N°197
26 октября 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  26.10.2006
Ирина Коккинаки
Самые высокие, длинные, широкие
Зодчие получили награды и обсудили профессиональные проблемы

версия для печати
В Манеже прошел Международный фестиваль «Зодчество-2006», приуроченный к пятнадцатилетию «новой России». Как сказано в предисловии к каталогу выставки, он раскрыл «итоги развития архитектуры в новых социально-экономических условиях». «Хрустальный Дедал» -- главная национальная премия в области архитектуры -- вручен петербургскому коллективу под руководством В. Блашкевича (архитектор С. Лалазоров, конструктор В. Вавилова, инженеры -- Т. Зотова и Н. Цветков) за комплексную реконструкцию и реставрацию Российского государственного академического театра драмы имени А.С. Пушкина.

Петербургская школа реставрации славится высоким профессионализмом. Внимание к культурному наследию, государственный масштаб памятника, каким является Александринка, и качество работы составили триединство, которым, видимо, объясняется выбор победителей.

За реставрацию награждены и другие коллективы: Золотым дипломом отмечены А. Бернштейн и С. Бучнева, авторы реставрации Орловской богадельни в Подколокольном переулке в Москве.

Петербургские архитекторы не раз отмечались наградами, представив несколько запоминающихся проектов и построек. По числу наград они соперничали с группой омчан, а также представителями административных структур. Последних поощрили за развитие градостроительной активности, которая очевидным образом сказалась в экспозиции этого года. Планшеты с обновленными генпланами городов были примерно в равной пропорции со стендами, отражавшими рвение по части строительства комфортного и «доступного» жилья.

Несмотря на то что среди награжденных были москвичи, в экспозиции их участие почти не читалось, если не считать стендов мастерской В. Гинзбурга. Смотр лучших проектов и построек за 2004--2006 годы происходил в отсутствие большинства лучших архитектурных фирм. Московские бюро, составляющие ядро «Арх-каталога» на фестивале «Арх-Москва», выставку проигнорировали. Преобладало ощущение принужденности и номенклатурных директив, а в калейдоскопе российской архитектуры складывались картины не слишком разнообразные. Что явно противоречило открывающему выставку изречению «Архитектура -- это экономия во всем, кроме идей и замыслов».

Экспозиция встречала кумачом транспаранта, растянутого над входом. Слова Гете перемежались дефинициями Л. Кана. Все говорило о том, что мы высоко держим знамя культуры, из истории которой стараемся взять все самое лучшее. Осмотр огромной, плотной по составу выставки сопровождался знакомством с удмуртской народной самодеятельностью, оглушавшей звуками песен и плясок. Торговали мелким товаром -- платками, шалями, бижутерией. На закрытии читали стихотворение Пушкина «Пророк». Символизирующая наше радушие пословица «Что есть в печи -- на стол мечи» очень шла к событию -- смотру достижений профессии.

С коробейниками, предлагавшими бижу, соседствовал стенд группы компаний «Классик-проект». Он информировал о том, что «самое высокое здание будет построено в России». Высота без шпиля -- 730 м, общая -- 951, это гостиничный комплекс «Тридцать три богатыря». А самое длинное будет построено тоже в России: длина 2050 метров -- это гостиничный комплекс «Гуси-лебеди». Выяснилось, что все воздвигнут их в Анапе -- на основе подмосковного строительного опыта. Как заявил руководитель группы компаний Андрей Карпов, «держава не подведет и даст достойный ответ самому высокому небоскребу в Дубае». О Нормане Фостере, собирающемся строить небоскреб в московском Сити, речи не было.

Сам британский архитектор не приехал на фестиваль, делегировав своего партнера. С мастер-классами выступали и другие представители профессиональной элиты: питерец Сергей Чобан, живущий и строящий в Германии и России, руководитель известной петербургской мастерской Никита Явейн...

Дух державного величия отечественного зодчества был несколько развеян на пресс-конференции с участием ведущих архитектурных критиков. Разговор сопровождался слайд-шоу, знакомившим с характерными образцами нашей архитектуры последних пятнадцати лет. Большинство из них относилось к явно ретроспективному, эклектическому направлению, которое резко критиковали многие участники дискуссии. Выступали А. Клименко, А. Волчок, А. Гозак, А. Кафтанов и др. Россия была названа обочиной мирового архитектурного процесса, «провинцией с имперскими амбициями».

Разница в качестве проектирования обнаружилась при знакомстве со стендами зарубежных участников -- вильнюсских, таллинских, сербских и будапештских архитекторов. Причины нашего отставания кроются не только в отсутствии технологической базы. Она лишь следствие долгой эволюции, а не итог импульсивного импорта. Сказывается общий дефицит визуальной культуры, обусловленный уничтожением сознания, укорененного в жизненном укладе. «Печально то, что мы уже в который раз начинаем все заново. И это дурной симптом», -- подытожил А. Кафтанов.

Пятнадцатилетие «новой России» сопровождается идентификацией новой архитектуры. Зачастую она предстает странным симбиозом формальных атрибутов взаимоисключающих стилей. Попытка примирить и синтезировать все, что было в отечественной культуре, не всегда оправдывает себя. Призыв заниматься отвечающей запросам времени архитектурой, естественно, снижает градус панегирических отзывов о состоянии российского зодчества.
Ирина КОККИНАКИ, «Архитектурный вестник», -- специально для «Времени новостей»
//  читайте тему  //  Выставки


  КУЛЬТУРА  
  • //  26.10.2006
Ирина Коккинаки
Зодчие получили награды и обсудили профессиональные проблемы
В Манеже прошел Международный фестиваль «Зодчество-2006», приуроченный к пятнадцатилетию «новой России». Как сказано в предисловии к каталогу выставки, он раскрыл «итоги развития архитектуры в новых социально-экономических условиях»... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  26.10.2006
Майкл Флэтли выйдет на сцену «Олимпийского»
Король ирландского степа Майкл Флэтли начнет новое мировое турне в России -- 7 ноября премьера программы под названием «Кельтский тигр» будет показана в Петербурге, в Ледовом дворце, а 9 ноября ее увидят москвичи в «Олимпийском»... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  26.10.2006
Публика идет в кинотеатр не только ради фильма
Московский кинотеатр «Киномир» отмечает десятилетие. Как убеждены его владельцы, с появлением этого кинотеатра, изначально называвшегося «Кодак-Киномир», в России началась новая эра кинопоказа... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  26.10.2006
Первый за долгие годы альбом Линды, который напоминает о ее лучших временах. Ведь в середине 90-х она произвела фурор. Такой музыки никто не делал -- непонятно, каким образом эта смесь отмороженной электроники и условной этники «прокатила» у широких масс и даже успешно конкурировала с неумирающим жанром «лоходенс»... >>
//  читайте тему:  Музыка
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика