| N°16 01 февраля 2006  | 
	![]()  | 
	
 Издательство "Время"  | 
	
| // Архив | // поиск | |||
 ![]() ![]() ![]() ![]()  | 
  
Будда видео-арта Умер Нам Джун Пайк 
73-летний художник, родившийся в Корее, учившийся в Японии, начавший артистическую карьеру в Германии, а в середине 60-х перебравшийся в Америку, был не просто гражданином мира, собственной жизнью связавшим Восток и Запад. Нам Джун Пайк -- персонаж синтетического склада, в котором увлечение буддистской традицией уживалось со страстью к радикальным технологическим экспериментам, академическое образование -- с эпатажными жестами, любовь к музыке -- с сознательным отказом от карьеры композитора и с предпочтением картинки на экране телевизора звуку. Его называли дедушкой видео-арта, поскольку уже в 1965 году Пайк купил портативную камеру, а в 1966-м начал городить инсталляции из ТВ-мониторов. 
    
До этого уже было участие в группе «Флюксус» -- самом радикальном художественном движении 60-х годов, пытавшемся до предела расширить границы искусства и прославившемся спонтанными неодадаистскими акциями и абсурдными мусорными объектами. К последним и относится одна из ранних скульптур Нам Джун Пайка Piano Integral -- раскуроченное пианино, обклеенное всякими бытовыми предметами. Это результат нескольких «концертов», которые давал молодой композитор с 1958 по 1963 год -- сначала самостоятельно, затем в рамках «Флюксуса». Между струнами он засовывал яичную скорлупу, фотографии, пластиковые игрушки, к пианино присоединялись велосипедные звонки, автосирены, радиоприемник и даже пылесос -- и все это звучало, гудело и дребезжало, сопровождая музыкальное соло и превращая действо в подлинную акустическую анархию. «Пианино -- это табу. Оно должно быть разрушено», -- манифестировал Нам Джун Пайк. Теперь этот революционный объект украшает венский Музей современного искусства: Пайк давно стал классиком, а его технические открытия вроде видеосинтезаторов или проекций, работающих в реальном времени и транслирующих на экране происходящее здесь и сейчас, давно вошли в артарсенал. Но Нам Джун Пайк, кажется, был готов к своей канонизации. Ему, буддисту, было уютно существовать в Большом времени. Не случайно в своих «навороченных» видеоинсталляциях он любил использовать корпуса самых допотопных телевизоров, выстраивая из них гигантские скульптуры, в которых антикварное статичное дерево уравновешивало мелькающие цветные картинки на современном дисплее. И самая известная его работа, «ТВ-Будда» 1974 года, тоже посвящена связи эпох: старинная статуя Будды словно медитирует перед собственным изображением на телеэкране. Добиться такой предельной простоты и одновременно выразительности высказывания не удалось пока ни одному видеоартисту, для большинства из которых технология важнее месседжа. А Нам Джун Пайк, когда-то изучавший философию в токийском университете, был прежде всего философом, который в своих экспериментах с новыми медиа пытался всего лишь найти оптимальные формы для размышлений о сегодняшнем мире. С философским стоицизмом относился он и к самому себе. Последние десять лет был практически парализован, но при этом продолжал давать шутливые интервью на открытии собственных выставок, которых, к слову, в России до сих пор не было. 
 
 ![]() Амазонки русского искусства в галерее XL В конце января оба пространства галереи XL отдали дамам, и те явили образ мысли романтический и практичный одновременно... >>     	
   
 Среди номинантов на премию «Оскар» лидируют фильмы про политику и нетрадиционную сексуальную ориентацию Имена тех, кого Американская киноакадемия сочла достойными бороться за звание лучших, стали известны во вторник в 5.30 по местному лос-анджелескому времени... >>     	
   
 ![]() Умер Нам Джун Пайк 73-летний художник, родившийся в Корее, учившийся в Японии, начавший артистическую карьеру в Германии, а в середине 60-х перебравшийся в Америку, был не просто гражданином мира, собственной жизнью связавшим Восток и Запад... >>     	
   
 ![]() Смотрите со 2 февраля на экранах Москвы «Казанова» (США, 2005, Лассе Хальстрем). Очередная вариация на тему выдуманной биографии величайшего соблазнителя всех времен и народов... >>     	
   
 ![]() «Шестьпьес» в Театре.doc по пьесам Л. Горалик и С. Львовского Новый спектакль Театра.doc называется «Шестьпьес» и действительно строится на материале «целых» шести пьес, но самая большая из них величиной в полторы страницы... >>     	
    | 
![]() 18:51, 16 декабря 
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря 
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря 
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря 
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря 
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря 
Ассанж будет выпущен под залог | 
| Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией  | 
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru  | 
|||