N°167
14 сентября 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  14.09.2006
НАТАЛЬЯ РАЗИНА
Культ и культи
Сезон в Мариинском театре открыли «Мазепой»

версия для печати
У режиссера Юрия Александрова (он, как и сценограф Георгий Цыпин, сделал для Мариинки немало спектаклей, но вместе они работали впервые) есть удивительный дар превращать в комическое все, к чему он прикоснется, потому ему лучше всего удаются буффы и оперетты. В операх-драмах александровский комизм приобретает гиньольный оттенок, и в самых трагедийных местах публика не знает, плакать или смеяться, -- то в «Семене Котко» в сцене расправы немцы появятся в космических скафандрах, поливая сцену из огнеметов-водометов, то историю «Поругания Лукреции» рассказывает не античный хор, а бежавший из гетто еврей с золотой фиксой, то в «Мазепе» сошедшая с ума Мария носит в мешке куски тела казненного отца. И так всегда -- откровения с трэшем вперемешку. Кажется, что под высоковольтным напряжением александровской фантазии летят все предохранители вкуса. И не только у режиссера.

«Мазепа» был предложен Валерию Гергиеву «Метрополитен-опера» (в Нью-Йорке премьера состоялась в марте). Так вот когда Георгий Цыпин показал заказчикам первые макеты, разразился скандал -- директора «Мет» никак не ожидали, что в опере Чайковского ключевыми словами окажутся «донос», «пытка», «казнь», а из них будет выведен «культ личности» гетмана-генералиссимуса.

В интервью Цыпин признавался, что был даже рад переделать макеты, максимально изгнать политику и сделать историю вневременной. Мол, борьба за власть всегда одинакова -- и 300 лет назад, и 70 -- и все повторяется: месть рождает месть, бывшие друзья становят палачами, а потом и жертвами, молох истории равнодушно перемалывает людские судьбы. Что было в первом акте солнцем, обернется кровью, а в финале станет пеплом. Может, для американцев этот сюжет и стал абстрактным, неким туземным «экзотическим приключением» (Financial Times), но для отечественного зрителя политика никуда не делась, все недвусмысленно, хоть профиль вождя на заднем плане снабжен не только трубкой, но и оселедцем.

Спектакли Александрова всегда балаган, но дозы китча в «Мазепе» близки к смертельным. Дело не в том, что действие перенесено в другую эпоху -- поместье Кочубея превратилось в ВДНХ с откормленным скотом и счастливыми позолоченными крестьянами, пардон, колхозниками с фонтана Дружбы народов. Потом эти ожившие гипсовые фигуры обратятся в труху и пыль, а гордые кичливые казаки, наоборот, окаменеют навечно. Вульгарны не идеи, от них дух захватывает, вульгарен конечный результат -- режиссера опять понесло. Если ревность -- то пусть Мария найдет чулочек мазеповской пассии и трясет им перед носом любимого, если мечты о власти -- то в шкафчике приготовлена шапка Мономаха, если казнь -- то полная расчлененка, гипсовые головы катаются как мячи, и если безумие -- то конструирование ребеночка из человеческих обрубков. Режиссер увлечен сверхидеями, концептуальным переосмыслением целого, акценты переставляет, но артисты при этом топорно двигаются, не знают чем занять себя, ходульно воздевают руки и неуклюже падают ниц. И большая романтическая опера, которой, вероятно, хотели придать остросовременное звучание, смотрится худшей пародией на саму себя.

Чайковский ведь тоже неровен в «Мазепе», сцены-откровения перемежаются проходными среднеоперными страницами, но Гергиев страстно достает из партитуры максимум возможного. В лирических дуэтах он бережно выращивает каждый оркестровый подголосок, в сцене казни испепеляет контрастами динамики, в шумном «Полтавском бою» есть не только упоение, но и отчаяние. А колыбельная, которой заканчивается опера, превращается в какой-то изматывающий психоделический трип, который заставляет публику забыть, что через 20 минут закроют метро. Но если для Гергиева «Мазепа» -- это четырехчасовая поэма о чувствах, то для Александрова -- лишь повод для перформанса.

Следствия очевидны: насколько хор звучал мощно и стройно (хормейстер Леонид Тепляков), настолько играл нелепо и убого. Николай Путилин многие годы числил партию Мазепы своей коронной, но на этот раз звучал бледнее Эдема Умерова, который пел второй спектакль. Лариса Дядькова, кочубеевская жена со стажем, была по-прежнему убедительна и актерски, и вокально, ее дублера Елену Витман лучше с ней даже не сравнивать. Достойно звучали Виктор Луцюк и Олег Балашов в партии Андрея. Марию старательно пели Татьяна Павловская и Виктория Ястребова, хотя тем, кто слышал в этой партии Ольгу Гурякову, не хватило гибкости интонации.

Из двух «Мазеп», имеющихся теперь в мариинском репертуаре, новый спектакль смотрится, конечно, авангарднее пыльной постановки 1950 года, где все реалистично и почвенно. Но, несмотря на вызывающий декор и идеологическую надстройку, он недалеко от нее ушел.
Анна ПЕТРОВА (Санкт-Петербург)
//  читайте тему  //  Театр


  КУЛЬТУРА  
  • //  14.09.2006
НАТАЛЬЯ РАЗИНА
Сезон в Мариинском театре открыли «Мазепой»
У режиссера Юрия Александрова (он, как и сценограф Георгий Цыпин, сделал для Мариинки немало спектаклей, но вместе они работали впервые) есть удивительный дар превращать в комическое все, к чему он прикоснется, потому ему лучше всего удаются буффы и оперетты... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  14.09.2006
В минувшее воскресенье в Тверской области, в бывшем имении Глебовых-Стрешневых Знаменское-Раек, отметили новый праздник -- День русской усадьбы... >>
  • //  14.09.2006
Поэт Лев Рубинштейн стал художником-оформителем лестницы
Издательский дом «Афиша» приступил к активной и даже провокативной выставочной деятельности. Летом на Чистопрудном бульваре были установлены 150 стендов со снимками французского фотографа Яна Артюса-Бертрана, на которых наша планета была запечатлена с высоты птичьего полета... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  14.09.2006
Начинается фестиваль «Шостаковичу посвящается»
В Большом театре сегодня вечером станцуют «Болт» -- так начнется фестиваль, посвященный столетию со дня рождения Дмитрия Шостаковича. В программу феста собраны три балета и одна опера -- вслед за «Болтом» можно будет увидеть «Золотой век», «Леди Макбет Мценского уезда» и «Светлый ручей»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика