, что было продекларировано в этом документе, уже на практике осуществляется в некоторых средних учебных заведениях страны. Именно эти школы имел в виду глава «Росспорта» Вячеслав Фетисов, говоря о «локальных прорывах» на местах. Своим опытом преподавания физкультуры в школе с корреспондентом «Времени новостей» поделился заслуженный учитель РФ, директор Немчиновского лицея Одинцовского района Московской области Леонид ЕГОРОВ.

-- Леонид Егорович, каково ваше видение преподавания физкультуры в средней школе?

-- Это очень сложный вопрос. И дело тут даже не в конкретной схеме построения урока. На самом деле для профессионалов это не проблема. Не хватит бумаги, чтобы все интересные выкладки изложить. Однако если переводить эту тему в практическую плоскость, то, на мой взгляд, в данном вопросе следует отталкиваться от конкретной личности преподавателя. В свое время, когда я начинал работать в школе, а мой преподавательский стаж насчитывает уже 40 лет, 80% физруков были мужчины. Сегодня наблюдается иная картина -- уроки физвоспитания ведут в основном женщины, и, на мой взгляд, школе явно не хватает преподавателей сильного пола. Причиной тому является отсутствие материальной заинтересованности. Поэтому сейчас нам нужно прежде всего озаботиться тем, как привлечь в учебные заведения лучшие умы, мозги и лучших организаторов.

-- Тем не менее на что следует делать упор -- на специализацию уроков физкультуры, организуя различные спортивные секции, или на универсализм?

-- В нашем лицее, хотя мы и руководствуемся обыкновенной общеобразовательной программой -- даем основы гимнастики, легкой атлетики, лыжного спорта, игровых видов, уже несколько лет работает несколько отличная концепция физвоспитания. Конечно, было непросто все это пробить. Нет соответствующей законодательной базы. Но тем не менее многое получается.

Во-первых, мы увеличили количество уроков физкультуры -- минимум три часа в неделю. Ввели такое правило, что каждый день перед уроками проводится физзарядка. Да и во время занятий учителя устраивают небольшие разминки. С пятого класса уроки физкультуры у нас ведут два преподавателя. Либо они отдельно занимаются с мальчиками и девочками, либо кто-то работает с детьми, которые пришли на урок после болезни. Я, как бывший спортсмен, мастер спорта, который 20 лет серьезно занимался греко-римской борьбой, считаю, что после болезни детей не следует «отлучать» освобождениями и справками от занятий спортом, а наоборот, их нужно вовлекать в спортивный процесс, давая иные нагрузки и упражнения. Но это отдельная тема. Есть в нашем лицее и некоторые классы, где у ребят пять уроков физкультуры в неделю за счет интегрированных курсов ОБЖ (основы безопасности жизни).

Словом, я предлагаю своим детям «шведский стол», когда каждый может выбрать то, что ему нравится. Не пошло, к примеру, в лыжах, можно перейти в другую секцию -- баскетбола или волейбола. Самое главное, чтобы не получилось как у капризного ребенка -- схватил, попробовал, не вкусно, плюнул. И здесь, я еще раз подчеркиваю, все должно идти от преподавательских кадров. Чтобы тренер, преподаватель физкультуры мог заинтересовать, влюбить ребенка в предмет, в движение, в здоровый образ жизни. Чтобы ребенок понял, что помимо компьютера есть и другие интересные вещи.

-- В идеале сколько уроков физкультуры должно быть в неделю у школьников?

-- Это не моя точка зрения, а результаты последних разработок ученых -- минимум 12 часов двигательной активности в неделю. Минимум. Но, подчеркиваю, под присмотром специалиста. Правда, многие считают, что дети будут перегружены. На мой взгляд, так рассуждают невежды. От физических нагрузок школьник будет только крепче спать. Ребенок в возрасте до 12 лет, если почувствует, что силы его иссякли, никуда не побежит, а сядет и заплачет. Это в 13--14 лет появляются волевые качества. И вот с этого времени тренерам нужно быть внимательнее и аккуратнее.

Несколько лет назад мы ввели у себя в лицее дневники здоровья, которые есть у каждого ученика. Там записываются все данные -- начиная с антропометрических и заканчивая болячками ребенка. Все записи делают классный руководитель и физрук. Правда, убедить преподавателей, что это нужно и важно, было совсем не просто.

-- Глава «Росспорта» Вячеслав Фетисов высказал идею превратить школы в центры занятия спортом, которые бы работали не полдня, а целый день.

-- А мы уже работаем по такому принципу. Жизнь в лицее не засыпает после двух часов. Для детей, которые больше хотят заниматься спортом, организовано несколько спортивных секций -- по общефизической подготовке, баскетболу, волейболу, лыжным гонкам, гимнастике и другим. Занятия ведут тренеры из нескольких ДЮСШ, с которыми мы заключили договоры. Лицей предоставляет и создает им условия для тренировок. Мы даже умудрились построить небольшую лыже-роллерную трассу длиной 700 метров, которая не пустует никогда. И все эти занятия для учащихся нашего лицея бесплатны.

Идея «школы полного дня» пришла ко мне давно. Учителя мне сегодня говорят, что, мол, ее у меня украли. Да не идею украли. То, что дети во второй половине дня, по сути, беспризорные, понятно всем. Только государство почему-то не хочет задуматься об этом. Родители на работе, и чем занят ребенок после двух часов, сытый ли он, неизвестно. А решение проблемы лежит фактически на виду -- дать специалистов и педагогов на вторую половину дня, и чтобы они трудились за достойную зарплату.

-- С точки зрения вашего личного опыта, с учетом принятой федеральной целевой программы по спорту как быстро можно ждать качественных перемен в инфраструктуре физвоспитания школьников?

-- Я бы сказал так, что там, где люди хотят, думают, ищут и дергаются, многое из того, что декларируется в этой программе, уже осуществляется. Я, например, считаю, что нужно в школах вводить должность заместителя директора по спортивно-массовой и военно-патриотической работе. Мне очень понравилось предложение Вячеслава Фетисова о создании школьных спортивных клубов. Я в ближайшее время эту идею запущу, только объединю всех тренеров ДЮСШ, которые у меня в лицее работают, в один школьный клуб и буду пытаться через главу нашего района искать средства для поощрения этих специалистов.

А что касается программы в целом, конечно, хотелось бы, чтобы все перемены шли быстрее. Но Вячеслав Фетисов -- серьезный мужик. За четыре года он достаточно сделал для развития массового спорта, и не только. Я знал его еще и раньше, когда он был действующим спортсменом, и могу сказать так: большие спортсмены трепачами не бывают.
Беседовала Ольга ЕРМОЛИНА


  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  01.06.2006
Кирилл Каллиников
В какую сумму обойдутся родителям спортивные пристрастия ребенка
Если хочешь, чтобы ребенок занимался спортом, -- плати. Эта формула, которая многими гражданами страны, воспитанными еще в советские времена, до сих пор воспринимается как нечто чуждое, в настоящее время приобретает все более отчетливые очертания, отражающиеся на родительском кармане... >>
  • //  01.06.2006
Кирилл Каллиников
Решать проблему оздоровления нации, по мнению главы «Росспорта» Вячеслава Фетисова, необходимо с пересмотра и качественного изменения всей инфраструктуры детского и школьного спорта... >>
  • //  01.06.2006
Федеральная целевая программа развития спорта в России на период до 2015 года была принята правительством страны в начале этого года. Тем не менее многое из того, что было продекларировано в этом документе, уже на практике осуществляется в некоторых средних учебных заведениях страны... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ