N°53
29 марта 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 ВРЕМЯ БАНКОВ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  29.03.2006
Владимир Луповской
Проза Баланчина
версия для печати
Бенефис Зеленского -- две баланчинские вещи, в которых он появляется регулярно («Аполлон» и «Бриллианты»), и меж ними -- одноактовка Concerto grosso, сочиненная Аллой Сигаловой. Сделанная специально для бенефиса, она удивительно точно легла в вечер, в настроение, в человека. Сигалова использовала запись 1944 года -- Генделя играет Берлинский филармонический оркестр, дирижирует Вильгельм Фуртвенглер. Важно, что запись, важно, что сорок четвертый год. Что-то громыхает, и громыхает сильно, но еще за окном; но уже близко. (Зеленскому -- тридцать шесть; травмы надолго вышибали его из карьеры.) Черный задник; на пустой сцене одинокий человек в черных брюках, водолазке и такой же темной шапке (фотографам даже с наилучшей техникой не разглядеть; глаз различает очертания). Человек трижды выходит от задника на авансцену, все ближе и ближе; и эти три выхода -- три монолога о жизни и работе человека в театре.

Они отличаются друг от друга по интенсивности -- как вообще, слава богу, отличаются друг от друга дни. Они схожи между собой -- потому что человек один и тот же. Во время первого монолога падает задник -- и обнажается нутро театра, кирпичная стена, какие-то железяки, вечно висящий оперный колокол. Танцовщик стаскивает шапку -- он встрепан, он устал, но усталость лишь в еще большей сосредоточенности. Быстрые вращения сменяются замершими на долю секунды стоп-кадрами; крохотная передышка; репетиция продолжается.

Именно репетиция, правда -- в ней, в вечной подготовке, в ежедневной готовности. Не лицедейскую радость искусства танца, а его черный хлеб -- вот что вслед за Баланчиным воспевает Сигалова. Не виртуозность, что будет потом, -- то, как она дается -- сейчас (и взгляд в иногда рвущуюся, иногда очень прозаическую -- впрочем, репетиционная проза балета не раз становилась поэзией -- темноту нравится не всем; вот мой коллега на этой же полосе крайне Сигалову не одобрил).

Проза репетиции не означает, что пафоса не будет, не будет оваций на премьере, -- ни Зеленский, ни Сигалова не относятся к людям, которым безразличен зритель и важен только процесс, вот уж нет. В последней части на танцовщика начнет опускаться сверху вся громада софитов -- ощущение, что эти мощные железные балки, вспучивающиеся узлами десятков прожекторов, сейчас Зеленского просто раздавят. Но от танцовщика, что важно, не исходит чувства беспечности; он про то, что вот эта штука едет сверху, -- будто знает. То есть точно знает, что в театре может случиться такое -- сначала на сцену опустится один ряд софитов, затем второй, -- механизм театра, быт театра, работа театра будет выжимать тебя все ближе и ближе к рампе, упорно и мощно выталкивать на авансцену. И вариантов может быть только два: или ты -- да, ты исчезнешь под этим железом, будто тебя и не было, или ты встанешь на самом краю оркестровой ямы -- и одного движения руки будет достаточно, чтобы какой-то экстатический зритель начал овацию, не дослушав Генделя до конца.
Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Танец


  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  29.03.2006
Владимир Луповской
Маска Вестриса
Этот фестиваль -- последний перед реконструкцией Мариинского театра. Неизвестно, где пройдет следующий и будет ли он вообще, по крайней мере до введения в строй нового здания. В ожидании перемен темами Мариинского феста стали готовность к новому и верность себе... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  29.03.2006
Владимир Луповской
Бенефис Зеленского -- две баланчинские вещи, в которых он появляется регулярно («Аполлон» и «Бриллианты»), и меж ними -- одноактовка Concerto grosso, сочиненная Аллой Сигаловой... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  29.03.2006
Наталья Разина
К финалу фестиваль продемонстрировал многообразие артистических путей
Фестиваль, как известно, отличается от обычного течения репертуара тем, что на нем произведения не просто соседствуют, но образуют некую новую драматургию, сопряжение смыслов... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  29.03.2006
Екатерина Беляева
Жозе Мартинез, 37-летняя этуаль Opera de Paris, учился в школе Розеллы Хайтауэр и лишь год шлифовал свой танец в школе Парижской оперы. Тем не менее теперь он образцовый «классик» и сам ставит спектакли для учеников школы Парижской оперы... >>
//  читайте тему:  Танец
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ