N°19
06 февраля 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  06.02.2006
Екатерина Беляева @ Большой театр
Сказка о первой любви
В Большом театре состоялась премьера «Золушки»

версия для печати
Художник Ханс Дитер Шааль сотворил на заднике звездное небо, а рядом с этим задником поставил немаленький такой метеорит. Сверху на нем сидит человек и перекладывает бумажные листки. Это Сказочник (Виктор Барыкин), его помощница Пташка прибирает планету и шугает метлой кружащихся ворон; поймав упорхнувший от автора листок с историей про Золушку, она просит Сказочника отправить ее в эту сказку.

Соотношение размеров персонажа и небесного тела, на которое он водружен, напоминает о «Маленьком принце». История о ведомом автором герое, что в финале оставляет создателя и устраивает свою судьбу, перекликается с «Обыкновенным чудом». А маленькая сценка, когда Пташка-Золушка с удовольствием сядет верхом на метлу и проскачет на ней, чуть не взлетая, вызовет в памяти полет Маргариты. Хореограф Юрий Посохов и режиссер Юрий Борисов в интервью упоминали историю совсем не детскую -- планировалось, что балет будет посвящен жене Прокофьева, Лине, певице, побывавшей в сталинских лагерях. От этой идеи, к счастью, осталось только чуть обозначенное сходство Сказочника с Прокофьевым. Спектакль же явно вырос из детских и юношеских художественных впечатлений Посохова и Борисова. (Первому сорок, в биографии -- Московское хореографическое училище, работа в Большом и десятилетней давности переезд в Сан-Франциско, где он продолжил танцевать и начал ставить танцы. Второму пятьдесят, в памяти -- отец, великий актер, питерская консерватория и работа оперного режиссера в Камерном музыкальном театре.) Потому и Сент-Экзюпери, и Шварц, и Булгаков.

А сверху наброшен американский зрительский опыт Посохова. Мюзик-холльный. Смесь получается занятная.

Золушка -- вовсе не кроткое безответное создание. Она вполне может за себя постоять и сама организовать свою судьбу. Да, на балу к Принцу ее подталкивает Сказочник, но в миг знакомства героиня специально съезжает по перилам в руки молодому человеку, а вернувшись с бала в расстроенных чувствах, просто-таки прикладывает метлой мачеху и сестриц. Ее партия выстроена на чередовании отваги и робости, пыла и трепета. Вот только что летела как оглашенная, а вот прячется в угол. Вот, сжавшись, наблюдает за уроком танцев. (Отличная сцена. Пухлые сестрицы -- Анастасия Винокур и Лола Кочеткова -- в розовых пачках в зеркальном балетном зале пытаются подражать самовлюбленному преподавателю. Педагог, он же завтруппой Большого Геннадий Янин, мнит себя Нижинским, ручки складывает над головой, как Призрак розы, и не очень-то девиц учит. В финале обе повисают на палке, как ленивцы на дереве.) А вот уже вслушивается, встраивается в зовущий на бал летучий вальс. В перепадах настроения та самая лихорадка, что сопутствует первой любви. И весь ритм балета, то притормаживающий, замедляющийся в массовых сценах, то пускающийся вскачь -- нервный, сказочный, чудовищно беспокойный ритм первого чувства.

В спектакле много маленьких чудес и скромных режиссерских аттракционов. Например, в начале второго акта на темный задник транслируется изображение из оркестровой ямы -- как работает дирижер. Публика, надо сказать, следит за его мимикой и жестами с великим интересом. Но помимо этой милой хохмы Александр Ведерников заслуживает упоминания и в связи с прямыми обязанностями -- «Золушка» звучала замечательно, лишь единственный раз, в финальном вальсе первого акта, оркестр, как неисправный магнитофон, «потянул» мелодию в угоду неуспевающим балетным. Не забудется Метла, с которой танцует Золушка, -- вдруг она оживает и оказывается длинным худым парнем (Алексей Лопаревич), двигающимся так, будто палку проглотил; с вздыбленной его шевелюры сыпется мелкий мусор. Хороша Мария Каллас (Дарья Ворохобко), оказавшаяся среди тех, кому в поисках возлюбленной Принц предлагает примерить туфельку -- стоящая на рояле «оперная дива» вздымает руки к небесам и угрожающе (градусов на 45) кренится над наглым мальчишкой, вздымаясь вверх хищным телом, и снова трагически нависает (за пояс ее удерживает пристегнутая к крышке рояля лонжа). И совсем простенький ход -- уже найдя друг друга, Принц и Золушка сядут рядом и свесят ноги в оркестровую яму (на краю сцены вдвоем -- как на краю земли; никто больше не нужен; за спиной снова звездное небо).

В премьерной серии (следующая, говорят, будет лишь в июне) театр выставил трех Золушек -- Светлану Захарову, Екатерину Шипулину, Анастасию Яценко -- и трех Принцев -- Сергея Филина, Дмитрия Белоголовцева, Дмитрия Гуданова. Каждая из девушек отыграла свою тему. Захарова -- мечтательной самодостаточности, этакого «плотного стекла», которым бывают неосознанно ограждены от жизни большие балерины. (С метлой она тоже бегала, но все-таки за счастье особенно не сражалась, и лучше всего шли танцевальные фрагменты, когда не надо было ничего играть.) Шипулина -- воли к победе (и виртуозности -- как средства ее достижения). Яценко -- работящей покорности (увы, старые сказки иногда злы... только за трудолюбие там не награждают). И принцы им достались разные: легкомысленный обаяшка Филин, молодой правитель государства (там явно короля нет) Белоголовцев, на мгновение позволивший себе расслабиться на балу трагический мечтатель Гуданов. С неоклассической лексикой Посохова (словарем знакомым, лишь с чуть смещенными акцентами, изредка с чуть большей чувственностью, чем привычна нашему добродетельному балету) труппа справилась без труда. И отыграв премьеру, сразу же приступила к репетициям «Золотого века», спектаклю Григоровича (1982), который будет возобновлен 23 марта. Желающие смогут сравнить интонацию обаятельного воспоминания, прозвучавшую в «Золушке», и настоящий железный барабан той эпохи. И выбрать постановку по вкусу.
Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Танец


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  06.02.2006
Екатерина Беляева @ Большой театр
В Большом театре состоялась премьера «Золушки»
Художник Ханс Дитер Шааль сотворил на заднике звездное небо, а рядом с этим задником поставил немаленький такой метеорит. Сверху на нем сидит человек и перекладывает бумажные листки... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  06.02.2006
Александр Лазарев и «Новая Россия»
В 1987--1995 годах Александр Лазарев был главным дирижером Большого театра. Тогда это было не самое прогрессивное место, но премьеры случались событийные, нетривиальные... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  06.02.2006
Прошел десятый архивный фестиваль «Белые Столбы»
Юбилейный фестиваль Госфильмофонда не особенно отличался от предшественников: все-таки это в первую очередь мероприятие для специалистов, и любые круглые даты здесь стараются отмечать не помпезными мероприятиями, а специальными тематическими просмотрами... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  06.02.2006
Подведены итоги очередного рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода
Я понимаю, что лишь аборигенам (да и то не всем) интересно узнать, какая постройка в их родном городе признана какими-то там экспертами лучшей в истекшем году. И понимаю, что не дело общенациональной газеты отслеживать эту профессионально-региональную ярмарку тщеславия... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама