N°231
14 декабря 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  14.12.2006
СЕРГЕЙ ХАЧАТУРОВ
Кремлевский распил близ кубинской границы
Радикальный российский десант на крупнейшую ярмарку современного искусства в Майами

версия для печати
Реакция американца на произнесенную нашим соотечественником фразу «Ай эм фром Рашша» теперь уже радикально отличается от незабвенных «Горбачефф! Перестройка!» Таксист, везший приглашенных на открытие выставки Modus R в Майами отечественных журналистов, когда узнал, откуда мы, воскликнул: «О! Россия! Это там, где очень много денег?!»

Такое смещение эмоциональной реакции в сознании трудящихся зарубежных стран стало символическим пропуском россиян на престижнейшую, респектабельную и очень дорогую ярмарку современного искусства Art Bazel Maiami Beach. Ярмарка проводится в пятый раз прямо в курортной зоне города. Здание Конвеншн-центр, где галереи всего мира развернули свой товар, находится через улицу от пляжной полосы, в районе гостиниц, пассажей, магазинов и кафе, выстроенных в милом провинциальном стиле ар деко конца 20-х -- 40-х. Художники, галеристы, дилеры и критики с 7 по 10 декабря дефилировали по проторенному маршруту: гостиница -- выставочный центр -- пляж -- кафе -- резиденция суперстар мирового артбизнеса (там прием, общение, осмотр личных собраний) -- снова гостиница на несколько ночных часов и далее по кругу. Декабрьский пляж с гнущимися на ветру, украшенными к Рождеству электрическими звездочками пальмами навещали в основном гости ярмарки. Температура плюс 25 воздуха и плюс 20 океана для аборигенов по-зимнему холодная. А нам было хорошо. И за небесным перформансом с мчащимися облаками наблюдать, и в волны размером с человеческий рост нырять, и в далекий океанический горизонт всматриваться (ведь до Кубы, в сущности, рукой подать), и выстроенные на пляже ангары посещать. Тем паче, что в ангарах находилось не попавшее в основную программу современное искусство. Среди приятных пляжных встреч запомнились экспозиция дизайнерских объектов архитектора Захи Хадид (привезена лондонской галереей «Ров Проджектс»), графическая выставка Павла Пепперштейна на тему Мирового океана с плавающими в нем авангардными кубами -- резиденциями планетарного правительства (привезена берлинской галереей «Камм»).

Вообще территория искусства на время проведения Art Bazel Maiami Beach чрезвычайно протяженна. Конвеншн-центр и пляж -- только одна ее часть. Артпроекты презентовали также магазины, гостиницы Майами-Бич. В Ботаническом саду предлагали видеопрограмму на многих параллельных экранах. В самом городе Майами, отделенном заливом от пляжной полосы, функционировал Дизайнерский район -- выставки открывались в отреставрированных совсем недавно старых гаражах, цехах и складах. В этом районе прошел вернисаж российской выставки Modus R.

Чем объясняется необычная география мировой ярмарки искусств? Общий ответ подскажет само название: Арт-Базель -- Майами-Бич. Руководство самой большой ярмарки современного искусства в швейцарском городе Базеле (директор ярмарки Сэмюэль Келлер) пять лет назад решило сделать филиал своей программы в благоприятной для арт-бизнеса зоне -- в Майами, там, где отдыхают богатые американцы и имеются огромные площади для хранения дорогостоящих и колоссальных по размерам объектов, включая мультимедийные -- с экранами, оборудованием и компьютерами. Для властей Майами такая интервенция очень желанна: инфраструктура оживает, город богатеет. Вопрос, почему внутри Майами выделился Дизайнерский район, более частный. Дело в том, что материковый Майами до последних лет слыл не самым благополучным в экономическом, социальном, криминальном смыслах местом. Зато недвижимость внутри безликих, малопривлекательных складских и промышленных зон продавалась по низкой цене. Бизнесмен и коллекционер Крейг Роббинс купил квартал трущоб недалеко от центра и, по меткому выражению художника Андрея Филиппова, сделал из него «маленькую ВДНХ». В сияющих игрушечной новизной отреставрированных беленьких павильончиках разместились шоу-румы (презентационные залы) разных фирм, музеев (включая Центр Помпиду) и коллекционеров. Стараниями трех фирм -- ArtMediaGroup, R/Group, ART PR International, а также фонда гуманитарных программ «Культурная миссия» и артменеджера Николаса Ильина Дизайнерский район украсила в этом году выставка Modus R. ART PR International и галерея «Е.К.Артбюро» поддержали и другой российский проект Дизайнерского района -- скульптуру мэтра концептуализма Андрея Филиппова «Пила».

По словам кураторов российской выставки Олеси Туркиной и Евгении Кикодзе, Modus R -- это буквенный ребус. Олеся Туркина считает, что название можно расшифровать «как образ революции, правило реконструкции, как след, оставленный модернизмом в современном российском искусстве». Поскольку речь идет о разрыве с классической повествовательностью, постольку выставка имеет подзаголовок: «Русский формализм сегодня». Выставку Modus R особенно интересно толковать в свете феномена ярмарки Art Bazel Maiami Beach. Ярмарка представляла искусство очень дорогое и респектабельное. Большинство топовых работ на стендах знаменитых галерей (Marlborough, Gmurzynska, Krugier, Gagosian, Gemini) принадлежали классикам XX века. Цены на их творения редко когда опускаются ниже полумиллиона долларов. Рекорды стоимости установились на скульптуру и живопись Пикассо из галереи Krugier (от 15 до 30 млн. долл.). Живопись отцов-основателей поп-арта Энди Уорхола, Роберта Раушенберга, Джеймса Розенквиста, скульптура Тони Крэгга, Дональда Джадда, Луиз Буржуа, Джона Чемберлейна оказались главным блюдом ярмарки. Они наиболее востребованы и любимы теми, кто хочет надежно вложить деньги в проверенный временем артбренд. По иронии, став частью артиндустрии, искусство мэтров 40 -- 90-х как-то обесценилось на глаз. В ангаре ярмарки интеллектуальный мессидж с его напором, эпатажем и драйвом слабеет и обезличивается до формулы сносной дизайнерской штучки; как удачно выразился гулявший по ярмарке среди прочих звезд уровня Киану Ривза и Дениса Хоппера комиссар российской художественной биеннале Иосиф Бакштейн, в формате ярмарки искусство XX века воспринимается упаковкой с нечитаемым смыслом. Чтобы смысл вернуть, упаковку надо распечатать, а для того умственным усилием вывести объект за пределы ярмарки.

Параллельные программы ярмарки призваны ситуацию исправить и хотя бы частично восстановить отчужденные системой товарно-денежных отношений смыслы современного искусства. Именно в этой перспективе можно оценить декларируемую кураторами российской экспозиции Modus R идею вернуться к содержанию через новую интерпретацию протоформ модернистского языка. Идея реализована отлично (не в последнюю очередь благодаря правильной организации выставочного пространства художником Сергеем Мироненко). Вся экспозиция, в которой участвуют очень усидчивые и восприимчивые ко всему новому и непростому художники молодого поколения, получила свой лейтмотив. По моему разумению, им стал пространственный морок на границе миров реального и виртуального. Владимир Логутов из Самары неподвижной камерой снял видео с перекрестком самарских улиц. Если пристально смотреть, испытаешь шок. Ведь благодаря незаметной поначалу компьютерной обработке фильма творится на экране нечто загадочное: красный светофор отражается в луже зеленым, пропадают завернувшие за угол машины, пешеходы клонируются и шествуют с двойниками... Наталья Носова сделала фотоплан Садового кольца с будто выжженной солнцем автомагистралью. Реальный город неотличим от своей 3-d проекции. Давид Тер-Оганьян нарисовал реальную дорожную разметку прямо на полу галереи. Она оказалась монументом виртуальным мирам супрематизма и абстрактного экспрессионизма. Группа «Синий суп» пустила по смоделированным на мониторах ж-д. и автомагистралям эшелоны с грузом. Под ногами видеопроекция, в которой тюки с грузами будто из самолета падают на стратегический план какой-то местности. Трехмерная анимация волнует своей гиперосязаемой и в то же время тревожно-непонятной, свернутой в груз секретного предназначения эмоцией. Команда «Обледенение архитекторов» обустроила квартиру в двигающейся по фасаду дома ремонтной люльке, а также на экране компьютера выстроила мост в Беринговом проливе с опорами в виде рубок подводных лодок. По законам часовых поясов, в одной башне-рубке гостит день вчерашний, в другом -- завтрашний. Филипп Донцов изучал этику и психологию семейной жизни на примере цифровой семьи. Андрей Молодкин наливал нефть в акриловые формы круга, квадрата и креста. Становясь универсальным символом артрынка, нефть виртуально промотирует картины Малевича. Виктор Алимпиев показал видео «Зарницы» -- постминималистскую (по определению Олеси Туркиной) сюиту о теплом, душевном, любимом близком, вдруг способном обернуться чем-то грозным (грозовым) и дальним. Детские пальцы выстукивают ритм на партах. Потом озорно слушают, как с видеоэкрана им отвечает шум сверкающих зарниц. Ирина Корина пошутила над фантомами общества потребления, превратив в диван пластиковую «кроватку» для мобильного телефона.

Занятно, что реплику того же объекта можно было видеть (и купить) на стенде единственной российской галереи XL, приглашенной в основную программу ярмарки Art Bazel Maiami Beach. Своей «кроваткой» госпожа Корина навела виртуальный мост между коммерческим и некоммерческим разделами российских экспозиций. Это не случайно, так как качество выставленных на торги галереей XL работ вполне соответствует самым передовым и умным тенденциям молодого искусства мира. Мультимедийный объект Аристарха Чернышова с бегущими строками в виде книжных закладок (текст соответствует произведению на корешке воображаемой книги), его же видеопроекция, реагирующая на присутствие зрителя стилизованной под живопись поп-арта или абстракции меняющейся картинкой, были проданы сразу, и на реплики этих объектов выстроилась очередь. Российский пример показателен: даже если ты обделен уорхолами, крэггами, пикассо, но имеешь виртуозных и смышленых молодых художников, их интеллектуальные усилия обязательно оценят. И они станут в авангарде процесса.

Эмблемой российского присутствия на Art Bazel Maiami Beach явилась скульптура «Пила» Андрея Филиппова, установленная в Дизайнерском районе. Привезенный Еленой Куприной водным путем длиной в месяц многотонный минималистский объект отражает свет многих культурных клише (иронических и не очень), связанных с восприятием имперского мифа России. В далеком отстранении это символ вечного конфликта цивилизаций, обреченность на распиленное параноидально-шизоидное сознание, в близком же -- чисто конкретный образ распиливания молодым российским бизнесом «освоенного бюджета» или вырученной прибыли. Особую пикантность теме придает тот факт, что зубцы пилы стилизованы под кремлевские башни. Вжик-вжик, вжик-вжик, кто на новенького?..
Сергей ХАЧАТУРОВ,Майами -- Москва
//  читайте тему  //  Выставки


  КУЛЬТУРА  
  • //  14.12.2006
«Волкодавом» пульнут до Нового года
Главная новость -- фильм «Волкодав», снятый по мотивам романа писательницы Марии Семеновой, -- выйдет на экраны не с 1 января, как было обещано, а уже с 28 декабря, причем рекордным количеством копий -- 600 и больше. С чем связан ранний старт, можно только гадать... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  14.12.2006
СЕРГЕЙ ХАЧАТУРОВ
Радикальный российский десант на крупнейшую ярмарку современного искусства в Майами
Реакция американца на произнесенную нашим соотечественником фразу «Ай эм фром Рашша» теперь уже радикально отличается от незабвенных «Горбачефф! Перестройка!».. >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  14.12.2006
Большой театр и «Ла Скала» подписали договор о долгосрочном сотрудничестве
Беспрецедентный, по оценке Михаила Швыдкого, договор о долгосрочном сотрудничестве (речь идет о циклах обменных гастролей всех трупп обоих театров, о стажировках, о педагогах, о близком знакомстве друг с другом технических служб и поддержке конкретных проектов на межгосударственном уровне) на днях подписан Большим театром и миланским «Ла Скала» к общему удовольствию сторон... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ