N°94
01 июня 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  01.06.2006
Сергей Хачатуров
Звездная пыль
В Центральном Доме художника открылась XI Международная выставка архитектуры и дизайна «Арх-Москва»

версия для печати
Тема организованной компанией «Экспо-Парк» очередной «Арх-Москвы» -- «Звездная архитектура. Архитектура звезд». Ее придумали кураторы фестиваля архитекторы Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. В своем отчасти лирическом, отчасти ироническом манифесте они цитируют Маяковского и идентифицируют «звездную архитектуру» с деятельностью знаменитостей мирового небосклона, так называемой «кочующей двадцатки», строящей по всему миру.

Для России заявленная тема звучит несколько претенциозно. Наших архитекторов в мире знают плохо, а приглашенные и выигрывающие в конкурсах на масштабное строительство в России иностранные звезды реализации своих проектов пока еще не дождались. Тем не менее на «Арх-Москве» трое из мегазвезд, Норман Фостер, Доминик Перро, Эрик Ван Эгераат, удостоились отдельной выставки «России с любовью». Рядом с их залами развернута экспозиция Михаила Хазанова, отечественным архитектурным сообществом признанного лучшим архитектором прошлого года. Генеральный спонсор выставки девелоперская компания ПИК зажгла свою звезду, Михаила Белова, возведшего вокруг колонн перед входом в ЦДХ металлические конструкции, символизирующие стройплощадки Москвы, на которых сияют звезды архитектуры.

Оставив за скобками коммерческую, ярмарочную часть «Арх-Москвы», признаем, что кураторский раздел наделен всеми достоинствами хорошего и стильного клипа. Экспозиция проектов («Арх-Каталог», представляющий те бюро, что возводят в столице нестыдные, по мнению кураторов, постройки, а также «Дизайн-Каталог» -- отобранные господами Савинкиным и Кузьминым по салонам и частным коллекциям образцы шедеврального промышленного дизайна, включая предметы Ле Корбюзье, Рона Арада, Гаэтано Пеше) инсталлирована очень зрелищно. Слоганы-девизы ярки, лихи и самодовольны. При этом информативность «Арх-Каталога» сведена к совершенному минимуму. Проект в большинстве случаев представляется лишь одним постером, развернутые экспликации отсутствуют. Так рекламируют себя сами звездные участники «Каталога».

Обаятельно-легкомысленный нарциссизм главных разделов «Арх-Москвы» еще больше отчуждает фестиваль от реального, ввергающего в глубокую депрессию архпроцесса России вообще и мегаполисов в частности. Нынешняя «Арх-Москва» -- это сублимация желания видеть так, как хочется, а не так, как есть; это пущенная в глаза «звездная пыль».

Подлинный интерес вызвали самые экспериментальные спецэкспозиции фестиваля, в частности, «Москультпрог» (стенд движения «Московские культурологические прогулки», основанного восемь лет назад историком Сергеем Никитиным; цель этих прогулок -- связать разорванное в нашем сознании пространство столицы не установкой на общение с образцами звездной архитектуры разных эпох, а контактом с повседневной средой жизни, памятью места, реалиями истории) и «АРХстояние». Фестиваль «АРХстояние» стал героем двух событий этой недели. Помимо развернутой презентации на «Арх-Москве» он оказался в числе победителей учрежденного Фондом Владимира Потанина конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». Надо сказать, что результаты конкурса, цель которого -- поддержать самые современные, чутко реагирующие на жизнь музейные проекты по всей России, оказались во многом парадоксальными. Из 512 заявок жюри (в его составе известные музейщики, ученые, журналисты) отобрало 15 проектов. Мало того, что в число выигравших «звездных» музеев попал лишь Русский, остальные -- маленькие провинциальные (Иркутск, Энгельс, Ижевск, Егорьевск). Среди победителей затесался совсем даже не музей, а просто художественная артель «Никола-Ленивецкие промыслы», которая и будет на территории заповедника Угра в нетронутом урбанизацией пейзаже Калужской губернии проводить фестиваль «АРХстояние». Жюри справедливо решило, что главный вопрос сегодняшней музейной жизни -- умение работать со средой, выстраивать правильное пространство общения (один из самых интересных проектов-победителей -- «Феерия света» Егорьевского историко-художественного музея: коллекцию старинного цветного стекла и хрусталя можно с помощью пульта сенсорного управления ощупывать лучом, проникая сквозь опостылевшие музейные витрины и создавая собственные «цветовые поэмы»). Архитектоника общения, а не формальные признаки принадлежности музейному комъюнити и стала критерием. Потому «АРХстояние» победило. Семнадцать отличных российских архитекторов и объединений (среди них Александр Бродский, Вячеслав Колейчук, Евгений Асс, мастерская ТАФ, Юрий Аввакумов) украсят ландшафт деревни Никола-Ленивец объектами в жанре лэнд-арт. Сегодня на «Арх-Москве» можно посмотреть весьма занимательные макеты этих объектов. Все они остроумно обыгрывают тему преображения пространства, выявления в нем оптимальных для творческого самочувствия зон. В конце июля выставленные на «Арх-Москве» макеты будут реализованы в Никола-Ленивце. Тогда продолжим разговор.
Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки
//  читайте тему  //  Архитектура


  КУЛЬТУРА  
  • //  01.06.2006
Сергей Хачатуров
В Центральном Доме художника открылась XI Международная выставка архитектуры и дизайна «Арх-Москва»
Тема организованной компанией «Экспо-Парк» очередной «Арх-Москвы» -- «Звездная архитектура. Архитектура звезд». Ее придумали кураторы фестиваля архитекторы Влад Савинкин и Владимир Кузьмин... >>
//  читайте тему:  Выставки
//  читайте тему:  Архитектура
  • //  01.06.2006
Влад Айнет
Выставка Валерия Кошлякова в зале Пroekt_Faбrика
Валерий Кошляков -- незамеченный классик. Он присутствует на артсцене, но в то же время и нет его, потому что не ходит на тусовки, не мелькает в телевизоре... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  01.06.2006
ИТАР-ТАСС
Одна из самых актуальных проблем сегодня -- искусство для детей. Потому что если не воспитывать вкус и потребность в искусстве с раннего детского возраста, для взрослых в ближайшем будущем можно уже не стараться... >>
//  читайте тему:  Театр
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ