N°20
07 февраля 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  07.02.2006
Памяти Виктора Мельникова
версия для печати
В воскресенье, 5 февраля 2006 года, в четыре часа утра ушел из жизни Виктор Константинович Мельников. 91-летний художник завещал государству дом, построенный его отцом, гениальным архитектором Константином Степановичем Мельниковым, в Кривоарбатском переулке, и весь хранившийся в доме архив. Виктор Константинович был хранителем дома с момента смерти отца, в 1974 году, и защищал его от всевозможных посягательств. Одной из последних тяжб был нелегкий спор с младшей дочерью Еленой, которая безуспешно пыталась оспорить права отца на дом в суде.

Признанный шедевр архитектуры был одним из немногих частных жилых домов, построенных в Москве за годы советской власти. Он носит статус охраняемого государством объекта культурного наследия. Все, кому посчастливилось побывать в доме, знают, что Виктор Константинович был верным и неустанным проповедником заветов своего отца. Виктор Мельников с радостью принимал многочисленных гостей дома, именитых и безвестных. Неспешно, несуетно, с великой заботой и вниманием проводил для каждого посетителя экскурсии, рассказывал об отце, доме и архиве. Всю жизнь боролся с угрозой разрушения великого памятника из-за наседающих соседних новостроек. «Когда-то, -- говорил Виктор Константинович, -- в наши чудесные окна глядело множество московских церквей. А нынче он в заточении среди новомосковских офисов».

Сам Виктор Константинович был замечательным живописцем. Светоносная палитра его картин одной природы с той мистерией света, что сотворил в интерьерах дома отец художника. Среди восхищенных почитателей живописи Виктора Мельникова был легендарный коллекционер русского авангарда Георгий Костаки. Костаки открыл живопись Мельникова еще в 1962 году, во время известной выставки «30 лет МОСХа» в Манеже. Работы Виктора Мельникова экспонировались тогда в филиале юбилейной экспозиции на Беговой. В книге отзывов на первую персональную выставку Виктора Мельникова 1971 года в Литографской мастерской на Масловке Костаки оставил вот какую запись: «Это не пейзажи, это иконы новой неведомой нам религии». Одна из последних персональных выставок живописи Виктора Константиновича проходила в Музее архитектуры, сотрудники которого под руководством дочери Мельникова Екатерины и по инициативе самого Виктора Константиновича несколько последних месяцев проводили разборку семейного архива с целью организации будущего музея семьи Мельниковых.

Екатерина Мельникова является душеприказчиком отца, за которым она ухаживала многие годы. Она крайне обеспокоена будущим дома. По ее мнению, ее сестра и двоюродный брат хотели бы продать его. Как и отец, Екатерина мечтает создать в доме государственный музей Константина и Виктора Мельниковых. Остается надеяться, что вопросы собственности и краткосрочной выгоды не поставят под угрозу само будущее этого уникального дома, жемчужины русского авангарда.
Сергей ХАЧАТУРОВ, при участии Московского общества охраны архитектурного наследия (МАРС)


  КУЛЬТУРА  
  • //  07.02.2006
«Золотой теленок» обруган вдоль и поперек
Я не помню ни одного телесобытия, которое СМИ освистали бы с таким единодушием. На сериал Ульяны Шилкиной накинулись все скопом; именно так самого Остапа в конце романа (глава XXXVI) драли на клочки румынские пограничники... >>
//  читайте тему:  Телепремьеры
  • //  07.02.2006
В воскресенье, 5 февраля 2006 года, в четыре часа утра ушел из жизни Виктор Константинович Мельников. 91-летний художник завещал государству дом, построенный его отцом, гениальным архитектором Константином Степановичем Мельниковым... >>
  • //  07.02.2006
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  07.02.2006
«Возвращенные ценности» и «Опись имущества» -- московские галереи продвигают живопись
У двух художников -- строгого концептуалиста, углубленного в тайны языка, Ивана Чуйкова и любителя подробных историй, пытающегося объять необъятное, Семена Файбисовича -- мало общего. А вот у двух их серий, с разницей в пару лет написанных еще в прошлом веке в Нью-Йорке, общего гораздо больше... >>
//  читайте тему:  Выставки
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ