N°199
30 октября 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  30.10.2006
Соединить несоединимое
Минпромэнерго предложило подумать о подключении трубопроводов «Транснефти» к КТК

версия для печати
Минпромэнерго снова вспомнило о проекте строительства нефтепроводной перемычки Тихорецк--Кропоткин, которая могла бы соединить трубу Каспийского трубопроводного консорциума с системой Баку--Новороссийск, принадлежащей «Транснефти». Как сообщил в минувшую пятницу Интерфаксу источник в министерстве, этот вопрос обсуждался в начале октября на заседании правительственной комиссии по ТЭК. Тогда Минпромэнерго, Федеральной службе по тарифам, Минэкономразвития и другим ведомствам поручили проработать и представить свои предложения о строительстве этой перемычки. В «Траснефти» «Времени новостей» подтвердили свою заинтересованность в этом проекте, но подчеркнули, что пока не достигнуты договоренности с российскими акционерами КТК -- ЛУКОЙЛом и «Роснефтью» -- об объеме прокачки. Без этого монополия не будет начинать строительство перемычки. Так что, судя по всему, вопрос об ее строительстве укладывается в рамки противостояния России и КТК.

Перемычка Тихорецк--Кропоткин предусматривалась еще при подготовке проекта строительства КТК, постановление о создании которого было подписано в 1997 году. С началом работы КТК российские чиновники вернулись к этой идее и предложили «Транснефти» стать оператором проекта этого трубопровода. Предполагалось, что мощность перемычки составит около 8 млн тонн в год, длина -- 60--70 км, а затраты на проект -- примерно 50--60 млн долл. Госмонополия согласилась, но потребовала от российских компаний, в первую очередь от участвующих в КТК, гарантий на прокачку через Тихорецк--Кропоткин такого объема нефти. При этом оплата за транспортировку должна была взиматься по системе take or pay, то есть на основе заявленного объема, а не реальной прокачки. Такая система гарантировала бы «Транснефти» окупаемость проекта. Ни одна из компаний таких гарантий не предоставила, и проект соединения КТК с системой Баку--Новороссийск был отложен на неопределенный срок.

Несмотря на то что проект перемычки вновь обсуждался в правительстве, как и четыре года назад, нефтяные компании не готовы дать гарантии поставок и настороженно относятся к инициативам чиновников. «Если эта идея будет воплощаться во что-то реальное, то мы рассмотрим этот вариант поставок», -- туманно отметили в «Роснефти». Не заинтересован в соединении нефтепроводных систем и ЛУКОЙЛ. «Мы согласны изучить этот вопрос, но рассчитывать в основном все же будем на КТК, -- подчеркнули в компании. -- Пользуясь своими квотами, мы прокачиваем по КТК свою казахскую нефть. В частности, с 2008 года по этому трубопроводу пойдет нефть с Северного Каспия, которая лучше по качеству, чем та, что прокачивается в системе «Транснефти». Если строить такую перемычку, то это означает пустить туда нефть в том числе из Башкирии и Татарстана, то есть получить в итоге ту же Urals». В случае нехватки транспортных мощностей компания готова рассматривать трубопровод Баку--Джейхан.

Минпромэнерго настроения компаний, судя по всему, известны. Поэтому стремление соединить системы продиктовано, скорее, желанием укрепить контроль над КТК, единственным нефтепроводом на территории России, не числящимся на балансе «Транснефти». Созданный в 2001 году специально для перекачки казахской нефти на базе нефтепровода Тенгиз--Новороссийск консорциум представляет собой своего рода частно-государственную структуру, где половина уставного капитала принадлежит России (самая большая доля в проекте -- 24%), Казахстану (19%) и Оману (7%), а остальные 50% поделены частными нефтяными компаниями.

Отношения России и КТК уже давно натянутые, поскольку с начала работы консорциум так и не принес стране никакой прибыли: вся выручка, получаемая от прокачки нефти, идет на погашение кредитов, привлеченных компанией под строительство. При этом повышать тарифы акционеры КТК отказываются. Россия добилась смещения главы КТК -- представителя Chevron Йена Макдональда. Этот пост занял топ-менеджер «Зарубежнефти» Владимир Раздухов, который пообещал первую налогооблагаемую прибыль по проекту в 2008 году, а в 2014-м -- погашение всех кредитов. Но, видно, такое решение российскую сторону тоже не удовлетворило: летом налоговики подали иск к российской «дочке» консорциума в арбитражный суд Москвы, признавший ее виновной в укрывательстве 4,5 млрд руб. прибыли. Причем адвокаты КТК тут же заявили о намерении оспорить это решение. Помимо судебных разбирательств чиновники Минпромэнерго, по сообщениям ряда СМИ, предложили перевести российскую часть трубопровода КТК в реестр естественных монополий, что позволит регулировать тарифы на прокачку нефти. Правда, в минувшую пятницу глава Минпромэнерго Виктор Христенко заявил, что пока он таких предложений не получал.
Анна ГОРШКОВА


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  30.10.2006
Александр Миридонов
Одобрена первая крупная сделка по продаже энергоактивов
Реформа российской электроэнергетики, которая, казалось, в последние годы окончательно завязла в трясине межведомственных и корпоративных интересов, совершила настоящий рывок... >>
  • //  30.10.2006
ИТАР-ТАСС
Герман Греф запустил строительство автозавода "Фольксваген" в Калужской области
Ранним субботним утром на огромном поле площадью 800 гектаров в окрестностях Калуги стояли министр экономического развития Герман Греф, посол Германии Вальтер Юрген Шмидт, все руководство области, а также председатель совета директоров «Фольксваген АГ» Бернд Пишетсридер и председатель совета директоров «Шкоды» Детлеф Виттиг... >>
//  читайте тему:  Автопром
  • //  30.10.2006
Reuters
Доллар падает на фоне резкого замедления темпа роста экономики США
Сдержанные комментарии представителей Федеральной резервной системы США относительно возможного повышения процентной ставки, а также слабые макроэкономические показатели за третий квартал нынешнего года стали основными причинами нового витка падения курса доллара на мировых рынках... >>
  • //  30.10.2006
Вячеслав Кочетков
Растущие объемы российского внешнеторгового оборота привлекают к этой сфере особое внимание банковского сектора. В конце минувшей недели Внешэкономбанк организовал специальную конференцию «Актуальные вопросы торгового финансирования в России», в которой приняли участие представители более 100 ведущих российских и зарубежных финансовых институтов... >>
  • //  30.10.2006
Минпромэнерго предложило подумать о подключении трубопроводов «Транснефти» к КТК
Минпромэнерго снова вспомнило о проекте строительства нефтепроводной перемычки Тихорецк--Кропоткин, которая могла бы соединить трубу Каспийского трубопроводного консорциума с системой Баку--Новороссийск, принадлежащей «Транснефти»... >>
  • //  30.10.2006
Ее результаты IPOС хочет использовать в судах
Генпрокуратура России проверила деятельность инвестиционного фонда IPOC и не нашла в ней ничего противоправного. Выводы прокуратуры IPOC намерен представить в судебных процессах в Цюрихе, на Бермудах, в Санкт-Петербурге, Стокгольме и Нью-Йорке по делу о праве собственности на 25,1% акций ОАО «Мегафон», отмечается в пресс-релизе IPOC... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама