N°231
14 декабря 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  14.12.2006
Reuters
Без формальностей
Общение России и Тайваня основано на экономике

версия для печати
Десять лет назад, создав неофициальное представительство на Тайване, Россия сделала смелый шаг по расширению своего присутствия в Восточной Азии. 15 декабря 1996 года в Тайбэй прибыл первый глава представительства Московско-тайбэйской координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству (МТК) на острове Виктор Трифонов.

«Открытие Тайваня» происходило в нашей стране в конце 1980--начале 1990-х годов на фоне распада СССР и формирования новой российской государственности. В послевоенный период о Тайване советские СМИ упоминали лишь как о «гнезде чанкайшистов» и «оплоте американского империализма». Перемены в СССР и Восточной Европе подвигли Тайбэй на активную работу по завоеванию новых друзей, способных укрепить его неустойчивые позиции на мировой арене.

Даже на пике разногласий с Пекином в 1960--1970-е годы Москва неизменно признавала остров неотъемлемой частью КНР. Тем не менее в начале 1990-х Тайвань начал решительную борьбу за выстраивание формализованных отношений с Россией, программой-максимум было установление дипотношений с Москвой. Тайбэй создавал образ богатого и динамичного «иного Китая», способного стать партнером России и заменить собой КНР. На фоне разговоров о приближающемся к России золотом дожде тайваньских инвестиций посланцы Тайбэя стремились вывести обсуждение двусторонних проблем на межправительственный уровень, добиться подписания документов, закрепляющих межгосударственный характер отношений, повысить статус приезжающих в Россию тайваньских чиновников. Помимо «битвы за Россию» после распада СССР Тайбэй развернул наступление еще на трех направлениях -- на Украине, в Белоруссии и странах Балтии.

Нарочитое невнимание

Хаотический «медовый месяц» завершился в сентябре 1992 года, когда Борис Ельцин подписал указ №1072 об отношениях с Тайванем, определивший направление развития контактов между Москвой и Тайбэем. Указывалось, что эти связи могут быть только неофициальными и неправительственными. Тем самым Россия пошла по пути западных стран, не поддерживающих с Тайванем дипломатических отношений, но при этом развивающих с островом торгово-экономические отношения. В июле 1993 года Тайбэй открыл в Москве неофициальное представительство Тайбэйско-московской координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству (ТМК). Еще через три года на остров прибыла российская миссия.

Профессор Открытого университета Гонконга Чеслав Тубилевич назвал курс постсоветской России на умеренное сближение с Тайванем политикой «нарочитого невнимания». Как и прежде, Москва не выразила интереса к ведению собственной геополитической игры вокруг острова, не желая ставить под сомнение развитие стратегического партнерства с Китаем. По мнению г-на Тубилевича, невнимание к Тайваню было свойственно не только СССР, но и царской России, не проявившей интереса к развернувшемуся в XIX веке соперничеству колониальных держав за контроль над стратегически расположенным островом. Вместе с тем современная Россия четко заявила, что больше не хочет упускать материальные выгоды от экономического сотрудничества с островом.

Тайбэй не нашел новых дипломатических союзников на руинах бывшего СССР, однако к середине 1990-х ему удалось завязать формализованные отношения с двумя странами -- Россией и Белоруссией. Вслед за представительством ТМК в Москве в июне 1996 года была открыта Тайбэйская экономическая и торговая миссия в Минске.

Глава департамента Западной Азии тайваньского МИДа Чэнь Цзюньсянь, в компетенцию которого входят страны бывшего СССР, сообщил «Времени новостей», что в этом году в связи с оптимизацией бюджетных расходов тайваньская миссия в Минске была закрыта. По словам г-на Чэня, «после нескольких лет работы в Белоруссии мы поняли: есть там офис или его нет -- разница невелика».

Сэкономленные деньги намечено потратить на создание отделения ТМК на российском Дальнем Востоке -- поближе к сырьевым запасам России. По словам Чэнь Цзюньсяня, у Тайваня сохраняется большой интерес к развитию контактов с Россией, прежде всего из-за потребности в диверсификации источников поставки на остров энергоресурсов.

Те страны, которые не могут похвастаться сырьевыми богатствами и емким платежеспособным рынком, постепенно уходят из поля внимания Тайбэя. На вопросы «ВН» о перспективах сближения Тайваня с богатыми сырьем государствами Центральной Азии г-н Чэнь отвечал, что остров «сохраняет к этим странам высокий интерес», однако «из-за влияния Китая некоторые страны не хотят его расстраивать».

Да и российская позиция по отношению к Тайваню стала жестче, чем в 1990-е. В марте этого года российский президент Владимир Путин и китайский председатель Ху Цзиньтао подписали декларацию, в которой Москва обещала и впредь проводить политику "одного Китая", признавая правительство КНР единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань -- его неотъемлемой частью. «Российская сторона не поддерживает с Тайванем официальных отношений и не вступает с Тайванем в официальный контакт, выступая против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме, включая независимость де-юре, не приемлет концепции "двух Китаев", либо "одного Китая и одного Тайваня", выступает против участия Тайваня в ООН и других международных организациях, членами которых могут быть только суверенные государства, не будет поставлять оружие Тайваню», -- говорится в документе.

Хотя тайваньские политики и эксперты часто говорят, что остров мог бы покупать российские вооружения, реальность таких сделок равна нулю. Москва поставляет оружие Пекину и не заинтересована в срыве долгосрочных планов военно-технического сотрудничества с КНР. Тайваньские вооруженные силы ориентированы на технику американского производства, реально их могут заинтересовать лишь единичные образцы оружия, проданного из России в КНР, для сравнительного испытания вооружений главного потенциального противника. Правда, летом 2001 года в британских и гонконгских СМИ появилась информация о том, что Россия якобы ведет с Тайванем секретные переговоры об организации производства на острове дизель-электрических подлодок класса «Кило». Москва немедленно опровергла эту информацию.

Но даже если бы Россия и хотела продать оружие на остров, сделать это было бы непросто. Политически расколотый тайваньский парламент до сих пор не может утвердить сделку о закупке в США ракет-перехватчиков «Патриот», восьми дизель-электрических подлодок и 12 противолодочных самолетов П-3 «Орион». Президент США Джордж Буш дал добро на продажу этого внушительного арсенала еще в 2001 году. За минувшие два года тайваньский парламент провел более полусотни безрезультатных слушаний на эту тему. Оппозиция -- партия Гоминьдан и Партия близости к народу (ПБН) заблокировали сделку, утверждая, что оружие стоит слишком дорого (16 млрд долл. за весь пакет), что оно не сможет изменить военный баланс в пользу Тайбэя и способно лишь спровоцировать Пекин на ответные шаги.

В октябре глава американского представительства в Тайбэе Стивен Янг заявил, что депутаты должны одобрить сделку до конца нынешней парламентской сессии. Оппозиция восприняла это заявление как вмешательство во внутренние дела. «Это было контрпродуктивно. Дипломатический представитель, даже неофициальный, не должен так говорить на пресс-конференции -- дескать, «поосторожнее, а то нарветесь». Такое обсуждается за закрытыми дверями. Я в системе МИДа работал 47 лет, но такого не видел», -- сказал «ВН» кадровый дипломат Чэнь Сифань, возглавляющий ныне группу проблем госбезопасности в гоминьдановском Фонде исследований государственной политики. Неприятие давления со стороны США было столь велико, что в начале декабря ПБН поставила в парламенте вопрос о высылке с острова недипломатичного мистера Янга -- представителя единственной страны, давшей обещание защитить Тайвань в случае нападения со стороны материкового Китая.

Друг из Петербурга

Несмотря на запрет на официальные контакты между Россией и Тайванем, Владимир Путин и тайваньский президент Чэнь Шуйбянь знакомы друг с другом. В декабре 1995 года Чэнь, занимавший пост мэра Тайбэя, посетил Санкт-Петербург, где встретился с вице-мэром Владимиром Путиным. В 2002 году в эксклюзивном интервью «ВН» Чэнь Шуйбянь сказал: «Тогда я не думал, что через несколько лет вице-мэр Путин станет президентом России, а я -- президентом Тайваня. Оба эти события произошли в 2000 году, когда я стал самым молодым президентом Тайваня, а г-н Путин -- самым молодым президентом России, так что между нами немало общего». Чэнь верит, что «сам факт, что два президента пожимали руки, общались друг с другом», поможет сближению Тайваня и России.

В июле 2002 года Чэнь Шуйбянь выступил с речью на состоявшейся в Тайбэе торжественной церемонии открытия неправительственной Тайваньско-российской ассоциации (ТРА). Он снова вспомнил о своей «первой, прекрасной и незабываемой встрече с Россией» в 1995 году и своем знакомстве с Владимиром Путиным. Чэнь заявил, что за два года, оставшиеся до завершения в 2004 году его президентского срока, он хотел бы открыть прямое воздушное сообщение с Россией, улучшить торговые связи, подписать экономические соглашения, активизировать сотрудничество в области науки, техники и борьбы со стихийными бедствиями. О высоком статусе ТРА свидетельствовало избрание на пост ее председателя генсека правящей Демократической прогрессивной партии (ДПП), экс-премьера Чжан Цзюньсюна. Его заместителем стал влиятельный гоминьдановский политик, вице-спикер парламента Цзян Бинкунь.

Политические графики Владимира Путина и Чэнь Шуйбяня по-прежнему совпадают. Избранные на пост президентов в 2000 году, в 2004-м они переизбрались на второй срок. Весной 2008-го им почти одновременно предстоит завершить работу из-за конституционного запрета баллотироваться в третий раз подряд.

Однако для тайваньского лидера завершение второго срока оказалось на редкость некомфортным. В этом году оппозиция трижды пыталась сместить Чэнь Шуйбяня с должности президента из-за коррупционных скандалов, в которых замешаны члены его семьи и ближайшее окружение. В мае по обвинению в использовании инсайдерской информации при незаконной скупке ценных бумаг был арестован президентский зять. Потом прокуратура обвинила первую леди У Шучжэнь в подделке финансовой документации для присвоения 450 тыс. долл. из специального президентского фонда, предназначенного для зарубежных операций. Завтра У Шучжэнь и три помощника президента должны явиться в суд. После 2008 года на скамье подсудимых может оказаться сам Чэнь Шуйбянь, защищенный ныне президентской неприкосновенностью.

Преемнику Чэня придется нелегко. Заместитель руководителя Фонда стратегических исследований Китай--Евразия профессор Хуан Цзечжэн заметил «ВН», что уровень поддержки ДПП низок и за оставшееся время пребывания у власти Чэнь Шуйбянь вряд ли сможет предложить смелые инициативы, ведущие к улучшению в отношениях двух берегов Тайваньского пролива. Противостояние «синих» (цвета партии Гоминьдан и ПБН, выступающих за сближение с Китаем и сохранение на острове китайской культуры) и «зеленых» (партийный цвет президентской ДПП, выступающей под лозунгами демократического самоопределения и суверенитета острова) очень острое. «Если нынешние тенденции сохранятся, избранный в 2007 году парламент вновь будет с «синим» большинством. Если в 2008 году будет избран «зеленый» президент, то продолжатся и нынешние споры. При этом «синие» займут еще более жесткую позицию, ведь им придется сидеть в оппозиции еще четыре года. Если же «синие», оказавшись у власти, пойдут на сближение с материком, этому изо всех сил будет противодействовать «зеленая» оппозиция» -- отмечает профессор Хуан.

Россия и Тайвань встали на путь демократического развития лишь в конце 1980-х годов, и делать окончательные суждения о достижениях пока рано. Ветеран тайваньского демократического движения 68-летний Чжан Цзюньхун, приговоренный в 1979 году гоминьдановскими властями к восьми годам тюрьмы за политическую деятельность, не без грусти смотрит на современные проблемы острова. «Сегодняшний облик нашей демократии -- это скорее вина, чем заслуга моего поколения. Демократия не должна приводить к такому. Проблема в том, что на Тайване нет фундамента правового государства. Созданной при Чан Кайши авторитарной бюрократической системы уже нет, но не создана и основанная на праве административная система» -- сказал «ВН» г-н Чжан. Его тревожит, что смычка массмедиа и экономических интересов привела к «диктатуре СМИ», а за действиями правоохранительных органов стоят авторитарные бюрократы старой эпохи. «Старый солдат демократии» (такой титул указан на визитке политика) полагает, что в будущем сила Тайваня будет состоять не в экономике, а в демократии. «Очень жаль, что ныне Тайвань не только не может передать демократию на материковый Китай, но и сам не в состоянии как следует использовать свою демократию» -- заметил Чжан Цзюньхун.

Частный капитал очень активен

Прозвучавшее летом 2002 года пожелание Чэнь Шуйбяня об открытии прямого воздушного сообщения острова с Россией было выполнено незамедлительно -- в августе того же года чартер тайваньской компании «Чайна эрлайнз» вылетел из Тайбэя в Москву. Через неделю встречный полет из Москвы совершил чартер российской компании «Трансаэро». Однако успех оказался временным -- тайваньская сторона потребовала от России права продлить рейс на Москву до стран Европы и высказала сомнения в рентабельности круглогодичного обслуживания рейса, поскольку тайваньские туристы хотят посещать Россию лишь в летние месяцы. В начале 2004 года авиакомпания «Трансаэро» открыла регулярные чартеры в Тайбэй, но с октября того года рейсы прекратились.

Глава департамента Западной Азии тайваньского МИДа Чэнь Цзюньсянь пояснил «ВН», что главная проблема ныне -- это отсутствие между сторонами соглашения об авиационном сообщении. «Переговоры продолжаются. Мы представили российским органам гражданской авиации тексты наших соглашений с другими государствами. Но, видимо, из-за политической мотивации в России полагают, что их нельзя брать в качестве примера», -- сказал г-н Чэнь. Те формулировки, которые предложила в своем варианте соглашения Москва, Тайбэй не устраивают.

Споры о политике не мешают бизнесменам. Россия успешно продает на Тайвань металлы и прокат, лесоматериалы, продукты нефтехимии, полимеры и волокна. Тайваньский экспорт в Россию представлен электроникой, машинами и станками. Если десять лет назад объем двусторонней торговли составил 1,2 млрд долл., то в 2004-м он вырос до 2,9 млрд, при этом положительное сальдо России превысило 2 млрд долларов.

К тому же в этом году Россия вышла на важный символический рубеж -- наша страна заняла третье место в мире по уровню валютных резервов, уступив Китаю и Японии, но опередив Тайвань. В ноябре у России было 279 млрд долл., у Тайваня -- 262 млрд долл. История экономического чуда 1980--1990-х годов породила в тайваньском обществе культ национальных золотовалютных резервов и привычку посматривать свысока на страны с меньшим объемом кошелька. Эти времена остались в прошлом, но осадок, как говорится, остался.

Теперь капиталы и технологии все быстрее утекают с Тайваня в материковый Китай. Для России имеет смысл бороться не за деньги, которые есть и у нее, а за тайваньское умение распоряжаться этими деньгами с умом. Ныне куда важнее позаимствовать не кусочек чужого «валютного пирога», а накопленные на острове навыки маркетинга, управления, внедрения новаторских разработок.

«Если Тайвань сможет направить часть инвестиций на российский Дальний Восток, наше правительство будет это приветствовать. Частный капитал очень активен, у него большой интерес» -- заметил «ВН» Чэнь Цзюньсянь. По его словам, укреплению связей препятствуют плохое знание тайваньскими бизнесменами российского налогового и таможенного законодательства, языковой барьер и трудности с оформлением въезда в Россию. «Если тайванец едет за границу и полагает, что там его ждет риск, -- это уже препятствие» -- говорит г-н Чэнь.
Александр ЛОМАНОВ, Тайбэй--Москва


  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  14.12.2006
Reuters
Общение России и Тайваня основано на экономике
Десять лет назад, создав неофициальное представительство на Тайване, Россия сделала смелый шаг по расширению своего присутствия в Восточной Азии... >>
  • //  14.12.2006
Reuters
О перспективах российско-тайваньского сотрудничества обозревателю «Времени новостей» Александру ЛОМАНОВУ рассказал руководитель представительства Московско-тайбэйской комиссии (МТК) в Тайбэе Сергей ГУБАРЕВ... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика